Обучение грамоте в подготовительной группе
Задачи:
- уточнить представления детей об осени;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- познакомить с гласным звуком [ы];
- закрепить представления о гласных звуках;
- развивать умение слышать и выделять звук в потоке речи, подбирать слова на заданный звук;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных, в анализе предложений, состоящих из субъекта, предиката и объекта.
Материал: иллюстрации «осень», «человек», «стрелка», «сыр», картинки для технологии «Карусель», корзинка, фишки и буквы для звукового анализа, рабочий лист.
Логика образовательной деятельности.
Педагог: Сегодня я для вас приготовила загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень).
- На этой неделе мы много говорим об осени. Давайте всё, что вы знаете об осени, сложим в нашу корзинку.
Технология «Корзина идей».
Дети по очереди называют факты, слова об осени и «складывают» в корзину.
- Что бы вы ещё хотели узнать про осень?
- Послушайте, как про осень говорит поэт М. Садовский.
«
Осень.
Березы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело. Съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела».
- Какими словами поэт описывает осень? (зачитываются отрывки) какое настроение у стихотворения? Почему?
- Заметили ли вы, что в этом стихотворении много слов со звуком [ы]?
Игровое упражнение «Поймай звук»
Педагог повторно читает стихотворение. Дети хлопают в ладоши, «ловят звук за хвостик», услышав звук [ы].
- Что вы можете сказать о звуке [ы]? Какие ещё гласные звуки вы знаете? Чем они отличаются от согласных звуков? Придумайте слово, которое бы начиналось со звука [ы].
Звук [ы] особенный. Нет слова, которое бы начиналось с этого звука. Кроме того, если звук [ы] встанет в конце слова, он любой предмет превратит во множество предметов.
Игровая технология «Карусель».
1 этап - мотивационный.
Деятельность педагога. Вы любите кататься на карусели? Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Карусель».
Деятельность детей Включаются в деятельность, предложенную педагогом.
2 этап - организационный.
Деятельность педагога. Чтобы карусель заработала, договоритесь, кто с кем будет играть в паре.
Договоритесь в паре, кто возьмёт картинку, а кто букву «ы».
У кого в руках картинка – вы внутренний круг – «Карусель».
У кого в руках буква – вы внешний круг – катаетесь на карусели.
Деятельность детей. Дети договариваются о сотрудничестве, вспоминают правила: дослушивать ответы, осуществлять переход по хлопку.
Берут предложенный материал.
Занимают места, образуя два круга.
3 этап - деятельностный.
Деятельность педагога. Послушайте задание.
Дети – «карусель» будут называть слово. Те, кто «катается», подставляют в конце слова букву «Ы» и называют новое слово.
Деятельность детей. Дети активно взаимодействуют друг с другом. Называют слова.
Осуществляют переходы. Меняются внешний и внутренний круг.
4 – итоговый.
Деятельность педагога. Вам понравилось играть в нашу карусель? Вы назвали много слов со звуком [ы].
Деятельность детей. Обсуждают и оценивают своё участие в общей работе.
- Мне стало интересно, сколько звуков в слове «лимон»? Давайте проверять.
Звуковой анализ слова «лимон».
Дети проводят анализ самостоятельно на местах с выкладыванием букв на соответствующие фишки. Один ребенок работает у доски. Взаимопроверка. Выясняется, кто прав при первоначальном подсчете звуков в слове.
- Превратите один лимон во много лимонов. Как это сделать? (поставить букву "ы" в конце слова).
Игра «Назови слово»
Дети называют слова со звуком [ы] в середине слова.
После названного слова «сыр» на доске выставляются картинки «человек», «стрелка», «сыр».
- Придумайте предложения, которые бы подружили эти слова «человек» и «сыр».
Дети называют предложения. (Человек ест сыр. Человек режет сыр). Считают количество слов в предложении (всегда три) и количество предложений (чем больше, тем лучше).
Задание на рабочем листе.
Источник: Дружок. Уроки логопеда/ авт.-сост. И. Васильева. – М., Стрекоза, 2010. – с. 13.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Обучение грамоте в подготовительной группе
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Октябрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь