Образовательная деятельность в подготовительной группе ДОУ с использованием ИКТ "Летучие мыши. Эхолокация"
Образовательная деятельность в подготовительной к школе "Летучие мыши. Эхолокация"
Задачи:
1. познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни летучих мышей.
2. уточнить представления о звуковых волнах и их передачи в пространстве.
3. экспериментальным путем выяснить механизм эхолокации.
4. воспитывать интерес детей к окружающему миру. Материал: корзинка, презентация Microsoft Power Point "Летучие мыши", два одинаковых мяча, ёмкость с водой, дневники наблюдений, простые карандаши. Логика деятельности: Педагог: Сегодня мы с вами будем говорить о природе и том, как человек использует в своей жизни знания о ней.
- Что вы знаете о летучих мышах? Давайте, всё, что вы о них знаете сложим в корзину. Приём "Корзина идей, понятий"
Дети называют всё, что они знают, слышали или видели о летучих мышах. Воспитатель на каждую информацию складывает фишку в корзинку.
- Что бы вы хотели ещё узнать о летучих мышах? Просмотр презентации "Летучие мыши"
Информация для детей.
У летучих мышей, также как у птиц, есть крылья. Но они состоят не из перьев, а из кожистой пленки, которая соединяет передние, задние ноги мыши и её хвост. Большая часть питается насекомыми, однако большие летучие мыши могут питаться птицами, ящерицами, лягушками, немногие - рыбой. Большинство видов летучих мышей живут большими колониями в пещерах или на деревьях, но есть виды, гнездящиеся на паутине, строящие гнезда из листьев. Мыши бывают очень маленькими, умещаются в ладони, например, мышь - шмель. Или очень большими, как большой эумопс. Вылетая из пещеры, летучие мыши всегда поворачивают налево.
Летучие мыши спускаются к воде, утоляя жажду несколькими слизанными на лету каплями. Многие летучие мыши, как и птицы, улетают зимовать на юг, где нет больших морозов. При полете летучие мыши издают не слышимые человеческим ухом ультразвуки. Стоит появиться впереди какому-то даже самому маленькому препятствию, звуковая волна от него отражается. Улавливая такие сигналы, летучая мышь ориентируется в пространстве и определяет размеры, местонахождение окружающих ее предметов. Такой своеобразный «локатор» и помогает летучим мышам «видеть» в темноте. Это явление называется эхолокацией.
- Давайте проверим, правда ли это.
- Что представляет из себя звук? Это звуковая волна. если звуковая волна встречает препятствие, она не проходит дальше. (это дети знают ещё со старшей группы по программе Дыбиной О.В. "Ребенок в мире поиска")
Экспериментальная деятельность "Волна".
В ёмкости с водой создаётся волна, опускается любой плавающий предмет.
- Что происходит с предметом? Он качается вперед - назад. Почему? Волна ударяется о бортик таза и возвращается обратно.
- Как же мышь определяет далеко или близко предмет?
Экспериментальная деятельность "далеко - близко".
Четверо детей делятся на пары. Каждая пара получает по мячу. Одна пара отходит далеко друг от друга, а другая становится близко. Задача детей - перебросить друг другу мяч. По сигналу дети выполняют задание. остальные фиксируют чья пара сделала это быстрее.
Вывод: те, что стояли близко друг другу, выполнили задание быстрее. Также и звуковая волна. Если звук вернулся к мыши быстро, то предмет ... близко (договаривают дети).
- Именно это явление узнавать расстояние до предмета с помощью звука и использует человек в приборе "эхолокаторе". Например, на кораблях. С помощью такого прибора капитан знает нет ли подводного рифа на дне моря. Рассматривание картинки.
- Эхолокатор отправляет звуковой сигнал на морское дно, а потом улавливает его, когда он вернулся обратно. Если звук вернулся быстро, то существует для корабля опасность.
- Давайте зарисуем в дневниках наблюдений, как работает прибор "эхолокатор".
- Какую информацию вы бы ещё сейчас добавили в нашу корзинку идей? Что нового и интересного узнали? Литература.
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2004. – с. 166.
2. Презентация Летучая мышь.