Интегрированная НОД по формированию элементарных математических представлений сказка-игра «Теремок» (для детей 4-5 лет)
Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Задачи:
- Закреплять умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; обследовать форму этих фигур зрительно, находить сходство и различия между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме.
- Развивать познавательный интерес, воображение, мышление; умение различать треугольную и квадратную формы в предмете, упражнять детей в количественном счете до5-7.
- Закрепить умение конструировать из геометрических фигур простые плоскостные предметные формы.
- Развивать умение вести поиск решения проблемы самостоятельно.
- Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
В занятии интегрированы все пять образовательных областей (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-комуникативное развитие).
Материалы и оборудование:
Объёмные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник) в занимательном исполнении; мольберт в чехле с изображением Теремка»; изображение плоскостной фигуры «замок» и доска с ключами «ключи от замка», ширма; схемы для составления предметов из треугольников (ёлочки, домика и лодочки) по подгруппам и цветные треугольники из картона, игровое оборудование «Волшебное солнце»; двухцветные квадраты Воскобовича (на каждого ребёнка), схемы с изображением предметов (домик, конфета, конверт), мягкий кубик, воздушные гелевые шары по количеству детей, магнитофон.
Ход
Дети входят в зал, встают в полукруг, здороваются с гостями.
Игра с кубиком "Давайте познакомимся»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный кубик, он нам поможет познакомиться, у кого в руках кубик, тот сообщит всем как его зовут.
«Меня зовут фея ""Геометрия", а как тебя зовут?...»(кубик передают по кругу,возвращается к воспитателю).
Ребята кубик у нас волшебный и приглашает нас в волшебную страну геометрических фигур. А полетим мы в эту страну на воздушных шариках. (улетают).
Воспитатель. Вот и добрались мы до места. Посмотрите какой сказочный театр здесь.
На полянке стоит дом
С крышей, с кругленьким окном.
Это не простой домок.
Этот домик-теремок.
Как вы думаете, ребята, какие сказочные герои могут тут поселиться? (Дети высказывают предложения.) Правильно! Но это волшебная страна. И тут другие сказочные герои. А кто они мы сейчас узнаем. Я превращаюсь в сказочницу, а вы будете – зрителями.
Располагайтесь поудобнее перед нашей полянкой и слушайте. (дети рассаживаются)
Воспитатель: Вы знаете слова этой сказки поэтому будете помогать мне.
На полянке теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок. (вместе с детьми)
Из леса на полянку вышел …(Треугольник).
Ты на меня, ты на меня,
Дружочек, посмотри.
-Давайте его рассмотрим: -Сколько у него углов? А сколько сторон?
Да, у меня…
Всего, всего по три:
Три стороны имею я
И ровно три угла.
Подошёл он к теремку,
Постучал и говорит:
Треугольник (вместе с детьми)
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Воспитатель. Никто не отозвался. Захотел треугольник войти, а на двери замок. Чем нам замок открыть? (ключом)
Но тут много ключей (показывает доску с ключами). Сколько их? (5) давайте поможем треугольнику подобрать нужный ключ.
- Посмотрите, и постарайтесь определить, который из них откроет наш замок? (если дети не могут то путём подбора).
Воспитатель. Спасибо, дети, за помощь! Зашёл Треугольник в теремок и стал там жить - поживать, радоваться и играть. Но больше всего любил он из треугольников составлять различные картинки. Он приглашает и вас поиграть в эту игру (детям раздаются цветные счетные палочки и схемы). Дети из палочек составляют ёлочку, домик и лодочку).
- Что у вас получилось? (Елочка)
-А сколько нужно палосек для домика? (6 палочек)
- А сколько этажей в вашем домике?
Молодцы, возвращаемся в театр, слушайте сказку дальше.
Стало Треугольнику скучно в теремке жить одному. Посмотрел он в окошко, видит- катится….( Круг).
(На ширме появляется Круг, катится и поёт.)
Я похож на колесо,
Солнце и колечко.
Ото всех я отличусь-
Везде всегда качусь.
Воспитатель. Подкатился Круг к теремочку и спрашивает:
-Кто- кто в теремочке живёт?
(вместе с детьми)
Кто- кто в невысоком живёт?
Треугольник. Я- весёлый Треугольник. А ты кто?
Круг.А я- Кружок. Меня пустишь в теремок?
Треугольник. А что ты умеешь делать?
Круг. Я умею с горки катиться. Знаешь, как это здорово!
Треугольник. Не знаю. А ты покажи!
Круг. Я бы показал, да горки здесь нет,
Воспитатель. Кружок-дружок, а дети тебе помогут, они умеют делать и высокие и низкие горки. Давайте ребята сделаем горки для круга. ( дети соединяя пальцы и подняв руки вверх делают горы )
Круг. Какие вы молодцы, сколько горок сделали! Ух, прокачусь!
(Круг катится по рукам одного из детей, напевая: «Вот качусь я вверх, вот качусь я вниз).
Воспитатель. Ребята, почему Круг так легко катится? (он круглый, у него нет углов- ему ничего не мешает.)
-А Треугольник мог бы с горки скатиться? Почему
-А у Круга есть стороны? Правильно, у Круга нет ни углов, ни сторон.
Треугольник(ворчливо).Подумаешь, катиться он умеет. Эка невидаль! А что ты ещё можешь?
Круг. Ещё я могу превращаться в разные предметы или прятаться в них. Дети, помогите мне ещё раз, расскажите Треугольнику, во что я могу превращаться.
Логоритмическая игра «Во что превращается Круг»
Я качусь, качусь, качусь (Круговые движения ладонями.)
И во что- то превращусь.
Могу блинчиком я быть.
(Поворачивают руки ладонями вверх, соединяя и слегка прогибая ладошки.)
Могу солнышком светить.
(Поднимают руки вверх и скрещивают их над головой, пальцы в стороны.)
Могу мячиком скакать.
(Руки на пояс. Прыжки.)
Могу шар я надувать.
(Полукруглые руки соединяют над головой и надувают щёки. Вдох- выдох.)
Воспитатель. Ребята, у нас в зале на полу есть предмет, в который спрятался круг. Давайте найдём его и подойдем к нему. Что это?
Круг. Это мой друг «Волшебное солнце», я очень люблю когда оно играет со мной в разные игры, вот сегодня оно приготовило для вас игру!
Подвижная игра « Найди пару»
(Раздать цифры детям, на лучах солнца тоже наклеены цифры. Дети встают по кругу в соответствии с цифрой. Затем под звук маракаса начинают двигаться, как только ударит бубен. Каждый ребенок должен найти свою цифру. Затем дети меняются произвольно карточками и игра повторяется).
Воспитатель. А сказка наша продолжается, занимаем места в театре.
Круг. Спасибо вам, ребята! Как вы меня порадовали - и считать они умеют, и цифры они знают. Теперь, Треугольник, пустишь меня в теремок?
Треугольник. Конечно, заходи! Такому другу я очень рад!
Воспитатель. Зашёл Круг в теремок, и стали они с Треугольником вдвоём жить.
На полянке теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.(вместе с детьми)
Треугольник в нём живёт и Кружок,
Но спешит ещё один к ним дружок.
Вам представить очень рада
Я волшебного… Квадрата.
(На ширме появляется Квадрат)
Увидел квадрат теремок, постучал и говорит:
- Кто-кто в теремочке живёт?
- Кто-кто в невысоком живёт?
(вместе с детьми)Я, Треугольник! Я, Кружок!
Квадрат. Треугольник и Кружок, пустите меня в свой теремок!
Треугольник. Пустим, если на наши вопросы ответишь. Вот чем ты на меня, Треугольника, похож?
Квадрат (растерянно). Не знаю…
(Воспитатель предлагает детям рассказать, чем квадрат похож на треугольник)
Круг. А катиться ты можешь?
Квадрат. Катиться? Не знаю…
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, может ли Квадрат катиться? А почему?(Квадрат не катится, потому что ему как и треугольнику мешают углы).
Квадрат(огорчённо). Ну вот, не умею я катиться…
Круг. Ладно, Квадрат, не расстраивайся. Может быть, ты умеешь превращаться во что- нибудь?
Квадрат(радостно). Да! Я умею в разные фигуры превращаться! У меня есть друзья, волшебные квадраты, они мне помогут! И вы, ребята, помогите мне, пожалуйста!
Работа с квадратами Воскобовича
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы и взять квадраты Воскобовича, предлагает сначала самим детям превратить квадрат в различные предметы, затем раздаёт раздаёт схемы. Дети самостоятельно сгибают и поочерёдно превращают квадраты в условные фигуры): в домик, конфету(если кто-то из детей сделает своё, то его обязательно тоже надо отметить)
- Какого цвета крыша твоего домика?
- Какого цвета у тебя конфета?
- А у тебя получился конвертик, как здорово!
Воспитатель
Пустили Треугольник и Круг в свой теремок Квадрата и стали вместе жить- поживать, в весёлые игры играть а ещё и танцевать.
Самый любимый танец у них «Буги, вуги»(музыкальная игра)
Воспитатель. А вот и наш волшебный кубик. Он хочет у вас что то спросить.
- Понравилась вам сказка? (ответы детей.)
- Какие герои были в этой сказке?
- Сколько их?
- Кто пришёл первым?
- Кто пришёл вторым?
- Какие герой похожи друг с другом?
- почему круг не похож на остальных героев?
(кубик хвалит ребят, говорит, что не зря пригласил их в эту страну)
Воспитатель. Ой, ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад! До свиданья, Кубик! ( дети «держатся" за гелевые шарики и улетают в детский сад)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе
Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познание» по мотивам сказки «Репка»
Конспект НОД по ФЭМП в области «Познание» в средней группе
Конспект ОД по ФЭМП к 8 марта в средней группе на тему «Подарки мамам»