Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дифференцированный подход к сенсорному развитию детей
Мастер-класс для педагогов «Дифференцированный подход к сенсорному развитию детей или применение технологии разноуровневого обучения дошкольников»
1. Изложение основной педагогической идеи своего опыта
Конечно же, каждый из воспитателей избирает свои ориентиры и направления. В своей педагогической деятельности я выбрала «Сенсорное развитие детей в игре» Цель моего опыта работы: Накопление представлений у детей дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Совершенствование деятельности органов чувств. Накопление представлений об окружающем мире.
2. Время реализации педагогической идеи
Работаю в этом направлении третий год (сейчас это средняя группа), ещё в 1 младшей группе, я заметила, что все дети развиваются по разному, имеют свои особенности развития. Поэтому начала искать технологию, которая позволила бы мне развивать детей, а не дотягивать их до определённого уровня. И вскоре нашла – это дифференцированный метод или технология разноуровневого обучения(слайд 3).
3. Технология реализации педагогической идеи
Технология разноуровневого обучения – это организация учебно-воспитательного процесса, которая даёт возможность каждому ребёнку освоить образовательную программу на доступном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка, не ниже базового уровня. Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его личного опыта.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
- сетевое планирование(это модель учебного процесса, которая позволяет каждому педагогу наглядно видеть, какие условия он должен создать для каждой группы воспитанников, чтобы они стали личностью действующей, т.е. субъектом обучения плюс увидеть результат);
- разноуровневый дидактический материал.
Основные принципы технологии разноуровневого обучения:
* Нет бесталанных детей, все дети в чём-то талантливы;
* Если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше.
* Ни одно суждение о ребёнке не может быть окончательным.
В структуре уровней дифференциации я выделяю 3 уровня 1 – минимальный (государственный стандарт)
2 – базовый
3- вариативный (творческий или усложнённый)
Учитывая индивидуальное развитие каждого ребёнка, и то что дети 1 группы могут показывать разные результаты. Даже по темам недели, эти группы подвижны по своему составу.
Основное правило, которого я придерживаюсь «Не дотягивать всех детей до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания» (разделить фокус -группу на три подгруппы)(первое задание: выбрать какие условия должен создать воспитатель для дальнейшего развития детей в группах разного уровня?)
4. Демонстрация средств и пособий обучения
В начале своей работы по сенсорному развитию детей, мной была проведена диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ( в рамках образовательной области «Познавательное развитие), которая показала что у детей второй младшей группы (с 3-4 лет) преобладает минимальный и базовый уровень освоения сенсорной культуры.
Уровень освоения сенсорной культуры вариативный базовый минимальный Вторая младшая группа
(списочный состав группы 24 ребенка) 4 ребенка (16,6%) 10 детей(41,7%) 10 детей(41,7%)
Дифференцированный подход в системе развития у детей сенсорной культуры организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах образования.
Успех применения технологии разно уровневого обучения во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы( я учитывала данные диагностики). Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы
Работа с аудиторией
1. Дети группы с минимальным уровнем освоения программы имеют ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире. У них сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности. Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться. Под влиянием неудач у таких детей складывается отрицательное отношение к обучению.
К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье, кроме того, у нас в эту группу иногда входят вновь прибывшие дети.
Говорят члены фокус -группы –минимальный уровень(группа 1)(предварительно раздать группе шпаргалки) Для них воспитатели:
- составляют индивидуальный маршрут развития;
- создают условия для овладения ребёнком способами действий;
- предлагают облегчённые варианты заданий;
- готовят больше наглядного материала, схем – подсказок;
- готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;
- избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так», используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи, создают «ситуацию успеха».
2. Группа детей с базовым уровнем развития – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.
Говорят члены фокус-группы –базовый уровень(группа2) Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:
- предлагают технологические карты для выполнения задания;
- Наводящими вопросами, подводят к заключению определённого вывода;
- Создают условия для закрепления материала через дидактические игры, игры-соревнования, сюжетно-дидактические игры и т.д.;
- воспитывают уверенность, решительность, самостоятельность при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.
3. В группу вариативного уровня входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли.
Говорят члены фокус-группы – вариативный, усложненный уровень (группа 3) Воспитатели для таких детей:
- усложняют программные задачи;
- создают проблемные ситуации;
- обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
- стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
- дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.
Таким образом, педагоги обеспечивают детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.
5.Критерии оценки своей деятельности
Вывод по делению детей на группы. Таким образом дифференцированный подход - с одной стороны, требует от педагога большей подготовки к занятию, расширению методического арсенала, с другой стороны, это позволяет повысить эффективность и качество усвоения материала воспитанниками (получить хороший результат). Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям и особенностям детей. Следующим этапом моей работы стало создание перспективного плана по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, основой которого стали дидактические игры, сюжетно-дидактические, игры-эксперименты, подвижные игры с правилами. Он составлен с учетом комплексно-тематического построение образовательного процесса-смотреть презентацию
При использовании метода разноуровневого обучения каждое занятие должно иметь чётко сформулированную, цель и конкретные задачи для каждой группы детей. Содержание учебного материала должно быть научным и вместе с тем доступным детям. Средства обучения также разного уровня.
Работа с фокус группой
Примеры игр в группах по уровню сложности
1. Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 5 палочек; третьей – из 6-7 палочек.
2. Тема недели. «Наш дом, или моя семья» При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
3. Игра на цвет, форму и размер «Составь картину из фигур» предложить членом групп самим определить задание по степени сложности своей группы, выполнить задание объяснить.
В это время показ слайдов РППС в группе (развивающая среда)+описание «многофункциональной ширмы»
Вывод после игр: эти три уровня можно охарактеризовать при проведении НОД следующим образом:
1. Проблемное изложение (ребенок осваивает образец умственных действий).
2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).
3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности)
6. Результаты своего опыта по реализации идеи
Таким образом, в результате использования технологии разно-уровневого обучения для освоения детьми сенсорной культуры:
- дети свободно ориентируются в цветах и их оттенках, знают геометрические фигуры, умеют из геометрических форм составлять различные изображения предметов, используют эти знания в лепке, свободно ориентируются в величине предметов, большинство из них владеют элементарными навыками изобразительной деятельности (ориентируются на листе бумаги, легко изображают простые предметы(солнце, траву, цветы, домик и др.), знакомы с разной техникой рисования, аппликацией и лепкой, охотно занимаются конструированием из различного строительного материала;
- большинство детей проявляет интерес к миру, имеют потребность в познавательном общении со взрослым, проявляют стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, экспериментирует с предметами и материалами. Высказывают своё мнение по различным проблемам, задают познавательные вопросы.
Вопросы к фокус группе. Как вы считаете какова степень эффективности применения разноуровнего обучения в сенсорном развитии детей. Где еще можно применять данный метод? (этот метод можно использовать при реализации любого направления образовательной области, как в НОД, так и в совместной, самостоятельной. А также в проектной деятельности, в технологии проблемной ситуации, и т. д.
7. Перспективы развития своего опыта
К удитории
Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление детей по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности каждого ребенка, что решается через установку на успех, посильность заданий с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер. Однако именно разноуровневое обучение позволяет воспитателю помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, дает возможность приблизить каждого ребенка к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного возраста.
Использование метода разноуровневого обучения детей делает процесс обучения интересным и доступным для всех детей, повышает познавательную активность и учебную мотивацию, исключает перегрузку, благотворно влияет на все стороны развития личности дошкольника.
В заключении, я хотела бы поблагодарить всех вас за работу и предложить вам в вашу методическую копилку материал, который содержит в себе: условия и примеры реализации разноуровневого и дифференцированного подходов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Всего вам доброгои раздать брошюры спримерами реализации технологии разноуровнего обучения.
Приложение
Условия реализации разноуровневого обучения детей дошкольного возраста.
Подход к ребёнку I подгруппа(минималь-ный уровень)
-Проводить предварительную работу перед предстоящим занятием.
- Постепенно усложнять программные задачи и задания, обеспечивать продвижение детей в их развитии.
- Постепенность и последовательность в подаче материала.
- Создавать специальные ситуации, чтобы настроить детей на предстоящее занятие.
- Постепенно вводить в тему занятия элементы предстоящей работы.
- Чаще использовать индивидуальные дидактические карточки-задания.
- Разнообразить вариативность, доступность наглядного материала: игрушек, картинок, иллюстраций, схем, таблиц, пиктограмм, других средств обучения.
- Использовать игровые приёмы, больше сюрпризности на занятии.
- Давать задания, предполагающие ответ в действии (найти, показать, выбрать, принести).
- Чередовать хоровые ответы с индивидуальными.
- Больше времени давать на обдумывание задания, застенчивых и робких детей не спрашивать первыми.
- В случае необходимости менять форму проведения, темп занятия и объём материала.
- Осуществлять повторение трудных тем.
- Умело оказывать детям прямую и косвенную помощь.
- Поддерживать инициативу ребёнка.
- Стараться понять внутренний мир ребёнка, чувствовать его настроение, учитывать интерес и желание заниматься.
- Проявлять выдержку такт, терпение.
- Не делать отрицательных сравнений, чаще
подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный». II подгруппа (базовый уровень)
- Постепенно усложнять программные задачи и задания.
- Обеспечивать продвижение детей в их развитии.
- Проводить предварительную работу перед предстоящим занятием.
- Осуществлять постепенность и последовательность в подаче материала.
- Настраивать детей на предстоящее занятие.
- Подбирать такие формы, методы, приёмы работы с детьми, которые способствуют дальнейшему развитию умственных способностей детей.
- Использовать дидактические игры на развитие логического мышления и других психических процессов.
- Привлекать детей к раздаче дидактического материала для занятий. III подгруппа (вариатив-ный, творческий)
- Усложнять программные задачи и задания.
- Увеличивать объём заданий.
- Давать дополнительный познавательный материал.
- Предлагать разнообразные варианты заданий.
- Осуществлять разнообразные приёмы.
- Давать задания для развития творческой инициативы и мышления.
- Приучать детей делать самостоятельные открытия.
- Пользоваться приёмом самоконтроля и самооценки заданий детьми.
- Давать индивидуальные карточки-задания с учётом развития ребёнка.
- Предъявлять более высокие требования к ответам детей, к качеству выполнения заданий.
- Поощрять ответы детей.
Примеры реализации разноуровневого обучения:
• Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.
• Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек.
• При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
• Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:
Детям первой группы – продолжить ряд;
Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.
Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.
• На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы. Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
• «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.
• Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа – воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.
• При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
• Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.
• При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
• Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
• Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии.
• Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.
• Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.
• Для закрепления знаний о числе и соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такими детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.
Презентация на тему: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с использованием технологии разноуровневого обучения
Молодцы!
Интересная публикация!!!
С удовольствием голосую, примите мой дружеский голос от души!
Всегда рада Вас видеть на моей страничке, буду признательна за визит и коментарий.