Из опыта работы воспитателя «Формирование и развитие мотивации чтения»
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни" В.А. Сухомлинский
Описание работы: Данная статья будет полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и родителям.
Цель:
Развивать позитивный интерес к чтению и книге у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- формировать у детей правильный навык чтения;
- постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника и младшего школьника;
- научить работать с учебной и детской книгой.
* * *
Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания человека. В наше время много говорится о том, что дети читают меньше и все больше утрачивают интерес к литературе. В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Современные информационные технологии предлагают гораздо более легкий способ приобщения к мировой классике – через фильмы, мультфильмы. Ребенок всегда идет по наиболее легкому пути. Если для прочтения сказки нужно приложить усилия, то гораздо проще включив любимый компьютер или планшет просто посмотреть.
Считается, что читателем человек становится или не становится в первое десятилетие своей жизни. Именно дошкольный и младший школьный возраст наиболее важен для формирования потребности в чтении и любви к книге. Читающий ребенок более успешно овладевает учебной деятельностью, у него расширяется кругозор.
Формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача педагогов – воспитателей, которую профессионально решают только они. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения. В первые годы жизни ребенка книга не является жизненной необходимостью, как еда, игрушки, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге навязывается взрослыми, которые понимают роль книги в развитии ребенка. Но если он наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге. Примерно в три года значение книги меняется: она может стать источником увлекательной деятельности – игровой, речевой и т.д. Книжки-игрушки, картинки и т.д. приносят ту самую пользу, которая рождает мотивы. Мотивы появляются и становятся предметными. Ребенок замечает связь между своим самочувствием и книгой. Главный итог предшкольного общения с книгой – рождение интереса к детской литературе через яркие и умные книги.
Роль семьи в развитии интереса к чтению.
Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы – в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей: « Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему».
Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда:
- ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
- когда он откроет личный смысл в читаемом,
- когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного потенциала.
Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи имеет внеклассное чтение. Внеклассное чтение – это значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее. А также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, для введения юного читателя в огромный мир художественный литературы. Очевидно, что работу по формированию читательских навыков и расширяющего читательского кругозора лучше начинать с самого детства.
Этапы общения ребенка с книгой.
В 7 – 8 лет – мотивы обращения к книге осознаются как учебные: «все учатся читать, и я должен», «чтобы учиться в школе, надо уметь читать»; мотивы переживают кризис: «не хочу, но надо», «чтение – нелегкий труд». Цель выступает в идее требования овладеть книгой как инструментом чтения;
В 8 – 9 лет - мотивы для чтения накапливаются и становятся устойчивыми, самые распространенные – познавательные и учебные, затем литературные, развивающие, воспитательные, самый ценный – личностная необходимость чтения. Книга воспринимается как полифункциональный предмет. Цель – учимся читать книги самостоятельно и для себя;
В 9 – 10 лет – мотивы общественно значимые совмещаются с мотивами саморазвития, развивается личностная мотивация. Цели становятся установками личности, чтобы общаться с новыми людьми, приобретать человеческий опыт, обсуждать жизненно важные проблемы.
Читательская деятельность приобретает личностный смысл, книги воспринимаются как собеседники. Появляется способность без побуждения извне выбирать, читать и понимать книги – читательская самостоятельность.
Цели по времени опережают формирование мотивов и ведут их за собой. К концу обучения мотивы и цели объединяются, сливаются в читательской самостоятельности. Таким образом, до десяти лет ребенок проходит путь становления читателя, при условии ежегодной динамики мотивов, углубления восприятия детских книг и развития целей чтения от общественно значимых до личностно необходимых.
Ошибки в организации общения ребёнка с книгой.
Решающая роль в развитии или крушении мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. Среди законов становления читателя, есть один, который чаще всего нарушается в 1 классе, - закон провоцирования обучением нежелания читать. Педагоги в первый год обучения не должны допускать просчетов в организации общения ребенка с книгой. Вот наиболее распространенные ошибки:
1. Ранний контроль: прочитайте «то-то и столько-то» к такому-то числу.
2. Перекладывание на плечи детей и родителей процедуры выбора книг для самостоятельной работы, в то время как книги для первоклассников должны отвечать критериям «типовой детской книги», которые знает учитель, а не дети.
3. Отсроченное начало уроков внеклассного чтения, в то время, как детская книга должна лежать рядом с букварем с первых недель обучения.
4.Требование читать самостоятельно, в то время как ребенок в 1 классе обязан читать азбуку или букварь, а произведения литературы необходимо выразительно читать учителю, постепенно передавая детям функцию первичного чтения.
Приемы приобщения ребёнка к чтению:
1. Приобщение детей к чтению начинается с развития интереса к книгам. И начинать нужно не тогда, когда ребенок пойдет в школу, а с самого раннего детства. Для родителей с рождения ребенка важно ввести их малыша в мир выдающихся произведений отечественной и мировой художественной литературы. С чтением потешек, небольших стихотворений, сказок можно начинать знакомить в возрасте около года. Важное требование – красочность и доступность картинок. Чем меньше ребенок, тем проще и доступнее по восприятию должны быть картинки. Постепенно знакомить с чтением ему более длинных сказок, но тех, которые нравятся ребенку, которые с удовольствием он слушает.
2. Эффективным приемом приобщения ребенка к чтению – ежедневное чтение ему на ночь сказок. Причем, если до 3-4 лет читают в основном родители, то впоследствии, когда ребенок сам научится читать, можно начинать с чтения сказки, а затем, используя «прием Шахерезады», сославшись на занятость, оставлять ребенка одного с книгой на самом интересном месте.
3. Не менее важно – обсуждение прочитанного, комментирование. Обсуждение с ребенком любимых книг будет поддерживать интерес к дальнейшему чтению.
4. Семейное чтение по вечерам также способствует формированию соответствующей модели поведения. Если в семье существуют традиции к чтению всей семьей, ребенок с удовольствием и, как само собой разумеющееся, будет поддерживать это. Читать можно по очереди.
5. Неотъемлемой частью прогулок выходного дня должны стать походы в детскую библиотеку с родителями. Пусть ребенок прикоснется к удивительному миру книг и выберет себе по интересу. А также посещение всевозможных книжных ярмарок не оставит равнодушным ни одного ребенка. Подарок книги на день рождения пусть станет одним из желанных.
6. Интересны для детей всевозможные журналы, которые выходят раз в месяц с интересными игрушками, и которые можно приобрести в киосках. Обязательно в соответствии с возрастом нужно выписать детские журналы на почтовый ящик, чтобы ребенок ждал очередного выпуска.
7. Не следует торопить ребенка в процессе чтения – каждый имеет индивидуальный темп. Пусть читает в том темпе, который ему наиболее органичен.
8. Позитивное подкрепление – необходимое условие успешности в приобщении к чтению. Хвалить нужно с самого первого раза, когда ребенок взял в руки книжку, когда впервые соединил слова, стал рассматривать картинки. Хвалить и поощрять походами в кино, в зоопарк и т. д. Чтобы внешняя мотивация помогла чтение сделать привычкой. И тогда чтение книг станет потребностью для ребенка. И станет его внутренней мотивацией.
9. Основное – личный пример родителей. Как бы они не мотивировали ребенка к чтению, используя в качестве внешней мотивации различные вознаграждения, но если они сами не берут в руки книгу, и ребенок никогда не видел читающими своих родителей – никакие ценные подарки не помогут развить у ребенка потребность в чтении и любовь к книге.
Упражнения для формирования и развития мотивации чтения.
Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребенка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда в познании, умение ценить прекрасное и дорожить им.
Повысить учебную мотивацию у младших школьников позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу. Задания носят непринужденный игровой характер. Методические приемы, которые способствуют формированию читательских навыков и способствуют повышению мотивации младших школьников к чтению, помогают воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
Использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения:
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Л.Н. Толстой
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
Задание: Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.
Л.Н. Толстой
4. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
5. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.
Задание:
Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________. Так были __________ Африка и Америка.
6. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.
Задание:
Яша поймал
Он пустил щуку в
Учуял добычу рыжий
Хотел кот
Только у щуки
Щука цапнула
Долго помнил кот
7. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.
8. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
9. «Игра в редактора» Детям предлагается дополнить отрывок текста прилагательными (глаголами). Перечитать отредактированный текст и сравнить с авторским вариантом. Получилось лучше или хуже? Делается вывод, что не всегда текст поддается редактированию, «сопротивляется». Например, прилагательные придают тексту лиричность, а глаголы – динамику, скорость, действие.
10. «Чтение со счетом слов» – дети на максимальной скорости, подсчитывая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание. Затем предлагается ответить на вопросы к тексту.
11. «Чтение «разведка» Дети быстро просматривают незнакомый текст и находят в нём, например, знакомые словарные слова, выученные на уроках русского языка или слова на какое-нибудь правило. Затем текст прочитывается вслух, ведется работа над выразительностью, содержанием и т.д.
12. «Чтение со звуковыми помехами» - дети читают разные тексты вслух при звучании музыки.
13. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
14. Ежедневные пятиминутки чтения. Ежедневно дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
15. Чтение перед сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
16. Многократность чтения. В течение 1 минуты дети читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ребёнок снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников
Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников
Формирование гражданской позиции учащихся младших классов