Самостоятельная работа в начальных классах
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной ин-теллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.»
Ш.А. Амонашвили
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации».
Сущность понятия «самостоятельность» в научной литературе трактуется по– разному: как интеллектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться; как готовность учащегося своими силами продвигаться в овладении знаниями; как свойство личности, проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и способами действий.
Еще древнегреческие ученые (Сократ, Платон, Аристотель) глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ).
Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.
Сформировать у школьников самостоятельность в познавательной деятельности возможно только при условии, если ученик научится преодолевать трудности в процессе приобретения знаний, особенно на этапе их применения. Волевые процессы органически связаны с деятельностью, зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию. Из этого следует, что мотивационный и содержательно-операционный компоненты познавательной самостоятельности теснейшим образом связаны с волевыми процессами.
Одна из главных задач учителя – научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фактором развития познавательной самостоятельности является организация работы с детьми на уроке. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успеха.
Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
Виды самостоятельной работы:
приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
закрепление и уточнение знаний;
выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
формирование умений и навыков прак-тического характера;
формирование творческого характера, уме-ния применять знания в усложненной ситуации.
В зависимости от дидактической цели выделяют следующие виды самостоятельных работ.
1. Самостоятельная работа с целью актуализации знаний.
2. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний.
3. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и развития умений.
4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний и умений
Одним из способов развития познавательной самостоятельности на уроках является использование заданий, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя.
Уровни развития познавательной самостоятельности:
Низкий уровень.
Средний уровень.
Высокий уровень.
Рассмотрим на примере математических задач.
Низкий уровень. Ученик не способен самостоятельно проанализировать содержание задачи. Он может выделить условия, вопрос задачи только при помощи наводящих вопросов учителя. Соответственно, он не может самостоятельно наметить и составить план выполнения, а значит, не способен самостоятельно решить задачу и найти ответ.
Средний уровень. Ученик может самостоятельно выделить условия и вопрос задачи, определить, что в задаче известно и что нужно найти. Намечает, не всегда правильно, план решения задачи. Далеко не всегда доводит его до конца.
Высокий уровень. Ученик быстро и правильно анализирует задачу, составляет план решения, записывает решение и ответ. Проводит проверку ответа задачи, тем самым проявляя самоконтроль.
Одними из основных требований к организации самостоятельных работ является их систематичность и дифференциация. УМК «Школа 21 века» удовлетворяет этим требованиям и предоставляет достаточно разнообразных упражнений и заданий. Тетради с печатной основой содержат как задания тренировочного характера, служащие для закрепления нового, повторения ранее изученного материала, так и развивающие, творческие задания . Тетради «Литературное чтение», «Окружающий мир» включают рубрику «Проверьте себя» для формирования самоконтроля и самооценки. Тетради «Учусь писать без ошибок», «Дружим с математикой» служат для профилактики неуспеваемости, постепенно подводят ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Работа с тетрадями на печатной основе вызывает большой интерес у детей.
Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, если человек знает, как познавать и владеет способами познания. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия обучающихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Учу своих 3-классников внимательно читать задание, формулировать его смысл, ставить цель, планировать свои действия и проверять результат. Составляем на уроках алгоритмы и схемы действий по решению различных учебных задач, которые помогают при самостоятельной работе («закладки-подсказки»: синтаксический разбор, склонение имен существительных и т.д.).
В учебниках и РТ даются памятки : «Как читать выразительно», «Как учить наизусть», «Как составить план», «Фонетический разбор», и т.д.
Домашняя самостоятельная работа учащихся.
Домашние задания нельзя сводить только к заучиванию материала учебника и решению задач. Нужно больше использовать задания творческого характера. Это повышает интерес учащихся к выполнению домашних заданий и вообще к предмету.
ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ, УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ, ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.[/h3]
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Приучает детей к обязательному выполнению всех заданий;
Поддерживает на должном уровне активность;
Формирует самостоятельность и ответственность.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников
Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Формирование коммуникативной культуры обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников
Формирование гражданской позиции учащихся младших классов