ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Знакомова Анна Александровна,
учитель начальных классов, учитель первой квалификационной категории, г. Севастополь, ГБОУ СОШ №32 имени Л.В.Бобковой
«Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог
победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор
был особенно интересен и нескончаем».(М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Проблема. В связи с новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у обучающихся начальных классов приобретает первостепенную важность. Вопросы специально организованной речевой деятельности и проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский, А. А. Леонтьев, М. М. Бахтин. Исследования Г. М. Андреевой, В. А. Канн-Калика, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Панферова, Г. С. Трофимовой, Д. Б. Эльконина, что доказывает необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений.
В настоящее время основными задачами формирования речевых способностей детей (речетворчества) является построение свободных, корректных, уместных, точных, лаконичных и успешных устных высказываний своих мыслей и чувств, выражающих субъективную оценку, а также умение создавать устные и письменные тексты адекватных стилей и жанров, позволяющих понять собеседника. Этому ребенка, наверное, может и должна научить школа, гарантирующая высокий результат в формировании коммуникативных умений учеников, а также решающая задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л. С. Выготский). [1]
Проанализировав последние публикации [2] хочу отметить, что в настоящее время коммуникативная культура рассматривается лингвистами как понятие многозначное. «Применительно к задачам обучения русского языка и литературы в школе следует говорить о воспитании языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка, обладающей даром слова, т.е. способной правильно воспринимать устную и письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей и чувств в устной и письменной форме, соблюдающей этические нормы общения».
Цель – раскрытие сущности формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Оценка личности во многом зависит от уровня ее коммуникативной культуры. Низкий уровень коммуникативной культуры личности не позволяет в полной мере проявить другие (возможно более ценные) свои качества. Высокий уровень коммуникативной культуры смягчает проблемы жизнедеятельности, создает ситуацию взаимопонимания и продуктивного взаимодействия.
Поиски эффективного средства, позволяющего успешно влиять на формирование коммуникативной культуры обучающихся, наталкивают на мысль о возможности использования в качестве такого средства учебного диалога.
Диалог как социопсихологический, социокультурный и социолингвистический феномен является объектом и предметом исследования различных наук: философии, лингвистики, литературоведения, семиотики, психологии, педагогики и культурологии. Особая роль в содержательно-аналитических исследованиях диалога принадлежит М.М. Бахтину, который показал, что диалог – это «почти универсальное явление, пронизывающее… все отношения и проявления человеческой жизни» [3]. Влияние взглядов М.М. Бахтина и др. исследователей на природу диалога привело к тому, что в настоящее время диалогизм признается неизменной основой воплощения сущностной потребности человека – его стремления к самовыражению, самореализации, его желания быть услышанным и понятым Другим. Диалог рассматривается как особый социокультурный феномен, как средство общения и воспроизводства субъектов культуры.
В педагогике в настоящее время диалог признается как особая ценность, используются понятия «культура диалога», «диалогическая компетентность», разрабатываются диалогические технологии обучения (текстуально-диалогическая образовательная технология, технология проблемно-диалогического обучения, разрабатываются различные диалогические подходы в образовании.
«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения» (М.М. Бахтин)[4].
Цель учителя– построение такого урока литературного чтения, на котором усвоение знаний было бы не просто воспроизведением готовых понятий, приемов, способов мышления, а формой развития личностного, индивидуально-неповторимого мышления каждого учащегося. Главным на уроке становится живое, непосредственное читательское восприятие чувством и мыслью.
В работе для нас важны следующие этапы.
1. Эмоциональное восприятие текста. Понравился текст? Не понравился? Почему? Что мы видим, слышим, представляем, когда читаем художественное произведение? Какие ассоциации возникают?
2. Осмысление. Анализ художественных особенностей произведения строится на попытке осмысления собственного восприятия, переживания, своих чувств, умении пропустить через себя все самое значимое, пройти свой путь вместе или рядом с чужим, прожить прочитанное, самому ставить перед собой вопросы и пытаться ответить на них, прежде всего, для себя.
3. Самоопределение по отношению к различным проблемам, поиск своей позиции, доказанной и осмысленной.
4. Развитие способности понимать и чувствовать других людей. Выслушать чужое мнение и признать его право на существование. Я – Другой, мое мнение – мнение другого человека. Важно показать учащимся, что мнения (реплики) могут сосуществовать рядом как самоценные и относительно замкнутые друг для друга. Научить доверять чужому слову, показать, что оно, чужое слово, может вначале отвергаться не только как чужое, но и как чуждое, а затем в той или иной мере приниматься (возможен и обратный процесс) в результате напряженной работы мысли, глубокого внутреннего диалога с самим собой.
По М. Бахтину, наиболее важное в жизни человека происходит именно в момент «несовпадения с собой», раздвоенности, нецелостности. Нужно уметь вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, но, может быть, важнее сомневаться в своей точке зрения и быть открытым множеству взглядов других людей (понимать, что собственная точка зрения может быть подвижна). Ребенок должен учиться слышать многоголосие мира, множественность субъективных миров других людей.
Чтение художественного произведения, если его развернуть в диалогический процесс, предстает как одновременное погружение в сознание читателя позиции автора, тех смыслов, которые автор произведения передает читателям, и одновременно выстраивание читателем своего понимания тех проблем, которые поднимает автор.
Давайте рассмотрим
несколько методических приемов, организующих учебный диалог.
1. Урок-диалог может быть начат репликой ученика, его вопросом, его несогласием с позицией учителя, его попыткой утвердить свое видение учебного предмета, учебной проблемы. Вопрос ребенка – это та грань, которая переводит урок-монолог в урок диалогического типа. Но такие вопросы бывают на уроке довольно редко.
2. Урок-диалог часто начинает учитель, ставя перед учащимися проблемный вопрос. Для того чтобы учебная задача, поставленная учителем, могла породить учебный диалог, она должна выступить как его точка зрения, как его «голос», выношенная личная позиция, взрывающая привычный образ размышления ученика, стимулирующая детей к творчеству. Необходимо сделать очевидное удивительным и парадоксальным. Когда учащиеся начинают выдвигать аргументы, главная задача учителя – выслушивать эти аргументы, может быть, демонстрировать их недостаточность, помогать учащимся выйти на свое личное знание о предмете диалога, знание, основанное не на вере, а на собственном наблюдении, собственном размышлении. Категоричные утверждения сменяются утверждениями-вопросами, утверждениями-сомнениями. Учащийся может усомниться в началах собственного представления о предмете спора. Собеседник ребенка становится внутренним. Так рождаются первые аргументированные, диалогичные возражения внутреннему собеседнику. Эти возражения – зерно личностного начала в обучении.
Организация общения-диалога между учителем и учащимися требует соблюдения определенных психолого-педагогических условий.
1.Наличие психологической и содержательной готовности к сотрудничеству.
2.Равенство учителя и учащихся в диалоговом взаимодействии, т.е. ученик свободно высказывает свое мнение без страха осуждения и наказания.
3.Уважительное отношение к чужому мнению. Диалог допускает право ученика высказывать любую точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Примеры создания диалогических ситуаций на основе содержания учебного предмета «Литературное чтение».
1. Вопросы – лучшее средство для создания проблемной ситуации на уроке. Нужно помнить о том, что вопрос будет волновать ум ребенка только тогда, когда в нем есть что-то важное для него как личности. Умение задавать вопросы и, главное, видеть эти вопросы в предлагаемом материале – одно из важнейших умений, необходимых для активизации познавательной деятельности. Обучению диалогу – это обучению проблемам.
2. Задания интерпретационного характера. Урок – это всегда поле взаимодействия интерпретаций, будь то обращение к другим видам искусства, к критике и литературоведению или просто попытки учеников продемонстрировать свое видение текста. Задача учителя – так организовать урок, чтобы силовые линии этого поля работали на углубление понимания исходного текста и приближение к его «объективному смыслу», который, возможно, как абсолютная истина, недостижим.
3. Обучению школьников диалогическому общению во многом может способствовать анализ образцов диалогов, содержащихся в художественных произведениях, будь то диалог-спор, или диалог-согласие, или солилоквиум (солилоквиум – диалог, предшествующий высказыванию его участников, что означает внутренний диалог, включающий в себя процессы самовнушения и мышления. Солилоквиум находит выражение в таких литературных жанрах, как автобиография, внутренний диалог). Разговоры литературных героев необходимо анализировать не только с точки зрения их содержания, выявления идеологических, моральных, этических позиций беседующих, но и с точки зрения формы, их композиционных особенностей, с позиций отсутствия или наличия диалогических отношений, взаимосвязи высказываний участников, наличия барьеров, препятствующих диалогу. Важно почувствовать психологический настрой собеседников и художественные средства его выражения. Следует обратить внимание на цели, стоящие перед участниками диалога, приемы, используемые для их достижения, на то, кому и почему удается или не удается достичь желаемого эффекта.
Опираясь на общенаучную теорию диалога и учитывая специфику школьных уроков литературного чтения,
целесообразно в целях развития учащихся использовать:
- игровые приёмы;
- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения;
- «Рассказ от первого лица»;
- повествование от имени предмета;
- сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)
- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и инопланетянин» сочинить новую сказку
- «Изменение сказочной развязки»
- придумать другое окончание сказки, рассказа.
На уроках литературного чтения много времени отводится формированию таких коммуникативных умений как:
- умение раскрывать тему, основную мысль;
- находить материал к высказыванию;
- систематизировать материал к высказыванию;
- строить высказывание в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
- определять авторскую позицию;
- высказывать собственное мнение.
Учащиеся, работая с текстом учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта.
Большое внимание уделяю диалогу, это способствует умственному поиску ученика, заставляет его быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Эта работа ведётся по следующим направлениям;
- работа над развитием речевого аппарата;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического навыка;
- работа над связной речью;
- формирование умений воспринимать высказывания.
Работа в парах и группах помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:
- любое мнение;
- ты имеешь право любую реакцию, кроме невнимания;
- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
- обращение начинается с имени;
- критика должна быть тактичной;
- отсутствие результата – тоже результат;
- голос – твой дар, умей им пользоваться.
Таким образом, создание эмоционально – благоприятной ситуации, использование игровых приёмов, работа с текстом, организация диалогов, применение творческих игр выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношений.
В квадратных скобках указывались источники литературы.
Используемая литература:
[1] Выготский Л.С. Мышление и речь /Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М., Педагогика, 1982.
[2] Из диссертации Абрамкиной Ольги Геннадьевны на тему "Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся",С 243.
[3] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979.
[4] Бахтин М.М. Информационно- Методический и Дидактический Журнал «Новый ИМиДЖ» №1-2 (57-58) март 2013, С. 78
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников
Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников
Формирование гражданской позиции учащихся младших классов