Учитель начальных классов в зеркале стандартов
Моя профессия самая добрая, чуткая и нужная. Я - классный руководитель, педагог начальных классов, кружковод и репетитор в одном лице, работаю с детьми.
Рабочий день наш состоит из непрерывного общения с моими учениками, обучения, помощи, адаптации, развития у них творческих способностей.
Условия труда весьма комфортны – у меня просторный, светлый, тёплый класс - кабинет, разделённый на две зоны: рабочую и игровую. В рабочей зоне расположены столы, стулья, доска и т.д. А в игровой зоне - игрушки, библиотечка, цветы. Моя работа дает мне возможность много времени проводить с детьми, учить их, обогащать их внутренний мир и быть их первым связующим звеном в познании всего нового и неизведанного.
Больше всего мне в моей работе нравится общение с детьми, проведение внеклассных мероприятий, проверка контрольных работ, где сразу видно чему научились мои ученики.
А что не нравится? Не нравится ставить двойки, ведь это и моя заслуга тоже.
Коллектив у нас в школе замечательный. Со мной работают люди опытные, знающие, у которых мне самой всегда есть чему поучиться.
Я считаю, что в нашем деле никуда без выдержки, терпения, умения доступно объяснить непонятное. Хороший громкий голос, организованность и аккуратность тоже не помешают.
Прежде всего, конечно, учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Это вопрос я задавала себе давно, еще в то время, когда появились первые сообщения о ФГОС. Долго рассуждая над ним, я теперь точно могу сформулировать ответ на данный вопрос относительно самой себя. Я считаю, основное, что должна изменить в своей педагогической деятельности, это систематически применять системно-деятельностный подход в обучении ребят. Если до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. И только в этом случае можно достичь поставленных перед нами задач в документе (ФГОС) и лично сформулированных. Сначала было страшно, но, изучив все нормативные документы: учебники, рабочие тетради, я поняла, что ничего не изменилось в структуре представления учебного материала. Я просто должна изменить свою деятельность: в обучении ребят применять системно-деятельностный подход. Это обязательный компонент для формирования УУД. Что же изменилось? Я думаю, что многое. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше писали конспект урока, то теперь нужно написать сценарий. Основным этапом будет самостоятельная работа. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока приемущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое. С сентября 2011 года все школы России начали обучать первоклассников в соответствии с новыми образовательными стандартами.
В этом году у меня 1 класс по новым ФГОС «Школа России». Авторами УМК « Школа России», практически, не созданы условия для индивидуального развития каждого ребёнка. Детская самостоятельность формируется в УМК «Школа России» частично: вновь за счёт творчества учителя (надо подбирать дополнительный материал, чтобы мотивировать учащихся на творческую деятельность, продумывать систему самооценки, подбирать дополнительный материал на развитие логического мышления).
Думаю, что в моей профессиональной деятельности, в связи с реализацией ФГОС, изменился лишь объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на творческую деятельность учителя времени катастрофически не хватает.
Хочется пожелать всем огромного терпения, замечательных деток и крепкого здоровья для осуществления реализации ФГОС!
В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.
Ведь это главное - дать ребенку инструмент для жизненных открытий, дать ему поверить в себя, а дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и тогда мы научим этому детей. Думается, что стоит все - таки начать с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого точно станет понятно нужно ли что-то менять в педагогической деятельности.
Я считаю, что в реализации ФГОС основным элементом является перестройка содержания уроков. Таким образом, каждый урок в качестве целей (задач) должен включать формирование тех или иных умений, которые можно легко проверить. По моему мнению, при определении целей и задач урока особое внимание учителя обращается в первую очередь на формируемые умения, причём эти цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы умения могли быть диагностированы как учителем, так и самими учениками.
Если сравнить учебные планы по новым стандартам и предшествующим программам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.
Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ.
Внеурочная деятельность обучающихся 1 -го класса в нашей школе организована по пяти направлениям:
спортивно – оздоровительное;
духовно – нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное;
В первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения:
в сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми,
в ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый,
в январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый.
Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.
- К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
- Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…». Дети учатся выступать за конторкой.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
Остановимся на некоторых из них:
- современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения;
- для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;
- категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Что же такое «универсальные учебные действия»?- это способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Нужно стать творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности учителя станет открытием мира души ребёнка.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Метод проектов - эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Здоровье учеников остается актуальным вопросом. На уроке ребенок устает быстро, поэтому я использую конторку и коврики для ног. Они снимают обувь и стоя за конторкой продолжают урок. Глазки тоже быстро устают, поэтому у нас в кабинете есть офтальмотренажеры-настенный и на потолочный.
Сегодня наше образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Конечно, это трудно и требует много времени и сил. А я всего на всего в начале пути. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем. Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями.
Мой круг общения не ограничивается стенами школы, среди моего окружения есть люди разных профессий. Мне всегда интересно всё новое, поэтому для общения я выбираю самых разных людей, у которых естественно есть, чему поучится.
Чтобы результат работы учителя был высок, чтобы дети отвечали тем меркам, к которым стремится учитель, нужно, чтобы дети стремились быть похожим на него, а для этого нужно так мало и так много – любить детей.
Поэтому учитель должен учиться быть успешным в современном развивающемся обществе, осознавать, что каждый ребёнок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в развитии. Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.
Для современного школьника базовыми являются компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
– проблемная (готовность к решению проблем).
К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:
– обращение к опыту учащихся;
– решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
– организационно-деятельностные игры (ОДИ);
– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
– интеграция обучения.
Памятка для учителя
по формированию и развитию универсальных учебных действий.
• Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
• Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
• Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т. е они должны быть значимы для него.
ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:
• Создать атмосферу успеха
• Помогать ребёнку учиться легко
• Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
• Не скупиться на поощрения и похвалу
Желаю всем душевной активности и терпимости.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Урок математики в 4 классе
Школьная олимпиада по математике 4 класс
Самоуправление в начальной школе
Похожие статьи:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Сценки для начальной школы
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков