Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Омонимы

Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Омонимы"
Цели урока.
• Обучающие: Знакомство с термином «омонимы».
• Развивающие: Развитие мыслительных процессов и познавательной активности.
• Воспитательные: Воспитание чувства уважения к русскому языку.
Задачи урока:
• Научить применять в практической деятельности знания об омонимах.
• Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; развивать устную и письменную речь.
• Научить пользоваться словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению.
Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оснащение урока:
• компьютер,
• омпакт диск с иллюстрациями предметов,
• словарь русского языка С.И. Ожегова,
• сюжетные рисунки,
• магнитофон,
• аудиокассета с записью ритмичной музыки.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.
II. Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; познакомимся с термином «омонимы» и будем наблюдать за использованием омонимов в русском языке. Итак начинаем нашу работу.
III. Минутка чистописания.
-Пропишите буквы П п. Вспомните для чего нужны заглавные буквы.
-Прочитайте загадку и запишите вместе с отгадкой.
Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина).
-Найдите здесь «опасные места» и объясните их.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Перфокарты со словарными словами.
Прочитайте и вставьте буквы:
• ...город
• м...рковь
• ...бед
• н...род
• ин...й
• м...шина
• за...ц
• д...рога
• к...р...ндаш
• л...пата
• кла...
• м...л...ко
-Обменялись перфокартами с соседями по парте, проверили ошибки .
-Начальные буквы слов первого столбика образуют слово, обозначающее тему нашего урока. Записали её.
Омонимы.
V. Гимнастика для глаз (Таблица.)
VI. Наблюдение над ролью омонимов в нашей речи.
Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию с опорой на слайды и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, звучащими и пишущимися одинаково.

(Острая) коса
(Девичья) коса.
Ключ от замка.
Ключ (Источник).
Горький лук.
Тугой лук.
Гибкий прут.

Глубокий пруд.
• Работа со словарём русского языка С.И. Ожегова.
• Наблюдение за значением слов-омонимов.
Вывод: В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их называют омонимами.
-Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя».
VII. Физкультминутка.
Подвижная игра «День-ночь».
Дети перевоплощаются в различные роли: жуков, пчёл, птиц, зайцев и т. д. На сигнал «День» под музыкальное сопровождение дети имитируют движение условно выбранной роли и перемещаются по классу. Педагог сопровождает действия словами: "День наступил, над полянкой легко и быстро летают пчёлки, собирают сладкий нектар. Нектар собирают и песенку напевают: ж-ж-ж-жу". На сигнал «Ночь» дети замирают на месте , идёт перевоплощение в новый образ.
VIII. Упражнение в распознавании и употребление в речи омонимов.
1. Определите значение слова свет по толковому словарю. Составьте и запишите с ним предложение. Самостоятельная работа.
2. Прочитайте предложения. Что необходимо сделать , чтобы смысл предложений стал ясен?
- Наконец мы нашли настоящий замок.
- Это была настоящая мука.
- В магазине продавался старинный атлас.
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение.
3. Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.)
Прочитай предложение. Рассмотри сюжетные картинки. Найди «спрятанную» шутку
Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?
-Кто догадался, на чём основана шутка?
(Хлеб сухой- хлеб с ухой).
4. Гимнастика для глаз.(Таблица.
5. Выполнение упражнения 5,с.68
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Найди слова –омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
6. Наблюдение за различными видами омонимов.
Рекомендуется для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам или в классах с высоким уровнем подготовки.
Раздаются карточки с незаполненными таблицами.
Найди омонимы и запиши примеры в каждую графу.
Заполненные таблицы выглядят так:
Слова, не связанные по смыслу.
Одинаково звучат и пишутся Одинаково звучат, пишутся
по-разному Одинаково пишутся, звучат
по- разному
Уж-уж Код-кот Гвоздики-гвоздики
• Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.
• Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
• Сложный код. Пушистый кот.
7. Игра «Почтовый ящик».Работа на компьютере или на карточках.
Разобрать слова и определить , где синонимы, антонимы, омонимы.
Разнести по правильным адресам.
Адреса:
a. СИНОНИМЫ
b. АНТОНИМЫ
c. ОМОНИМЫ
• Смелый, храбрый.
• Весёлый, грустный.
• Опрятный, аккуратный.
• Есть-принимать пищу, есть- быть, находиться.
• Бык-животное, бык-опора моста.
• Весёлый, радостный.
• Холодный, горячий
• Передовой, отсталый.
• Дети, ребята.
IX. Итог урока
-Что нового узнали вы на уроке? Что вам запомнилось?
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
Литература:
1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самарский Дом печати, з15 с.
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс.-М.- Вентана- Графф. 2003.-448 с.- (Начальная школа ХХI века).
3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Учебник для четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. –М.: Вентана – Граф,2008.-144 с.: ил

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Эссе учителя начальной школы
Опубликовано: 1726 дней назад (7 мая 2017)
Просмотров: 4424
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!