Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эмоциональные переживания младших школьников

ДОКЛАД на тему: «Эмоциональные переживания младших школьников и пути их устранения»
Эмоция - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающие субъективное оценочное отношение к существующим возможным ситуациям.
Школьный возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление эмоционального мира личности и механизмы его регуляции. Именно в контексте обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, порождающие у школьников состояния эмоционального перенапряжения; в дальнейшем их "следы" приобретают устойчивость и проявляются в том или ином образе жизни и стиле поведения. Проблемы эмоционального развития школьников присутствует во всех типах школьных учебных заведениях. Проблемы эмоционального развития школьников поддерживаются неподготовленностью педагогических кадров к организации этого важнейшего раздела школьного воспитания.
Важнейшим этапом в дальнейшем эмоциональном развитии ребенка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать все более многообразные и сложные чувства. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность сменяется жизнь наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, трудиться, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен - тут и волнения и обиды и радость. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, сказки, фильмы, песни.
Современное состояние науки позволяет оценить важность эмоций в составе психосоматического формирования школьника. Так как выявлена и доказана тесная связь эмоций с когнитивным процессами, связь эмоций с состоянием здоровья, связь эмоций с процессами формирования личности.
Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам у младшего школьника.
Ребенку XXI века приходится" бороться" с такими страхами, каких не испытывал его сверстник прошлого века. Усложнение и расширение объема школьных программ, ежедневные сообщения о катастрофах, разрушения, бедствиях, транслируемых по телевидению фильмы ужасов, боевики - все это формирует новую психологическую реальность в сознании современных детей. Сложившая ситуация обуславливает психическое напряжение и тревожность, проявляющие в эмоциональных состояниях детей, что не может не влиять на развитие личности.
Основным показателем устойчивого эмоционального неблагополучия является школьная тревожность. Она выражается в волнении, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога, сверстников. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников могут вызвать регулярно повторяющиеся контрольно-оценочные ситуации, неблагоприятные отношения в коллективе, неблагоприятное отношение с педагогом. Немалую роль в закрепление тревожность играют неадекватные ожидания со стороны родителей . Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типично причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. В плане школьной тревожности - это, прежде всего, ожидания, касающиеся школьной успеваемости.
Школьная тревожность у детей - первоклассников характеризуется эмоциональным переживанием и неуверенностью за свое благополучие. Чем выше тревожность, тем труднее даются ситуации, потенциально угрожающие самооценке, тем более вероятен дезорганизующий эффект тревожности. Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий.
В многообразие эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев и т.д.) переживание страха младшим школьникам занимает особое место. Очень часто дети скрывают свои страхи от родителей, стыдясь их открытого проявления. Если дети и пытаются рассказать о своих страхах, то их высказывание являются зеркальным отражением отношения страхам их окружения и меньше всего непосредственным выражением эмоций, владеющих ими в действительности.
Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональные состояния ребенка. Имен этот фактор отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка.
Страхи младшего школьника могут быть различны:
• страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх
• страх перед школьными помещениями
• страх стоять у доски
• страх спросить, не понять объяснения учителя
• страх плохой отметки
• страх вопросов учителя
• страх забыть, что задано.
Детям школьного возраста необходима возможность самим пытаться находить выход из сложных жизненных ситуаций, чтобы затем вырабатывать стратегии, которые наилучшим образом подходят их личным желаниям и амбициям.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса у младших школьников Эмоциональная сфера младших школьников Развитие познавательной самостоятельности младших школьников Использование инновационных технологий для развития личности ребёнка

Похожие статьи:

Школьная адаптация первоклассников

Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников

Формирование гражданской позиции учащихся младших классов

Профессиональная компетентность педагога это
Опубликовано: 1722 дня назад (7 мая 2017)
Просмотров: 1704
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Николаевна Жукова # 7 мая 2017 в 21:37 0
Здравствуйте! Мой сын через год идёт в первый класс, поэтому ваш доклад очень актуален для меня. Всё понравилось, но хотелось бы больше знать о устранении переживании и в частности моих, как родителя.
Елена Валерьевна Воробьёва # 13 мая 2017 в 21:19 0
Здравствуйте! Ваша задача как родителя: идти в одну ногу с учителем и своим ребёнком. Проживать школьные удачи, неудачи, успехи и т. д. Во всём быть поддержкой своему ребёнку,постоянно интересоваться его прошедшим в школе днём, беседовать на интересующие его темы, вопросы. Тесно взаимодействовать с учителем и следовать его рекомендациям. Об успешной адаптации первоклассника в школе позаботится учитель, у которого есть точные указания для этого, это : письмо Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 и письмо ОМЦ ЦОУО г. Москвы от 19.11 2007 №559/1. Желаю успехов в учёбе!!!
Татьяна Сергеевна Тихомирова # 11 мая 2017 в 13:21 0
Здравствуйте! Дочь заканчивает первый класс. Слава богу серьезных проблем с адаптацией к новым условиям у нас не было. Но подрастает вторая, и хотелось бы узнать про методы устранения переживаний ребенка.
Елена Валерьевна Воробьёва # 13 мая 2017 в 21:26 0
Здравствуйте! Если у Вас первая дочь прошла успешно адаптацию, это большая заслуга всех вас:учителя, ребёнка и Ваша.Ваша задача как родителя: идти в одну ногу с учителем и своим ребёнком. Проживать школьные удачи, неудачи, успехи и т. д. Во всём быть поддержкой своему ребёнку,постоянно интересоваться его прошедшим в школе днём, беседовать на интересующие его темы, вопросы. Тесно взаимодействовать с учителем и следовать его рекомендациям. Об успешной адаптации первоклассника в школе позаботится учитель, у которого есть точные указания для этого, это : письмо Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 и письмо ОМЦ ЦОУО г. Москвы от 19.11 2007 №559/1. Желаю успехов в учёбе!!!