Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока географии на тему «Религии мира», 10 класс

Религии мира, урок географии в 10 классе
Тема: Религиозный состав населения Земли
Цели:
Образовательная:
- познакомить с группами и религиями народов мира,
- сформировать представление о культуре народов мира;
Развивающая:
- развивать умения работать с таблицами, схемами, к/картами,
- самостоятельно работать с дополнительной литературой,
- выступать с сообщениями.
Воспитательная: воспитывать миролюбие, уважительное отношение к культуре другого народа.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, раздаточный материал, презентация на экране.
Ход занятия
Приступим к изучению нового материала. Сначала поговорим о сущности религии.

Религия отражает потребность людей понять внутреннюю сущность этого мира, не только того, что происходит с нами и вокруг нас, но и почему это происходит. Это путь поиска вечной истины через отношения с бытием. Религия вошла в жизнь, чтобы устранить недостаток наших знаний о том, что мы называем вечными вопросами жизни:
- существование и природа Бога
- цель и смысл жизни
- происхождение добра и зла
- причина страданий
- жизнь после смерти

Относительно времени возникновения религий большинство ученых признает, что его определить нельзя, поскольку она зародилась одновременно с самим человечеством. Данные археологии говорят о том, что с самого начала истории люди обладали определенным религиозным чувством. Так, свидетельством религиозности неандертальцев, живших 150 тысяч лет назад, являются наличие и природа мест захоронения: похороны сопровождались определенными ритуалами, мертвым приносились дары. Мы, конечно, вряд ли когда-нибудь узнаем, во что верили эти люди и каковы были их ритуалы. Однако определенную помощь в этом могут оказать современные примитивные общества, чей образ жизни, будучи очень религиозным, по всей вероятности, напоминает тот, что был в исчезнувших первобытных обществах. К таким первоначальным религиозным верованиям относятся:
АНИМИЗМ – вера в душу, ее бессмертие и существование духов.

КУЛЬТ ДУХОВ, согласно которому жившие ранее люди продолжают свое существование после смерти и оказывают влияние на ныне живущих.

ТОТЕМИЗМ – вера в происхождение всех членов данного племени от растения или животного, которые считаются священными.

ШАМАНИЗМ – вера в способность людей-шаманов общаться с духами. (учащиеся записывают названия первоначальных верований в тетради)

Многие из этих верований, возникнув на заре первобытного строя, сохраняются и сейчас в изолированных и труднодоступных районах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в арктических широтах Северной Америки и Евразии. К концу 80-х годов численность последователей традиционных верований составляла около 100 млн человек.

ЗАДАНИЕ: Подсчитать, сколько процентов населения мира до сих пор исповедуют первоначальные формы религии.
ОТВЕТ: 100 млн:7,7 млрд*100%= 1,29%

Трансформация ранних религиозных верований происходила вслед за эволюцией общества. Консолидация разрозненных племен в единые государства сопровождалось возникновением культа вождя-человека, который в раннеклассовом обществе трансформировался в возвышение абстрактного человека-бога.

Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов не-скольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или среди одного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.

Существующие на сегодняшний день религии мира делятся на 2 большие группы – монотеистические, для которых характерна вера в одно главное божество, и политеистические, которые имеют обширный пантеон богов. К первым относятся иудаизм, христианство, ислам, конфуцианство; ко вторым – индуизм, буддизм, синтоизм, даосизм и др.

Религия закладывает нормы нравственности, нормы поведения, все религии учат примерно одному: честности, трудолюбию, доброте, справедливости и любви к Богу.

Большинство жителей планеты верующие, пятая часть населения относит себя к атеистам.

Мировые религии - это религии, насчитывающие сотни миллионов приверженцев разных национальностей во многих странах мира и на всех материках.

Мировых религий 3:
Буддизм - наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство - возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости.

В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:
Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.
Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам (мусульманство) – самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.
Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.
В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и животных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:
- произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
- совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
- соблюдение поста в месяц рамадан;
- раздача милостыни бедным;
- совершение паломничества в Мекку (хадж).

Две ветви ислама: суннизм и шиизм

Этнических религий гораздо больше, чем мировых (работа с форзацем 2), но уступают по числу верующих. Исключение индуизм - основная религия Индии.

Существуют и традиционные верования, в том числе и языческие. Сохранились у народов Азии, индейцев Америки и особенно Африке.

Итак, можно сказать, что такие религии, как буддизм, ислам и христианство, более терпимы к человеческим слабостям своих последователей. Именно поэтому они распространились на огромных территориях и превратились в мировые.

Очевидно, что в современном мире нравственные нормы, принятые в разных обществах и культурных традициях, отличаются друг от друга. Однако во многих религиях мы можем найти общие принципы и системы нравственных ценностей.

Хочется отметить Золотое Правило, проповедуемое шестью религиями мира:
БУДДИЗМ: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
ИНДУИЗМ: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
ИУДАИЗМ: Что ненавистно тебе, не делай другому.
ДАОСИЗМ: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей.
ИСЛАМ: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.
ХРИСТИАНСТВО: Возлюби ближнего своего, как самого себя.

ВЫВОД: На сегодняшнем уроке мы поняли, что нет плохих религий, злых и агрессивных, так же, как нет плохих рас и народов. В общем и целом, таким образом, религия в обществе является носителем добра. Большинство неправительственных гуманитарных акций в мире носит религиозный характер и организуется религиозными людьми. Конечно, часто говорят, что религия является источником множества противоречий, конфликтов и войн, однако необходимо помнить, что другие системы верований и идеологии гораздо разрушительнее, чем религии. Одной из наиболее распространенных причин военных столкновений является племенная и национальная рознь. Религии старались сдерживать эти побуждения, и нести примирение враждующим сторонам, но религиозные учения часто отбрасывались прочь, когда становились на пути человеческой агрессии.

С другой стороны, нельзя не признать, что религии также часто оказывались причиной конфликтов. Однако более внимательный взгляд покажет, что все религиозные учения выступают за мир и примирение. Если проследить за путем развития многих религий, то увидим, как часто первоначальные откровения с годами искажались, а порой и просто использовались для защиты интересов той или иной влиятельной группы людей. И только от людей зависит, повторят ли они ошибки прошлого, используя религиозные истины в своих корыстных интересах, или будут следовать им сами, неся добро и мир всем окружающим без исключения.

Другая причина конфликтов на религиозной почве заключается в том, что разные религиозные системы обладают различным пониманием многих вопросов, и при встрече двух религий происходит столкновение верований и систем ценностей. Проблема здесь в том, чтобы найти универсальные принципы, которые могли бы примирить различные религиозные учения, находя общее в разнообразии. Это возможно только используя опыт всего человечества, а не одной нации или религии. И если мы хотим более глубоко понимать окружающий нас мир, получить более цельное о нем представление, то нам необходим вклад всех культур и религий мира.

Закрепление
Заполнить таблицу "Основные религии мира".
Итог урока.
Выставление оценок
Домашнее задание.
В ходе урока учащиеся просматривают и другие слайды презентации, здесь лишь некоторые картинки для примера.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Магнит по безопасности дорожного движения своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 50 дней назад (13 августа 2022)
Просмотров: 154
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!