Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Районный семинар по теме: «Реализация ФГОС в урочной и внеурочной деятельности»

Мастер - класс «Игра - дело серьёзное. География»
Автор: Иноземцева Светлана Семёновна -учитель географии МКОУ Морткинской СОШ Кондинского района ХМАО-Югры
Цель:
1. Представить различные формы творческих заданий, используя элементы различных технологий: ИКТ, театральной педагогики, игровых форм для реализации ФГОС по предмету география в урочной и внеурочной деятельности.
2.способствовать расширению кругозора учащихся, формированию творческого подхода к изучению географии, воспитанию культуры общения и развитию коммуникативных и познавательных умений.
3. Посредством элементов игры, соревнования и проблемных вопросов способствовать повышению интереса учащихся к географии;
4. Проверить и оценить знания учащихся по географии
Форма занятия: Информационно- развлекательный канал: «Игра-дело серьёзное. У учителя роль ди-джея и ведущего канала.
План мастер-класса.
1.Знакомство.
2.Игра: Узнай страну по мелодии и покажи её на карте.
3. Использование на уроке театральных приёмов. (27 марта –Международный день театра, и мы не остались в стороне). Ролевая игра: Земля –планета в Солнечной системе- 5 класс.
4. Физминутка: «Финская полька».
5. Сказка-загадка, изображающая природные комплексы России: Западную Сибирь, Урал, Кавказ. Учащимся после просмотра инсценировки необходимо определить: кто есть кто и обьяснить: почему они так думают, ответить на вопросы учителя.
6. Игра- угадай с звязанными глазами: Пиратский сундучок с сокровищами из разных стран.
7.Игра: «Рыболов»
-Каждый фрагмент занятия сопровождается музыкой и фрагментами презентации.
8. Подведение итогов.
9.Рефлексия.
10.Самоанализ.
Оборудование: презентация занятия, карта России; политическая мировая и физическая мировая, аудио-файлы, видеофайлы, компьютер, проектор, пиратский сундук с сокровищами, компас, указка с привязанным магнитом на ниточке, вопросы на скрепках.
1.Знакомство.
Учитель.-Здравствуйте, уважаемые участники, информационно-развлекательного канала: «Игра-дело серьёзное. География. (!Слайд №1.) Цель нашего эфира определить очень просто. Достаточно посмотреть на слайд.
Сегодня в студии с Вами буду я , Ди–джей и радиоведущая Светлана Иноземцева (в наушниках с гарнитурой). У нас будет много музыки и игровых моментов. Все они будут иметь отношение к замечательному предмету: География. Все мы с вами, независимо от возраста любим играть и путешествовать. Узнавать новое, делать собственные открытия. Я предлагаю активно включаться в наши игры, отвечаем на вопросы. На каждом столе – лежат листочки, где вы можете делать заметки по ходу работы нашего канала. У нас- прямой эфир. К нам в студию можно позвонить, задавать вопросы, делать заявки, передавать приветы и пожелания. Спасибо, что Вы с нами.
2. Игра: Узнай страну по мелодии и покажи её на карте.
Учитель.Итак, мы начинаем. В качестве разминки !!!(слайд №2) по просьбе учеников 7и 10 класса мы проводим игру: Угадай страну по мелодии и покажи её на карте. Указка на столе. Нам нужен 1 участник, который будет показывать страну на карте, а студия будет ему помогать узнавать страну.
Попрошу подключить свои слуховые рецепторы и анализаторы и активно помогать нашему участнику(закрываю презентацию)
Я включаю мелодии... Спасибо, Вы большие молодцы. Я убедилась, что с такими участниками можно и дальше смело путешествовать по волнам нашего канала.
3. Ролевая игра: Земля –планета в Солнечной системе- 5 класс.
( Звонок в студию - риалтон). Учитель. К нам в студию позвонили. И как сказал мне оператор, это видеозвонок. Давайте посмотрим. (Открываю Экран), видео заранее записанное с просьбой ученицы.
Учитель.Вот такая просьба поступила от ученицы 5 б класса Свяжиной Валерии. И мы выполним просьбу этой замечательной девочки.
- Скажите, уважаемые участники студии, вы любите театр? Как кто-то сказал из известных: Любите ли Вы театр? Любите ли Вы его так, как люблю его я? Поднимите руку, кто хотя бы один раз не был в театре? Все были. Как Вы думаете? А почему я спросила о театре? Вчера весь мир отмечал День театра. (27 марта – международный день Театра в 2016, он был установлен более 50 лет назад, в 1961 году на 9 конгрессе Международного института театра в Вене)
(!Слайд 3).
-Давайте и мы с Вами не останемся в стороне. В каждом спектакле распределяются свои роли. Будут они и у нас.
(Слайд 4).
Тема нашего небольшого спектакля: Земля – планета Солнечной системы. Роли – следующие: Земля, Луна и Солнце. Выбираем. Каждый участник выполняет свою роль. А как это будет выглядеть, давайте посмотрим на слайдах(!Слайд 5, 6,)
Приглашаю участников выйти и сыграть свою роль. Сначала - по отдельности.
Учитель. 1 Как выглядит Солнце? Ярко светит, потому, что звезда и греет. Не стоит на месте( как думали раньше) у него целых 3 вращения. Одно из них вокруг своей оси ( против часовой стрелки), если смотреть с северной полярной части.
2.Земля. Сколько вращений? 2 . За какое время? -365 суток; 24 ч; В какую сторону? -Против часовой стрелки.( и вокруг своей оси и по орбите вокруг Солнца)
3.Луна. Сколько вращений? 2 За какое время? -28 дней. И вокруг своей оси и вокруг Земли; примерно за такое же время. А раз эти вращения почти совпадают, мы можем увидеть только одну её сторону с Земли.
Учитель. А сейчас мы соединим роли в одну систему. Играем вместе. И нам в этом поможет космическая музыка( ! Презентация закрыта. Включается музыка Спейс «Космический полёт»).
Кстати сказать, в Солнечной системе, все планеты и даже Солнце, вращаются против часовой стрелки, хотя в каждом правиле есть свои исключения. (! Посмотрите Слайд №7). у нашей соседки Венеры, да ещё Плутона, но он как планета не считается.
А кто помнит расположение планет в Солнечной системе ? (!Слайд № 8) В этом нам поможет шуточная считалочка. «Мы все знаем мама Юли села утром на пилюли.» (Закрываю презентацию.)
4. Физминутка: «Финская полька»
(На 17-20 минуте!) Мы продолжаем эфир нашего канала « Игра -дело серьёзное». С вами –по прежнему я – ди-джей Иноземцева Светлана. Настало время размяться. Не уходя от географической темы, сейчас немного потанцуем. У нас сегодня в эфире: Зажигательная Финская полька !(2 мин.)
( !слайд 9 ). !Закрываем презентацию и включаем физминутку(презентация с музыкой Финская полька.
5.Сказка-загадка, изображающая природные комплексы России:
Учитель.Молодцы! Зарядились бодростью и хорошим настроением (!Звучит музыка «В гостях у сказки». Какая у нас сегодня замечательная аудитория, просто сказочная. Продолжая театральную тему, в эфире нашего канала - сказка для нашей замечательной аудитории и учащихся 8 класса.
(!слайд №10). Сказка эта будет не простая, а сказка-загадка. Всем участникам надо быть очень внимательными и ловить каждое слово наших артистов. ( Выбираем роли). В сказке 4 роли:
(Фрагмент географической сказки-загадки по теме: Тектоническое строение и рельеф России. 8 кл.)
Выбираем 4 актёров.
Действующие лица: автор; девица, сосед- пожилой; жених- молодой ; ( нарядиться: девице-корона; соседу- шапку-ушанку и камушки в шкатулке; молодому жениху – кепку, музыкальный фрагмент: лезгинка, бутылку с кавказской минеральной водой, у меня - Ессентуки).
Автор. В некотором царстве, в тридевятом государстве жила-была девица. Стройная и красивая. Уже не молода, да ещё и не старая. Жила себе - поживала, да горя не знала. Вот пришёл к ней в гости сосед.
Сосед. (Стучит: тук-тук.) - Привет, соседка. Как поживаешь?
Девица(Девица сидит на стульчике в короне, ножкой покачивает)
- Хорошо живу ,спокойно у меня всё и ровно. И тебе того же желаю.
Сосед. А мне вот что- то неможется с утра. Лихоманит чего-то. Посто беда.
Девица.- Так старенький, ведь ты. Вот косточки-то и ломит. Люди сказывают, что много уже тебе лет-то.
Сосед. – Люди-то и приврать могут. Недорого возьмут. А, ведь и ты немолода, хоть и молодишься, вон сколько косметики на тебе. Все морщинки закрыла. А ведь мы с тобой ровесники.
Девица. (Кокетливо). О возрасте женщинам говорить не принято. Молода я ещё... А вот ещё люди говорят, что богат ты соседушко.
Сосед. А это люди не врут. Богат, не скрою. Золото и каменья драгоценные, камни – самоцветы; всё у меня есть. Вот посмотри (показывает шкатулку, в ней камушки). Хозяйки только в доме нет. Скучно мне одному. Пойдёшь за меня замуж, подарю тебе всю эту красоту. (Подаёт шкатулку с камушками)
Девица. (расматривая камушки в шкатулке, берёт их по одному) . Так, ведь и я небедна...А вот, намедни ко мне сватался ещё жених, издалека приехал: молодой да горячий. А как танцевал –то..... (Вспоминает, мечтательно) Вот это парень...Вот, как как будто сейчас смотрю на него.
Жених.(молодой) Выходит. (в кепке; звучит Музыка «Лезгинка»). Танцует лезгинку. Музыка затихает. Жених припадает на колено перед девицей ,говорит( с кавказским акцентом): Дорогая, выходи за меня замуж. Не пожалеешь. Будешь жить у моря. Дышать свежим воздухом. Отдам - самое дорогое, живую воду( протягивает минеральную воду, демонстрируя её). Девица забирает бутылку с водой, говорит: «Спасибо», ставит рядом на пол, жених уходит уходит.
Сосед. Ну а ты, что ему сказала?
Девица. Я подумаю.
Сосед. Ты только долго не думай. А, то моя соседка у левого заборчика – тоже долго думала. Так и осталась – одна.
Девица. Так может быть, к ней и посватаешься.
Сосед. Да она уж больно стара. Старше меня и намного. Ей знаешь сколько лет?
(шепчет на ухо девице).Она ещё в архейскую эру родилась.
Девица делает удивлённый вид. Да-а? Ничего себе!
Сосед. Да ещё и манеры у неё европейские. А я человек – простой. Куда уж там...
Девица -Ты, верно, соседушко, шутишь… Это выходит, что она –ровесница моей соседки - справа. А всё, обе говорили, что молоды они ещё, молоды…. А выходит, что я из них самая молодая. ( Напевает….Молода-я…э—эх, молодая..)
Автор. Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.
Учитель. Спасибо нашим артистам. А сейчас разбор полётов, давайте разберём те намёки, которые прозвучали во фрагменте сказки. Скажите, пожалуйста, а кто - же были эти действующие лица (подсказка: были задуманы неодушевлённые объекты)
-Кто была эта девица? (Западная Сибирь)
- Пожилой сосед? (Урал)
- Молодой жених? (Кавказ)
-Соседка у левого заборчика рядом с пожилым соседом? (Восточно-Европейская равнина)
- Пожилая соседка справа от девицы? ( Средняя Сибирь, Средне- Сибирское плоскогорье)
Покажите их по карте.
- А по каким признакам вы это определили? ( Называют признаки)
-Почему пожилой сосед чувствовал себя неважно, а у девицы всё ровно и спокойно? (Уральские горы – считаются старыми горами, но и там изредка бывают несильные землетрясения, а в Западной Сибири – землетрясений - нет, так как Западно- Сибирская равнина находится на платформе. А такие территории сейсмически устойчивы. Всё относительно: палеозойский возраст для гор - это старые горы; а для равнин, если в основании – лежит складчатый фундамент того же палеозойского возраста- то это уже молодая платформа, т. е. плита. Это объясняется тем, что есть платформы и более преклонного возраста- архейской и протерозойской эры.
-Что имел ввиду сосед, говоря, что они с девицей одного возраста? ( Действительно, они – ровесники. Оба(Урал и складчатый фундамент Западно- Сибирской плиты) появились одновременно в Палеозойскую эру в герцинскую складчатость).
А про то, что косметики много поверх морщинок? (это Урал образно говорил о мощном осадочном чехле Западно- Сибирской плиты, который лежит поверх фундамента. Появился он в то время, когда Западно- Сибирская равнина в мезозойскую эру была дном Мирового Оеана. В это время шло активное осадконакопление песков, глин, и конечно, тогда появились в толщах Югры нефть и газ.Известно, что её чехол имеет возраст: Мезозой- Кайнозой и достигает мощности на юге до- 3 км, а на севере равнины – до 10-12 км.)
-Как вы думаете, а у молодого жениха, действительно из всех богатств, только минеральная вода? (Ещё нефть, газ, руды; придержал богатства.)
- О каких собственных богатствах упомянула девица? ( Нефть, газ мезозойского возраста в осадочном чехле)
- Что вы можете сказать о возрасте героев?
(С Запада на восток: Восточно-Европейская равнина – архей, проотерозой(докембрийские структуры- самые старые в России); Урал - палеозой; Западная Сибирь - палеозой; Средне - Сибирское плоскогорье – архей, протерозой(докембрийские структуры- самые старые в России.
Молодцы!!
6. Игра - угадай со связанными глазами: Пиратский сундучок с сокровищами из разных стран.
Учитель. Мы продолжаем наш эфир. Но, что это? Мне помощник передал загадочную бутылку, которую выловили в море и отправили к нам. Смотрите: а в ней письмо, давайте посмотрим, что там. (!Включаю музыку Пираты Карибского моря. Сворачиваю музыку, открываю презентацию)(! СЛайд № 12)
Письмо пирата.( Слайд № 13)
Я старый пират Флинт, избороздил все моря и океаны. Побывал на всех материках и в разных странах. Из своих путешествий я каждый раз привозил сокровища и наполнял ими свой сундук. Чувствую неминуемую гибель и передаю эти сокровища вам. Но сокровища я могу передать только достойным. Возьмите их, если найдёте.
Сокровища спрятаны у вас в кабинете. Вам понадобится Нужно встать в круг, начерченный на полу и идти по азимуту 270 градусов. Семь футов под килем!!!!( слайд № 14, 15). Остановиться на 15 слайде!!
Нашли сундук. Игра «Узнай сокровища с закрытыми глазами и назови его Родину.(завязываем платком глаза) – 1 участник , а второй помогает – на карте показывает родину сокровища.
Сокровища (содержимое сундука). Специи,(можно,действительно, назвать сокровищем, т.к. ценились выше золота), фрукты, овощи, ягоды, орехи.
1. Корица- Шри-ланка;
2.Грецкий орех- Закавказье; Южная Азия, Центральная азия;
3.Гвоздика- Индонезия
4.Лавровый лист – Средиземноморье.
5. Финик – Африка
6.Кофе – Африка ( провинция Кафа – На Эфиопском нагорье; Шустрые козы и пастухи)
7. Какао – Южная Америка
8. Картошка – Северная Америка
9. Мандарин – из Китая
10. Киви- Китай
11. Коралл – в мелководных тёплых морях
12. Брусника –тайга Евразия
13 Клюква- болота Евразии и С. Америки
14. Эвкалипт- Австралия
15. Чеснок – Средняя Азия.
7. Игра: «Рыболов»
( мелодия кота Леопольда). Прозвучала музыка о рыбалке. И не случайно. Кондинский район ХМАО - Югры, как известно –водный край. У нас огромное множество рек и озёр. А где вода - там и рыба. А где рыба – там и ..... рыбаки. В студии есть рыбаки? Я приглашаю Вас к нам. Представьтесь, пожалуйста. Какую рыбину самую большую Вы поймали? Показать.
У нас Вы сейчас можете отвести душу и порыбачить. ( Ведро, магнит с указкой, задания на скрепках). К Вам ещё очень хотели присоединиться учащиеся 6 класса при изучении темы: Гидросфера.
Игра Рыболов. Условия игры-просты. Обьясняю. Доброволец забрасывает удочку (указка с привязанным магнитом в лунку (какая-нибудь ёмкость) и вытаскивет 1 задание свёрнутое ( на скрепке), выполняет его.( 3-4 задания)

Моря есть разные на свете
Я хочу спросить о цвете
Кто в них краски растирал
Морям названия давал?
Какие цветные моря Вы знаете?
(Белое, Красное, Жёлтое, Чёрное)
Вы знаете четыре океана
Я прошу вас их назвать:
Начать надо с великана
Закончить - маленьким .
(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Смотрим на карту России
Архангельск и Мурманск находим
И что мы видим?
Мурманск - на севере
Архангельск – южнее
Но в Мурманске почему-то теплее?
(тёплое Северо-Атлантическое течение омывает побережье Кольского полуострова и г. Мурманск)
4. Сколько известных имен на карте -
Пролив Дрейка и Берингов есть
Море Лаптевых и море Баффина
Покажите по списку, карта ведь здесь!
(Острова Кука, Гудзонов залив)

5. Название этой реки означает с индейского «Отец вод» (Миссисипи)

Спасибо всем за активное участие в игре. На этом время эфира канала «Игра-дело серьёзное» подходит к концу .
К сожалению, мы прощаемся с такой замечательной аудиторией. Но с радостью ждём от вас откликов в устной и письменной форме, пожеланий и предложений. С вами была я – ведущая канала Иноземцева Светлана. Всех Вам благ.
9. Рефлексия — обсуждение занятия.
10. Самоанализ.(!3- 4 минуты )
Приложение.
Формы УУД, реализованные на занятии
Предметные УУД
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
-различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
-использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;
-оценивать природные условия

Метапредметные УУД
1 Личностные УУД
1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
2. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
2.Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
3.Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

4.Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
Презентация на тему: «Игра-дело серьёзное». География. Мастер-класс для педагогов

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Опубликовано: 1597 дней назад (7 января 2018)
Просмотров: 909
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!