Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по обучению родному языку для детей 6-7 лет

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие на ковре-самолете к девушке Илемпи».
Автор: Прусакова Светлана Вениаминовна, старший воспитатель МБДОУ «Кугесьский д/с «Пурнеске» Чебоксарского района Чувашской Республики
Описание материала: Данный конспект занятия поможет педагогам решить задачи по обучению родному (чувашскому) языку, а также познакомить детей с элементами национального (чувашского) орнамента, с его смысловым, цветовым значением. Предложенная игровая схема построения образовательной ситуации поможет педагогам приобщить детей к материальным ценностям культуры народов родного края.
Цель:
Познакомить детей с элементами чувашского орнамента и со смысловым, цветовым значением;
Развивать у детей интерес к орнаментальному искусству чувашского народа, развивать фонетический слух, умения и навыки говорения в игровых ситуациях;
Воспитывать устойчивый интерес к изучению чувашского языка.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, послушайте, нам Саша Г. приготовила стихотворение.
(Чтение стиха «Кугамай» на чув языке)
Воспитатель. О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей).
Правильно, о бабушке и внучке.
(Раздается звонок телефона. Воспитатель берет трубку. Звучит голос Илемпе)
Илемпе. Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас в гости к себе домой, в мою деревню.
А добраться до меня вы сможете на ковре-самолете, который вам прислали мои помощники лесные жители.
Воспитатель. Спасибо, Илемпи за приглашение. Ребята, отправимся к Илемпе в гости? Но где же ковер-самолет? Да вот же он! (Разворачиваем ковер и садимся с детьми на него).
Воспитатель. Устраивайтесь поудобнее, мы отправляемся к Илемпи в гости.
(Звучит космическая музыка, дети совершают «полет». Перед детьми предстает чувашская изба, украшенная вышивкой. На скамейке сидит Илемпи и вышивает).
Воспитатель. Давайте, ребята, поздороваемся по-чувашски. (Здороваются по –чувашски)
Дети. Ыра кун, кеме юрать-и? (Добрый день! Можно к Вам зайти?)
Илемпи. Керер-керер, хана пулар. (Заходите, пожалуйста)
Илемпи. Сире менле ченеще? (Как Вас зовут?)
Воспитатель. Ку каман пурче? (Это чей дом?)
Илемпи. Пурче асаттепе асаннен. Эпе ку пуртре пуранатап. (Это дом моих дедушки и бабушки. Мы все вместе здесь живем)
Дети. Илемпи, где вы купили такой красивый наряд, красиво вышитые полотенца?
Илемпи. Все, что вы видите, я сделала сама: вырастила лен, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила его вышивкой.
Дети. Кто тебя всему этому научил?
Илемпи. Мои бабушка и дедушка начали учить меня, когда я была совсем маленькой, как вы сейчас.
Илемпи. Дети, хотите посмотреть, что у меня в заветном сундуке? (ответы детей). Илемпи достает из сундука вещи и называет их по-чувашски: ку кепе (это платье), ку тутар (это платок), ку сапун (это фартук), ку алшалли (это полотенце), ку масмак (это повязка на голову). Ребята, а вы знаете, что такое масмак? (ответы детей). Масмак-это головное украшение, т.е. головная повязка чувашских девушек. Повязка похожа на полоску с вышитыми узорами. Чуваши считали эту головную повязку вещью, которая связывала их с небесным миром. Масмак оберегал от болезней.
Что вы можете сказать об этих вещах? Нравятся ли они вам? Какое настроение они у вас вызывают? Ребята, какого цвета больше в моей вышивке? (ответы детей). О чем нам говорит красный цвет? (ответы детей).
Красный цвет – это символ огня, храбрости, любви. Рядом с красным цветом – черный. Черный – цвет земли, красный – солнца. Эти два цвета символизируют начало жизни. А что означает зеленый цвет? (трава, деревья)
Сейчас я буду показывать цвета на вышивках, а вы должны называть их по- чувашски.
Ку мен тес? (это какой цвет?)(дети перечисляют)
(Илемпи предлагает поиграть в игру «Что изображает узор». Показывает элементы чувашских узоров, а дети должны назвать их по-чувашски и найти эти элементы на вышивках вещей Илемпи).
Илемпи. Маттур ачасем (Молодцы, ребята). Какой узор вам больше понравился? Что вы можете рассказать об этом узоре? (Предлагает 2-3-м детям рассказать о понравившихся элементах чувашского узора). (Входит девочка в чувашском наряде и плачет).
Илемпи. Ой, да это же моя сестренка Пурнеске. Пурнеске, поздоровайся с гостями и скажи, почему ты плачешь?
Пурнеске.Илемпи, у меня не получается выговорить чувашские звуки. А я так хочу научиться красиво говорить по - чувашски как ты.
Илемпи. Ребята, поможем Пурнеске? Давайте вместе сделаем гимнастику для нашего языка. Наш язычок должен упражняться, чтобы правильно произносить чувашские звуки. Ветер дует; листья шелестят: (звук щ), змея шипит.
Илемпи. А теперь, Пурнеске, хочешь поиграть с детьми в интересную игру «Отгадай загадку»? (на мольберте висят изобразительные модели оригиналов со знакомыми детям чувашским узорами. Загадывается загадка по-чувашски, кто отгадает узор-отгадку, должен назвать его и накрыть пустой карточкой. Игра продолжается до тех пор, пока дети не закроют все карточки с узорами).
Илемпи. Маттур ачасем (Спасибо, ребята). Отгадали все загадки.
Воспитатель. Илемпи, в гостях у тебя мы узнали много интересного и полезного. Мы хотим нарисовать чувашский узор – хевел (солнце) и оставить тебе на память. Глядя на наше солнышко, ты будешь вспоминать о нас. (Коллективная работа детей под музыку чувашского композитора Г.Лебедева, слова М.Юхма «Песня вышивальщиц).
Илемпи.Тавтапущ ачасем, парнешен. (Спасибо, ребята за подарок)
А сейчас пора нам возвращаться домой. Сыва пул, Илемпи! Сыва пул, Пурнеске! (До свидания, Илемпи! До свидание Пурнеске!
Воспитатель. Ребята, давайте сядем на наш волшебный ковер-самолет.
(Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад, звучит космическая музыка).
Воспитатель. Ребята, где мы сегодня были? Чем вам понравилось путешествие?

Рекомендуем посмотреть:

НОД в подготовительной к школе группе НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда. Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром Конспект НОД художественная литература в подготовительной группе
Участник №50 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Деловая игра для педагогов ДОУ. Чувашские обычаи, традиции и народное творчество | Проектная деятельность в детском саду по теме: Формирование у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Опубликовано: 2580 дней назад (30 октября 2017)
Просмотров: 1773
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!