Народная педагогика - как средство повышения мотивации к изучению родного языка в дошкольном возрасте
Описание материала: статья будет полезна педагогам, родителям, студентам педагогических факультетов.
В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа проживающего в России, особенно важным и значимым является возрождение, развитие и сохранение традиционного мировоззрения, в котором уже веками заложены основы духовной культуры, нравственности, бережного отношения к наследию, окружающему миру.
Сегодня, значительную роль, на формирование самосознания личности, играет модернизация современного образовательного процесса. Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда следует важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (город, республика, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Хакасии. Задача нашего педагогического коллектива – организовать подлинный диалог личности и культуры, диалог как способ и средство их встречи, взаимопроникновения, общения, в котором личность и культура говорят на одном языке – языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение к миру прекрасного, но и через культуру общения.
Педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре, касающиеся организации педагогического процесса, включают следующее: преемственность в работе воспитателей, их содружество с музыкальным руководителем, также всеми сотрудниками детского сада; улучшение оснащенности педагогического процесса; тщательный отбор познавательного материала, в том числе народных сказок, пословиц и поговорок; индивидуальный подход к детям. Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создать в группе уголок хакасского языка. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Хакасии.
Дети многое узнают о быте и жизни хакасского народа. В познавательной деятельности знакомим с географическим местоположением республики, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий. Проводим тематические мероприятия по группам: «История моей земли», «Моя республика», «Генеалогическое древо семьи», «Народные праздники».
Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование орнаментов и пейзажей. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского народа.
В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни на хакасском языке. Работа с детьми ведется также через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки, стихи). Знакомя детей с народным фольклором, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Разнообразен и многолик фантастический лик хакасских мифов. Раскрывая детям всю глубину мифов, открываем им богатство культуры народа, где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку. Со сказками у детей дошкольного возраста связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями.
Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни хакасского народа, демонстрируем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В процессе подготовки к проведению праздника, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях. В день осеннего равноденствия проводим праздник Уртун Той (праздник Урожая). Это красивый праздник, очень нравится детям., заключает в себе акт Благодарения Природе. Сам акт указывает на высокую духовность основного правила жизни в природе: “алыс-пирiс” - взял-отдал, “получил - отблагодари”. Дети вместе с родителями демонстрируют блюда нового урожая, поделки из овощей и фруктов.
После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). Почитание стариков при их жизни ставилось на особое место, заключая в себе мощный потенциал этно педагогических ценностей. На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Дети ставят концертную программу, поют, читают стихи, дарят подарки сделанные своими руками, а затем все вместе пьют чай и едят национальные блюда Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием - уважением к старшим, а также близким прикосновением к истории нашей Республики.
В обучении детей хакасскому языку в непосредственно образовательной деятельности мы всегда стараемся занять позицию равного партнера. Вызываем, используя сюрпризные моменты, ответную активность детей, повышаем их интерес к занятиям, стараемся вовлечь в разные виды деятельности.
В деле воспитания подрастающего поколения, также в изучении хакасского языка наши первые помощники – это наши родители.
Мы считаем, что только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных качеств, патриотических чувств и уважительных отношений, к старшим и сверстникам.
В связи с этим на собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах с родителями рассказываем об особенностях развития детей определенной возрастной группы, проводим анкетирования. Если есть необходимость, привлекаем психолога и социального педагога. Все это помогает детям накопить жизненный опыт, пропустить все увиденное через себя и раскрыть свой творческий потенциал в изучении родного языка, а нам взрослым – воспитывать любовь к родному краю, научить видеть красоту нашей природы, толерантное отношение к культуре другого народа.
Мы продолжим работу по приобщению детей к традициям и культуре хакасского народа, считаем, что это поможет воспитать у подрастающего поколения чувство любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям, проживающим на ее территории.
Список литературы
1.Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан. ХРИПКиПРО. 2006.
2.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002.
3.«Народные праздники Хакасии» Учебное пособие. – Абакан, Издательство ХГУ им. Катанова., 2003- 30 стр.
4.Бабаева Т.Н. «Детство» : Программа развития и воспитания детей в детском саду - издание 3е, - переработанное – СПб: Детство – Пресс, 2001.- 244 стр.
5.Приобщение детей к культуре хакасского народа. Методическое пособие – Абакан; Хакасское книжное издательство, 2004. – 44 стр.
6.Бутанаев В.Я «Хакасские игры»–Абакан; УПП «Хакасия», 1995, - 44 стр.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Народная педагогика
Изучение родного языка в дошкольном возрасте средствами народной педагогики
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка