Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Краеведческий час в библиотеке для детей начальной школы. Конспект с презентацией

Конспект краеведческого часа для детей 6-10 лет «Первые достопримечательности и ремесла Ярославля»
Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».
Описание: Материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, воспитателям ГПД, библиотекарям.
Мероприятие для детей от 6 до 10 лет.
Направлено на знакомство участников с информацией об архитектурных памятниках Ярославля, о ярославском изразце.
Цель: привлечь детей к изучению истории и архитектуры Ярославля, через посещение библиотеки и чтение.
Задачи:
1. Познакомить читателей с краеведческой литературой.
2. Дать знания по истории города Ярославля, страны.
3. Познакомить с выдающимися памятниками архитектуры.
4. Воспитывать чувство любви к родному городу, стране.
5. Воспитывать уважение к работникам библиотеки, воспитателям и членам своей группы.
Материал: сувенирный изразец, презентация, техника и экран для показа презентации, любой видеосюжет из открытых источников о технологии изготовления изразца..
Оформление: книжная выставка «По родному городу».
1. Гуреева О. Ярославль. Легенды, предания, были. – Ярославль: Формат, 2004. – 49 с.
2. Жельвис В. И. Прогулки по Ярославлю: путеводитель. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001. – 191 с.
3. Козлов П. И. По родному городу. Краткий очерк – путеводитель по историческим местам Ярославля. – Ярославль, 1955. – 176 с.: ил.
4. Козлов П. И., Мааров В. Ф. Ярославль: 975 лет. Площади, улицы, памятники истории и культуры. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 127 с.: ил.
5. Няньковский М.А. Азбука маленьких ярославцев. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 32 с.
6. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах. Книга 3. Сост. Сиповский В.Д. – Москва: Белый город, 2008. – 319 с.
Ход
Ведущий здоровается, вместе с детьми вспоминает название города, его герб и символику.
Ведущий. Давайте полюбуемся на наш город (фото «Панорама города»).
Центр нашего города внесен в список памятников, охраняемых Юнеско (подразделение ООН), он является общепризнанным всемирным наследием. Что же так ценится? Уникальная архитектура, дома и храмы. Давайте полюбуемся на некоторые из них (показываем детям и рассказываем о храмах Ярославля).
На углу улиц Чайковского и Большой Октябрьской стоит суперсовременное из бетона и стекла здание, вы его наверняка знаете—это планетарий (показываем фото с планетарием), а чуть дальше, за ним виднеются совсем другие постройки, что стоят здесь больше 3 веков. Представим, что нет планетария и окажемся в сказке 17 века.

Дополнительная информация для участников постарше.
Ведущий. В эпоху средневековья Ярославль был одним из крупнейших городов страны, однако его размеры показались бы нам весьма скромными. Во времена ярославских князей городом являлись лишь кварталы современного исторического центра, вошедшие сегодня в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На Стрелке возвышался кремль – Рубленый город, за его пределами простирался Посад, где жили ремесленники и торговцы. Вокруг города от Волги до Спасского монастыря (по линии современной улицы Первомайской) была возведена земляная насыпь со рвом. По аналогии с Рубленым городом территорию посада, окруженного валами, стали именовать «Земляным городом». Однако и он со временем стал тесен для ярославцев. За пределами городских укреплений стали возникать небольшие поселения – слободы. Название это существовало не только в России, но и у других славянских народов, а его происхождение связывают со словом «свобода». Поначалу обитатели слобод действительно были свободны от городских налогов, имели собственное самоуправление и жили достаточно обособленно.

Ведущий. Место это Киселюхой называется (дореволюционные фото ул. Чайковского). До конца 19 века—это не центр города, а Покровская слобода (по главному храму), жители тих мест жили обособленно, торговлей занимались и вовсе не киселем, как вы могли подумать. Киселюхой эти места прозвали потому, что речка Которосль рядом, как разольется, так улица превращается в топкую жижу на кисель похожую.
Но слобожане любят это место. Посмотрите какие церкви они поставили (фото Николо-Мокринская церковь).
Вокруг цервки по берегам Ершова ручья стоят избы слобожан. В центре понаряднее, купеческие. Грузят купцы корабли товарами и везут их по Которосли, по Волге в страны дальние. Самый богатый и уважаемый купец в слободе Гордей Семенович. Вот и дом его (фото дома Иванова).

Громкое чтение главы «Цветы краше которых нет» из книги Н.Н. Обнорской «Сказки, которые живут в Ярославле», сопровождается показом иллюстраций (для наглядности можно воспользоваться иллюстрациями к сказке «Аленький цветочек»; в конце помещаем фото изразца.)

Ведущий. Назвали люди украшения, сделанные Иваном, изразцами. Наверно, у каждого мастера была своя красавица, которой небывалый подарок хотелось преподнести, поэтому, а может и иначе на ярославских улицах появилось много церквей изразцами украшенных. Давайте на них полюбуемся.
(Показываем участникам фото храмов, дополняем рассказом о церквях из справочных материалов, расположенных на слайдах презентации: фото Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, храмовый комплекс в Коровницкой слободе, Храм Иоанна Златоуста, церковь Федоровской иконы Божией Матери в Толчкове, церковь Богоявления Господня, церковь Михаила Архангела, церковь Ильи Пророка.)

Ведущий. Давайте полюбуемся на изразцы (показываем фото изразцов), заметили, что на всех этих храмах изразцы расписаны в одних и тех же цветах? В каких? (Ответы детей.)

Ведущий. Давайте еще раз повнимательнее пригладимся к изразцу (показываем фото или объемный сувенир). Традиционные цвета: зеленый, синий, белый, желтый, коричневый. Форма изразца отличается от керамической плитки, на обратной стороне находится румпа (показать румпу на фото). Она нужна не только для крепления к стене, но и для сохранения тепла. Давайте посмотрим видео, узнаем, как изготавливается изразец.

Просмотр видеосюжета о технологии изготовления изразца.



В конце занятия ведущий подводит итоги, предлагает познакомиться с книгами из серии «Библиотека Ярославской семьи», книгами о храмах Ярославля.
Прощаемся.
Первые достопримечательности и ремесла Ярославля. Презентация
Подсказки по работе с презентацией
При упоминании фото в тексте конспекта имеются в виду слайды приложенной презентации. "Фото панорамы города" представлено на первом слайде; в начале занятия мы любуемся на храмы и называем их глядя на этот же слайд, на нём представлены: на первом плане - в центре церковь Ильи Пророка, далее часовня Александра Невского, церковь Сретения Господня, слева по мере удаления - Афанасьевский монастырь, церковь Михаила Архангела, Спасо-Преображенский монастырь, Богоявленская церковь.
"Фото с планетарием" - это второй слайд.
Третий слайд демонстрируем, когда рассказываем "дополнительную информацию".
Четвертый слайд с изображением Николо-Мокринской церкви показываем тогда, когда в тексте конспекта указано "фото Николо-Мокринская церковь". Пятый можно показать дважды: в момент, когда в конспекта предлагаем посмотреть на дореволюционные фото ул. Чайковского и когда говорим о Ершовом ручье.
Шестой слайд показываем в момент, когда в конспекте упомянут дом Иванова; можно назвать десять части дома: клеть, подклеить, объяснить, что окна с такой рамой делали, потому что стёкол не было, а вставляли минерал - слюду. На этом же слайде начинается чтение главы "Цветы, краше которых на свете нет" из книги "Сказки, которые живут в Ярославле" Н.Н.Обнорской
Текст сказки похож на сказку С. Т. Аксакова "Аленький цветочек", можно показывать книгу или слайды с седьмого по пятнадцатый. С шестнадцатого по двадцать девятый слайды мы зачитывает или рассказываем информацию о храмах Ярославля, изложенную на слайдах этих слайдах, количество этой информации определяет ведущий исходя из особенностей аудитории; можно просто назвать и рассмотреть храмы, а можно прочесть все, что на слайдах. Когда в конспекте указано "показываем фото изразцов" рассматриваем слайды 30-31. Слайд 32 демонстрируем, когда говорим о румпе. Далее можно упомянуть, что в Ярославле можно встретить три вида изразцов: терракотовые, муравленные, полихромные слайд 33, младшим ребятам можно этот слайд пролистнуть. Потом демонстрируем ранее указанный видеосюжет. После него возвращаемся к презентации, показываем с 34 по 38 слайды и спрашиваем детей, как называются эти изделия ярославских мастеров, какие цвета традиционны для ярославских изразцов, какие постройки чаще украшали изразцами, просим детей перечислить те церкви, что они запомнили. Предлагаем прогуляться по городу с родителями и поискать изразцы, рассказать про них близким. После этого дети смотрят книги.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса Конспект урока краеведения в 3 классе Развитие познавательного интереса у младших школьников Игра по краеведению для школьников

Похожие статьи:

Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс

Краеведческий материал на уроках окружающего мира

Познавательный классный час для учащихся 1-2 класса на тему «Каменный век земли Ярославской». Конспект | Краеведческий час в библиотеке для детей 6-10 лет. Конспект с презентацией
Опубликовано: 327 дней назад (31 декабря 2023)
Просмотров: 535
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!