Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательный классный час для учащихся 1-2 класса на тему «Каменный век земли Ярославской». Конспект

Конспект познавательного часа для детей 6-10 лет «Каменный век земли Ярославской»
Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».

Материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, библиотекарям.
Мероприятие для детей от 6 до 10 лет.
Направлено на знакомство участников с информацией о первых поселениях на территории ярославского края и на знакомство с особенностями жизни в каменном веке.


Цель: привлечь читателей к изучению исторической, краеведческой литературы, способствовать воспитанию патриота.
Задачи:
1. привлечь к чтению литературы о древних поселениях на территории Ярославской области, о жизни древних людей;
2. познакомить участников мероприятия с особенностями быта, занятий первобытных людей;
3. познакомить участников с свойствами глины;
4. развивать мелкую моторику;
5. воспитывать чувство патриотизма.
Материал: иллюстрации в книгах по содержанию мероприятия, коллекция металлов для школ, глина для лепки, зубочистки или палочки для барбекю. Влажные салфетки или ведро с водой и полотенца. Мультфильм "Древний человек".
Оформление: книжная выставка «Как жили в каменном веке»
1. Александрова М., Голицын А., Спиридонова Е. История Ярославского края. – Рыбинск: Медиарост. – 2018. - 160 с.
2. Завершенева Е.Ю. Мы живем в каменном веке. Энциклопедия для детей. – Москва: Пешком в историю, 2019. – 64 с.
3. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. ХХ в.: учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. М. Селиванова. – Ярославль: Б.и., 2000. – 368 с.
4. Качур Е., Балатёнышева А. Каменный век. Детская энциклопедия. – Москва: Манн, Иванов Фербер, 2022.- 80 с.
5. Кёте Р. Первобытный человек. – Москва: ООО «ТЦ Издательство Мир книги», 2006. – 48 с.
6. Носырев И.Н. Первобытные люди. – Москва: Редкая птица. – 2019. – 88 с.
Ход
Ведущий приветствует участников, предлагает рассмотреть книжную выставку и отгадать тему занятия. Ведет рассказ о появлении первых поселенцев на территории Ярославского края и о жизни первобытных людей с опорой на материалы выставки.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о нашем крае. Давайте посмотрим на фотографию. Узнаете эти места? Где они находятся? (Ответы детей.)
Ведущий. Это наш город – Ярославль и на фото мы видим Памятный камень на Тверицкой набережной.

Ведущий. На этом месте люди впервые поселились на территории, где сейчас стоит Ярославль.
Ведущий. Давно-давно города Ярославля не было. А люди жили в пещерах, в землянках (показываем иллюстрации о жизни древних людей в пещере).
Давайте посмотрим, как жили люди во времена каменного века, почему каменного, потому что все орудия труда и приспособления для охоты они мастерили из камня. Давайте рассмотрим изображение.

Рассматриваем иллюстрации из книг.

Ведущий. Чем заняты наши далекие предки? (Дети: охотой, разжиганием огня, изготовлением орудий из камня, приготовлением еды.)
Ведущий. Давайте посмотрим фрагменты о жизни первобытных людей из мультфильма «Древний человек».
Ведущий. Итак, наши предки не имели красивой современной одежды, которая защищает нас от холода, во что они одевались? (Дети: в шкуры диких животных.)
Ведущий. Чем они занимались? (Дети: Охотой, собирательством, обработкой камня и глины.)
Все чем пользовался человек он делал своими руками.
Как вы думаете какой материал легче обработать: глину, камень, металл? (Ответы детей.)
Даем детям в руки камни и просим попробовать отколоть кусочек.
Ведущий. Попробуйте постучать камнем о камень. Откалываются кусочки? (Дети: нет.)
Ведущий. Обработать камень очень сложно. Гораздо легче что то смастерить из глины. Глина - это тоже горная порода (минерал), но давайте попробуем изучить его.
С помощью фантазии мы совершим маленькое путешествие на машине времени, попробуем себя в роли древних гончаров. Представим, что мы с вами должны изготовить из глины какую-нибудь вещь, может оберег или посуду.

Участники садятся на корточки на «рабочие места» - на клеенчатый коврик, где каждому приготовлен кусок глины для лепки.

Ведущий. Возьмите глину в руки и попробуйте ее помять. Глина какая, опишите ее свойства. (Ответы детей).
Ведущий. Давайте положим кусочек на ладонь, накроем сверху и покатаем глину можно по кругу, что получим? (Дети: шарик.)
Ведущий. Если надавим сверху, во что он превратится? (Дети: в лепешку, в круг.)
Ведущий. Если мы возьмем палочку и проделаем дырочку, то получится талисман, можно на нем прочертить какие-нибудь тайные рисунки-символы. А можно не делать дырочку, а прищипнуть края круга и загнуть их вверх – получится предмет, похожий на тарелочку. Попробуйте придумать сами и слепить свое изделие.


Ведущий. Моем, вытираем ручки.

Дети, закончившие раньше других, просматривают книги с выставки.

Ведущий. Садимся на свои места. И продолжим беседу о тех, кто жил здесь много сотен лет назад. Наши предки они любили красоту всего мира и часто любовались им.
Ведущий. Однажды они смотрели на звездное небо. Вдруг «упала звезда», рассыпалась на многие искорки. Упали те искорки на землю. Побежали люди к тому месту и увидели, что осталось от упавшей звезды.

Показываем кусочки металла - из демонстрационной коллекции для школ.

Ведущий. Была ночь, собрались люди вокруг костра и стали рассматривать осколки от метеорита. (фото\иллюстрация «Костер»). А у одного кусочек выпал из рук и упал в костер. А когда костер остыл, то увидели, что кусочек стал другим по форме и блестит сильнее. Так стали люди, жившие на этой земле, собирать кусочки железные и плавить, делать разные предметы.

Показываем фрагмент о плавке металла из мультфильма «Древний человек».

Ведущий. Но металла было мало, обработать его тяжело, мало кто это мог делать. Поэтому на нашей земле расцвела охота, земледелие, мастерство обработки глины и возникли другие промыслы и ремесла.

В конце мероприятия ведущий предлагает детям познакомиться с книгами о жизни первобытных людей, с краеведческой литературой.
Подводим итоги занятия. Прощаемся.

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Книги, приносящие радость» Библиотечный урок для учащихся 2 класса Библиотечный урок для учащихся 4-6 класса «Окружающий мир» Сценарий «Сказка украинская» для детей 5-8 лет с презентацией
Открытка ко Дню Победы своими руками для детей 5-8 лет | Краеведческий час в библиотеке для детей начальной школы. Конспект с презентацией
Опубликовано: 330 дней назад (31 декабря 2023)
Просмотров: 427
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!