Социализация учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта через игровую деятельность
В статье рассматривается актуальная проблема социализации учащихся с ОВЗ и пути её решения через организацию игровой деятельности.
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовить ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к жизни важнейшая задача коррекционной школы. Задача эта осуществляется в процессе различных видов деятельности. Но в рамках этого сообщения остановлюсь на игровой деятельности, как ведущей.
Игра — это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, биологи и психологи. Педагоги связывают игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности. Игра формирует личность ребенка, а значит, занимает значительное место в его жизни.
У детей с интеллектуальной недостаточностью потребность в игре возникает значительно позже, чем у детей, развивающихся без отклонений, и задерживается на более длительное время. Именно поэтому ведущая роль в обучении школьников с умственной отсталостью принадлежит игровой деятельности. В системе коррекционного образования есть учебный курс «Игра и игротерапия». Разработана специальная программа, которая направлена на формирование игровой деятельности. Она рассчитана на 4 года обучения. Из расчёта один час в неделю.
Педагогические условия формирования игровой деятельности детей включают в себя следующие элементы - индивидуальную «коррекцию», совместную деятельность ребенка и педагога, создание предметно-игровой среды, способствующей многоступенчатому освоению «новизны» в процессе выполнения заданий.
Уроки организуются и проводятся на практической наглядной основе. В процессе обучения решаются следующие
задачи: формирование и развитие психических процессов у учащихся; формирование коммуникативных навыков у детей; формирование положительных личностных качеств учеников.
Формы игровой деятельности на уроках «Игры и игротерапии» разнообразны. Это творческие игры, подвижные игры и дидактические игры. Исходя из этого, программу можно разделить на 3 раздела.
Первый раздел – подвижные игры. Это игры с элементами общеразвивающих упражнений: ходьба быстрая и медленная, бег, подпрыгивание, пролезание, подлезание и пр. Игры на пространственную ориентировку, равновесие. Игры со сменой темпа. Игры с произношением простого текста. Игры с использованием имитаций. Игры с предметами (кегли, мячи, обручи, ленты и пр). Игры с метанием и ловлей мяча. Совместные игры типа кольцеброс, кегли. Игры-соревнования.
В процессе работы над первым разделом программы у учащихся должны формироваться игровые и речевые умения. Дети должны научиться действовать в подвижной игре соответственно сюжету и правилам (до 3-х правил). Проявлять умение сдерживать себя: начинать движение после определенных слов, останавливаться в указанном месте и пр. Передавать в игре эмоциональные состояния персонажей. При направляющей помощи педагога играть в знакомые подвижные игры. Проявлять интерес к совместным играм. Отвечать на вопросы о том, в какую игру играли, какая любимая игра. Знать названия нескольких подвижных игр, под руководством педагога произносить текстовку подвижной игры.
Второй раздел – дидактические игры. Игры с предметами, дидактическими игрушками, с картинками. Игры на выделение в предмете ряда взаимосвязанных признаков: его назначение, части, материал. Объединение предметов в группы по 1—2 признакам: по цвету и форме, по цвету и величине.
Игры с проблемными игровыми ситуациями (помощь игровым персонажам решить их «проблемы» - помочь мишке выбрать корзинку нужной величины, чтобы вошли все найденные им грибы; помочь кукле подобрать одежду по размеру; помочь зайчику выбрать теплую шапочку). При этом дети осуществляют выбор нужного предмета среди нескольких, не отвечающих условиям: или потребностям игрового персонажа.
Игры на развитие пространственной и временной ориентации.
Настольные печатные игры (лото, кубики, мозаика, разрезные картинки и т.д.): складывание картинки из 4—6 частей, составление мозаики по образцу и замыслу, подбор предметных картинок к сюжетам. Нахождение на картинках одинаковых предметов в контурном их изображении.
В процессе работы над вторым разделом программы у учащихся должны формироваться игровые умения и речевое общение. Дети должны научиться действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, учиться понимать несложные схемы (вести игровой персонаж по игровому полю, согласно направлению стрелок), учиться замещать реальные предметы геометрическими фигурами и располагать реальные предметы соответственно расположению заместителей, т. е. геометрических фигур. (Например, белые круги обозначают зайчиков, коричневые квадраты — мишек. Задача: кто быстрее рассадит их в соответствии с расположением геометрических фигур – заместителей на образце). Отвечать на вопросы педагога по ходу игры: об игровых действиях, материалах и т. п. Правильно пользоваться в игре словами, обозначающими цвет, форму, величину предметов.
Третий раздел – творческие игры. К ним относятся сюжетно-ролевые игры.
Отражение в играх разнообразных бытовых сюжетов о жизни и труде людей (семья, магазин, школа, парикмахерская, автобус и пр.). Участие в индивидуальных и подгругупповых играх (2—4 ребенка). Отражение сюжета из 3—4 смысловых эпизодов (логических единиц), содержания любимых сказок.
Строительно-конструктивные игры.
Самостоятельное возведение элементарных бытовых построек (предметов мебели, гаражей, мостов, домиков и пр.).
Театрально-игровая деятельность.
Участие в играх-имитациях (животные, птицы и пр.), в хороводных играх. Использование элементарных режиссерских игр, разыгрывание придуманных под руководством педагога сюжетов с игрушками. Участие совместно с педагогом в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок» и др.).
Учащиеся должны уметь с помощью педагога до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли. Игровые действия согласовывать с принятой ролью. Уметь использовать различные предметы-заместители, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогулку»). Использовать в играх музыкальные игрушки (бубен, металлофон, дудочки-свистульки), если это связано с сюжетом.
В творческих имитационных играх в мимике, в жестах, движениях передавать разное эмоциональное состояние персонажей, их физические особенности. Уметь жестом показать: маленькая бусинка, огромный снежный ком. В играх на темы литературных произведений стремиться выразительно, передавать движения, голоса и пр.
Под руководством педагога создавать игровую обстановку (устраивать комнату для кукол, обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т.п.). Использовать реальные предметы, игрушки и их заместители. Разворачивать игры с песком, водой; снегом, камушками, шишками в несложном сюжете. Уметь отвечать на вопросы по поводу игры, типа: «В какую игру ты играешь?», «Что ты делаешь?», «Какие игрушки тебе нужны в этой игре?», «Какие игры ты любишь?», «Какая самая любимая игра игрушка?», «С кем ты любишь вместе играть?» и т.п. Уметь словесно обозначить тему игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия. Под руководством педагога вступать в ролевой диалог, отвечать на вопросы и задавать их соответственно принятой роли. Уметь перечислить несколько знакомых игровых сюжетов.
В заключение хочется сказать, что при правильной организации игры, на положительном эмоциональном настрое, с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств, можно достичь максимальный положительный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка с особыми образовательными потребностями.
Литература
1.Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. Москва. 2007
2.Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей – сирот с нарушениями интеллекта. Дефектология, 1997, № 1.
3.Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии, 1966, № 6.
4.Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. Москва. 1966
5.Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. 1978
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ
Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ