Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Речевая патология. Реферат

Речевая патология. Виды речевой патологии
Описание: данный материал предназначен для учителей-дефектологов, педагогов ДОУ, педагогов, работающих в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.

Речь - сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
• не соответствуют возрасту говорящего
• не являющимися диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка
• связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи
• носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются
• требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера
• часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Причины нарушения речи.
Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:
1. Внутриутробные патологии.
2. Наследственность.
3. Родовые патологии.
4. Заболевания первых лет жизни ребенка.
5. Неблагоприятные социально-бытовые условия.
6. Внутриутробные патологии

Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период встают:
- внутриутробная гипоксия;
- инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);
- травмы матери во время вынашивания малыша;
- несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;
- недоношенность и переношенность плода;
- курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;
- бесконтрольный прием матерью лекарств;
- попытка прерывания беременности;
- пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;
- стрессы.

Наследственность
Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Также к генетическим аномалиям относится нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

Родовые патологии
Роды не всегда благоприятно проходят для малыша. Наиболее опасными для него являются асфиксия (нарушение дыхания, что приводит к кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов для появления ребенка).

Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

Все перечисленные выше факторы могут стать причиной нарушения речи у ребенка.

Заболевания первых лет жизни
Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться:
- инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
- травм головного мозга;
- повреждения неба.

Неблагоприятные социально-бытовые условия
Нарушения речи очень часто наблюдаются у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми. Необязательно это происходит в семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни. В благополучной, на первый взгляд, семье дети могут тоже быть обделены вниманием со стороны родителей. Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.
Эмоциональную связь с матерью ребенку заменить чем-то другим очень тяжело. Будьте, родители, внимательны! Никакая игрушка им не заменит вас!

Итак, можно подвести первый итог, чтобы понять, что необходимо для профилактики нарушений речи у детей. Самое главное, нужно знать, что речь – это сложный психический процесс. Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. Это зависит очень часто от окружающей среды. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будут проявляться задержки как в физическом, так и психическом развитии.

Помните, что малыш очень нуждается в заботе и любви. Если его лишить полноценного общения с взрослыми или ограничить только однообразными бытовыми ситуациями, вполне вероятно, что у ребенка в скором времени будут наблюдаться речевые нарушения.

Виды речевых нарушений у детей
В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, она ориентирована на коррекцию дефекта речи, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

Основные виды нарушений речи, рассматриваемые в данной классификации подразделяются на две группы.
Нарушения устной речи
I. Расстройства фонационного оформления высказывания.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:
• функциональную;
• механическую.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. Речь при ринолалии невнятна монотонна.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

II. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя. Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована.

Нарушения письменной речи.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:
- значительно позднее появление речи;
- ограниченный словарный запас;
- грубые нарушения грамматического строя;
- выраженные недостатки звукопроизношения;
- речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют три уровня ОНР.
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения.
К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зима» | Конспект занятия - игры по ПДД для детей старшей группы ДОУ
Опубликовано: 1131 день назад (1 октября 2021)
Просмотров: 1083
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!