Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обязательные практические работы по географии, 5-11 класс

Перечень и количество обязательных практических работ по географии
Автор: Фирсова Лариса Юрьевна - учитель географии МБОУ СОШ №1 г. Михайловск
Описание материала: предлагаю Вам примерный перечень практических работ за весь курс географии по "Классической линии" и УМК "Домогацких" (10-11 класс) Данный материал будет полезен учителям географии и может быть использован при планировании занятий.
Цель: систематизировать и выделить конкретный перечень практических работ, которые будут использоваться в работе учителя географии.
Задачи:
* сформировать целостную систему практических работ для удобства в использовании на уроках и в соответствии с ФГОС,
* выделить основные критерии работы в контурных картах на уроках географии (как часть практических работ),
* определить основные критерии оценивания практических работ по географии,
* совершенствовать и делать более разнообразной работу педагога на уроках.
Дополнительный материал: презентация для удобства восприятия.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему:
В 5 классе формирование базовых навыков наглядной практической и измерительной деятельности;
В 6 классе способствуют формированию умений в определении, измерении и фиксировании объектов;
В 7 классе знание номенклатуры, определение, измерение и сравнении географ. объектов по разным параметрам;
В 8 классе заключаются в объяснении и установлении причинно – следственных связей;
В 9 классе представляют собой работы сравнительно – аналитического характера;
В 10-11 классе анализ экономических карт, статистических материалов и составление эконом. характеристик.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
• находить и анализировать в разных источниках географическую информацию ;
• приводить примеры географических объектов, явлений и составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;
• определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
• выявлять эмпирические (на основании проведения опытов) зависимости.
Примерный перечень итоговых/оценочных практических работ
5 класс
УМК «Классическая линия учебников по географии» И.И. Баринова ,А.А.Плешаков, Н.И. Сонин «География. Начальный курс» в соответствии с ФГОС ООО
1.Географические открытия древности и средневековья.
2.Важнейшие географические открытия
3.Ориентирование по компасу
4. Условные знаки плана и карты
5.Составление простейшего плана местности.
6. Обозначение на контурных картах крупнейших равнин, гор, вулканов

6класс
УМК «Классическая линия учебников по географии» Т.П.Герасимова Н.П.Неклюкова «География. Начальный курс» в соответствии с ФГОС ООО
1. Наблюдение за погодой
2. Составление плана местности методом маршрутной съемки
3.Работа с географической картой (Определение географических координат объектов и объектов по географическим координатам и пр.)
4. Составление описания форм рельефа.
5. Составление описания внутренних вод.
6.Характеристика элементов климата и погоды
7. Составление характеристики природного комплекса.

7 класс.
УМК «Классическая линия учебников по географии» Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов в соответствии с ФГОС ООО
1. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации (учебник, энциклопедия), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных исторических эпох
2. Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного
типа климата
3. Анализ схем круговоротов веществ и энергии
4. Определение географического положения материка.
5. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений
полезных ископаемых
6. Определение черт сходства и различий ГП Африки и Южной Америки
7. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение
типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических
условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности
8. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран
зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии

8 класс.
УМК «Классическая линия учебников по географии» Баринова И.И. География Природа России в соответствии с ФГОС ООО
1. Определение ГП России. Нанесение на контурную карту границ России, приграничных стран, морей, омывающих берега России, крайних точек России и определение их географических координат.
2. Определение поясного времени для разных городов России.
3. Обозначение на контурной карте крупнейших форм рельефа и важнейших месторождений минеральных ресурсов России. Обоснование связи рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых.
4. Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.
5. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования. Обозначение на контурной карте крупнейших рек, озёр России и бассейнов океанов.
6. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия.
7. Составление и заполнение классификационной таблицы ”Природные зоны России”.
8. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Русской равнины.
9. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Кавказа.
10. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Урала.
11. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Западной Сибири.
12. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Восточной Сибири.
13. Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Дальнего Востока.
14. Составление характеристики географического положения Ставропольского края.

9 класс.
УМК «Классическая линия учебников по географии» Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Природа, население, хозяйство. в соответствии с ФГОС ООО
1. Определение по картам особенностей экономико-географического положения России.
2. Нанесение на контурную карту основных видов минеральных и неминеральных ресурсов России.
3. Обозначение на контурной карте республик в составе Российской Федерации и их столиц.
4. Построение картосхемы основной зоны размещения населения России и обозначение на карте городов - миллионеров.
5. Построение картодиаграммы топливной промышленности России.
6. Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций России.
7. Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.
8. Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроения, судостроения, станкостроения, железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения.
9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
10. Составление картосхемы экономического развития экономических районов Центральной России.
11. Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.
12. Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района.
13. Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.
14. Составление картосхемы экономического развития Северо-Кавказского экономического района.
15. Составление картосхемы экономического развития Западной и Восточной Сибири.
16.Составление картосхемы экономического развития Дальневосточного экономического района.
17. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух экономических районов России.
18. Сравнительная экономико-географическая характеристика двух стран Ближнего Зарубежья.

10 класс.
УМК «Классическая линия учебников по географии» Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира в соответствии с ФГОС ООО

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира
2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.
3. Сравнительная характеристика демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира
4. Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.
5. Группировка стран мира по уровню развития машиностроения
6. Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг
7. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

10 класс.
УМК «Домогацких» Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира в соответствии с ФГОС ООО
1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
2. Расчет демографических параметров: естественного прироста, рождаемости и смертности. Определение на основании демографических параметров типа страны
3. Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.
4. Расчет обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов
5. Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов
6. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства
7. Определение основных направлений международной торговли

11 класс.
УМК «Классическая линия учебников по географии» Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира в соответствии с ФГОС ООО
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
2. Для каждого из макрорегионов США объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особен¬ности жизни и быта населения
3. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин.
4. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
5. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
6. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов
7. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
8. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

11 класс.
УМК «Домогацких» Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира в соответствии с ФГОС ООО
1. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
2. Комплексная характеристика одной из стран Восточное Европы.
3. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
4. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
5. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
6. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам атласа.
7. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
8. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

Оценивание практических работ.
Для того, чтобы выполнение практических работ было осознанным и приносило ожидаемые результаты, обучающиеся должны быть ознакомлены с требованиями ко всем видам учебной деятельности, в том числе и к практической работе.
Требования к работе в контурных картах
Каждую контурную карту подписывают.
• При выполнении практической работы в контурных картах подписывают название и дату выполнения практической работы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
• Надписи на контурной карте делают черной/синей пастой мелко, четко, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия крупных по площади географических объектов подписывают параллельно рамке карты или параллелям, так что бы название занимало всю территорию/акваторию объекта.
• Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках/легенде карты пишут, что означает данная цифра.
• Если того требует задание, то карту раскрашивает цветным карандашом, а затем уже подписываем географические названия.
• В начале учебного года работы в контурных картах выполняют простым карандашом, чтобы была возможность исправить свои ошибки.
• Работать в контурных картах фломастерами, маркерами, красками и пр. не допускается.
• При оценке работы с контурной картой учитывается не точное копирование карты атласа, а правильности выполнения предложенных заданий.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильности и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполнение заданий может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Критерии оценки контурных карт.
Отлично Выставляется в том случает, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов, задания выполнены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Хорошо Выставляется в том случает, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки/неточности/незначительные ошибки.
Удовлетворительно Выставляется в том случает, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно выполнены основные задания.
Неудовлетворительно Выставляется в том случает, если контурная карта заполнена неверно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отлично Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения работы источники знаний, самостоятельно применяли практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Приведена верная последовательность шагов решения.
Хорошо Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с нарушение последовательности шагов выполнения, которые не повлияли на правильность выполнения работы. Использованы указанные учителем источники знаний. Допущена небрежность и неточности в оформлении результатов работы.
Удовлетворительно Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или других учеников. На выполнение работы затрачено много времени(можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся испытывают затруднения в работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами и пр.
Неудовлетворительно Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено отсутствие необходимых знаний и умений. Руководство учителя/учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Презентация на тему: Перечень и количество обязательных практических работ по географии

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Опубликовано: 1479 дней назад (3 сентября 2017)
Просмотров: 28475
Рубрика: Методичка
+1
Голосов: 1
Валентина Михайловна Скрипникова # 5 сентября 2017 в 20:45 0
замечательный материал!