Тема: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цели урока: постановка комплексных задач обучения и воспитания.
1. Образовательные задачи:
– совершенствование всех полученных умений в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков: ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову, группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения по вопросам.
- способствовать развитию речи обучающихся, умению логически излагать свои мысли;
- способствовать развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию навыков графически правильного, чёткого и достаточно скоростного письма.
2. Воспитание обучающихся на уроке:
- воспитание положительного интереса к предмету;
- воспитание у обучающихся навыков самостоятельного труда, самоконтроля;
- формирование ответственного отношения к делу.
Методы обучения:
- продуктивный метод – развитие мысли, синтез, обобщение ( на этапе актуализации знаний);
- словесный метод – беседа ( описание картин природы на организационном этапе);
- проблемный опыт – (этап постановки проблемы – для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений);
- креативный метод;
- практический метод- развитие практических умений и навыков;
Принципы обучения:
- принцип деятельности – на этапе постановки проблемы подвести обучающихся к решению ключевых задач урока, к самостоятельным действиям в новых условиях, поиску решения поставленной задачи;
-принцип психологического комфорта – создание творческой атмосферы;
- принцип непрерывности- обеспечение и создание целостной структуры урока.
Средства обучения: магнитофон, мультимедийный проектор – использование слайдов, компьютер, книга, тетрадь, слово
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД, ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Актуализация знаний.
(Психологический настрой)
На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, фиолетовое.
-Ребята, посмотрите внимательно на облачка.
-Какое вам больше нравится?(ответы детей)
-Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
Внимание, проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
-Открыли тетради. Мы уже записали число и классная работа.
-Проверьте орфограммы (1 ученик объясняет, другие подчёркивают орфограммы).
2. Словарная работа
Дети открывают тетрадочки и проговаривают:
Я тетрадочку открою –
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите слова (1 ученик у доски).
Язык, человек, погода, ребята, хорошая, артист, собака, мороз.
- Обменяйтесь тетрадками.
- Сравните с записью на экране.
Слайд: Язык, человек, погода, ребята, хорошая, артист, собака, мороз.
Взаимопроверка
- Оцените работу своего одноклассника:
5 баллов – нет ошибок
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2 ошибки
2 балла – 3 и более ошибок (Но я надеюсь, таких работ у нас нет)
- Верните тетради.
- Кто получил 5 баллов?
4 балла?
3 балла?
- Какие рекомендации можете дать ребятам, которые набрали 3 и ниже баллов?
Закрыть Слайд
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)
- Прочитайте ещё раз слова. Что общего в записи этих слов? (все слова с непроверяемой гласной, словарные слова)
- Подчеркните слова, которые называют одушевлённые предметы красным карандашом.
- Подчеркните слова, которые называют неодушевлённые предметы зелёным карандашом.
- На какие вопросы отвечают слова, которые подчеркнули красным карандашом?
- На какие вопросы отвечают слова, которые подчеркнули зелёным карандашом?
- Как называются такие слова?
- Что обозначают?
- Все ли слова мы подчеркнули?
- Почему слово ХОРОШАЯ не подчёркнуто? Почему мы его пропустили?
- Не возникло ли у вас затруднение? Почему оно возникло?
- Какие есть предположения?
- Чем же слово ХОРОШАЯ отличается от остальных записанных слов?
- Так чем же сегодня будем заниматься на уроке? Определите тему урока.
Слайд: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
(вопросы вывесить на доску – опора)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами и попробуем ответить на вопрос «Нужны ли такие слова в нашей речи и для чего?»
И если вы будете сегодня внимательны, трудолюбивы и дружны, к концу урока мы вместе точно будем знать ответ на эти вопросы.ыделите орфограмму.(один ученик записывает слово на доске)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
I. Развитие умений – применение знания.
1. Блицопрос.
– Закончите предложения:
1) Слова-названия предметов отвечают на вопросы… (кто? что?)
2) Если слово – название неодушевлённого предмета, к нему задают вопрос … (что?)
3) Слова-названия предметов тесно связаны со словами-названиями … (признаков).
4) К словам-названиям признаков можно задать вопрос (какой?)
5) Вопросы какой? какая? какое? какие? задают от слов-названий… (предметов)
6) Графически связь между ними обозначается … (стрелкой)
– Произведите самопроверку.
На слайде – предложения с концовками, где выделены нужные слова. Дети сверяют со своими записями. Можно произвести взаимопроверку. Дети отмечают значком «+» все правильно записанные ответы.
4. Деформированное предложение
- Прочитайте предложение (ловушка)
Слайд: Ветер, с, листья, деревьев, срывает.
- Составьте предложение.
Слайд: Ветер срывает листья с деревьев.
- Какую картину себе представили?
- О каком времени года говорится?
Доска: золотые, холодный, высокая
- Прочитайте слова.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Используя эти слова, распространите предложение. Окончание слов можно менять.
Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.
- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
- Так для чего нужны в речи слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
( слова помогают лучше нарисовать картину словами)
Закрыть Слайд
Запись предложения (1 ученик у доски)
Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.
- О чём говорится в предложении?
- Ветер какой? (холодный)
- Назовите ещё слова – предметы в этом предложении (листья, деревья).
- Задайте вопрос: листья (какие?) золотые
деревья (какие?) высокие
- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (признак предмета)
- Слова – признаки тесно связаны со словами – предметами, слова – признаки прилагаются к словам – предметам.
- Как могут называться такие слова? (имя прилагательное)
- Имена прилагательные связаны с существительными. Они очень дружны.
- О каком времени года говорится?
- Что, какие слова нам помогли с уверенностью сказать, что речь в этом предложении идёт о времени года – осень?
Физминутка (картинка моря)
- Давайте вспомним летние, тёплые деньки. Многие из вас отдыхали на море. Послушайте шум моря. Расслабьтесь, отдохните. Но будьте внимательны.
Слайд
Море бывает печальным,
Весёлым и грустным,
Задумчивым, даже смешным.
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
В штиль – оно тихое море,
В бурю бушует и даже рычит.
Белое море, холодное море,
Но и оно в себе тайны хранит.
- Какие слова – признаки услышали?
6. Самостоятельная работа
1 группа – У вас на партах карточки красного цвета.
- Выпишите только слова, отвечающие на вопрос какая? И придумайте, запишите свои два слова, отвечающие на вопрос какая?
2 группа - Открываем учебник на странице43, упражнение64.
- Выпишите слова – признаки, отвечающие на вопрос какой?
3 группа - Выпишите слова – признаки, отвечающие на вопрос какое?
- На партах у вас карточки – помощники.
( Какое? ……ое, ……ое)
большое, милое
7. Проверка самостоятельной работы
Слайд
Зелёный, пасмурная, весёлые, звонкий, лёгкие, сладкое, душистая, прохладная, шоколадная, горький, ясные, глупое, яркая, зимняя.
- Как называются такие слова?
- С какими словами связаны имена прилагательные?
Самооценка
Слайд: добрый, счастливый, светлый
Самооценка
Слайд: большое, милое
Самооценка
4. Закрепление
Игра «Отгадай предмет»
- Я загадываю предмет, но не называю его, а вы должны по признакам отгадать его.
Слайд: Аккуратная, воспитанная, красивая …..(девочка)
Жёлтый, кислый …..(лимон)
Серый, зубастый, голодный…. (волк)
- А теперь вы поработайте в парах и придумайте слова – признаки предметов, т.е. слова, отвечающие на какие вопросы?
- А мы будем отгадывать предмет.
Закрыть Слайд
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
- С какими словами мы познакомились на уроке?
- Нужны ли такие слова в нашей речи?
- Оцените работу на уроке ( понятна ли тема, как работали на уроке)
- Вам понравился урок?
- Каким он был? Подберите слова – признаки, имена прилагательные.
V. Домашнее задание.
. Задание на дом
- Откройте учебник на стр. 43 упр.65
- Объяснение
- По желанию, с одним из словосочетаний составить предложение.
- Отметьте галочкой.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса