Использование ресурсов городской социокультурной среды в формировании у ребёнка 5-7 лет духовно-нравственных и социокультурных ценностей
Социокультурная среда города является неотъемлемой частью жизни каждого человека, включая детей. Это окружение, в котором мы растем, учимся, открываем для себя новые знания и опыт. А значит, всё это может стать средством формирования общей культуры личности, обогащения эмоционально-чувственного опыта, формирования нравственных ценностей, правил и норм поведения ребенка.
Может, если
социокультурное городское пространство переосмылено, переконструировано в развивающую образовательную среду, использование ресурсов которой
в образовательном пространстве ДОО обеспечивает:
- создание социальной ситуации развития ребёнка через реализацию проектов взаимодействия детского сада с социокультурными институтами;
- развитие духовно-нравственной сферы ребёнка как интегрального единства и взаимодействия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;
Именно в данном возрасте у детей формируются основы мировоззрения, нравственности и социокультурных ценностей, и осознание себя, как часть общества. Учитывая эти особенности дошкольного возраста, для решения задач развития социальных, нравственных, этических качеств ребёнка старшего дошкольного возраста, использование объектов городского культурно-исторического наследия является важным элементом в формировании активной гражданской позиции.
Городская среда предоставляет бесконечные возможности для использования ресурсов, которые помогут воспитать у детей духовно-нравственное воспитание.
Одним из основных ресурсов городской социокультурной среды являются посещение храмов, музеев, галерей, выставок, прогулки по старинным улочкам города. Организация экскурсий является отличной возможностью познакомить детей с историей и культурой своей страны и мира в целом. Различные экспозиции помогают детям расширять свой кругозор, развивать эстетическое восприятие и понимание исторических событий.
Еще одним важным ресурсом являются
культурные мероприятия и фестивали, которые проводятся в городе. Посещение парадов, концертов и фестивалей позволяет детям погрузиться в атмосферу искусства, культуры и традиций. Они могут участвовать в различных творческих и спортивных мероприятиях, а также учиться работе в коллективе и развивать коммуникативные навыки.
Посещение спектаклей и фильмов позволяет детям погрузиться в мир других персонажей и пережить с ними различные эмоции. Они учатся сочувствовать, эмпатии и пониманию. Кроме того, дети могут узнать о разных историях и событиях, которые помогут им шире мыслить и развивать свое мировоззрение.
Городской парк или сквер также являются неотъемлемыми элементами социокультурной среды, которые можно использовать для формирования духовно-нравственного воспитания. Здесь дети могут насладиться свежим воздухом, природой и провести время с семьей и друзьями. Они изучают природу, животный мир и осознают связь между живыми существами. Такие активности помогают развивать ответственность и заботу об окружающей среде.
Кроме того, использование городской среды включает посещение библиотек и детских центров, где дети могут получить дополнительные знания и навыки в различных областях. Библиотеки предлагают обширную коллекцию книг и игр, которые помогают развивать познавательные и интеллектуальные способности детей. Детские центры организуют разнообразные занятия по искусству, спорту, наукам и другим интересным областям.
Таким образом,
использование ресурсов городской социокультурной среды позволяет планомерно решать задачи становления у детей ценностных ориентаций, а именно:
- формирования у детей представлений о добре и зле;
- знакомства детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда; предоставления детям возможности почувствовать себя носителями этих ценностей и проявлять гуманное и уважительное отношение к другим;
- приучения к уважению прав и достоинства других людей (родителей, педагогов, детей, пожилых людей);
- побуждения детей к проявлению чувства сострадания и сопереживания попавшим в трудную жизненную ситуацию; поддержка стремления оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Исследовательская деятельность детей в ДОУ
Через художественную литературу — к здоровью детей
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования