Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Руководство сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах

Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Комплексный метод включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:
1. Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности.
2. Обогащение игрового опыта.
3. Организация предметно-игровой среды.
4. Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.
Психологи определили, что в своем развитии игра проходит три этапа:
1 этап – сюжетно-отобразительная игра /ранний и младший дошкольный возраст/;
2 этап – сюжетно-ролевая игра (сюжетно-ролевая игра первой фазы) /младший и средний дошкольный возраст/;
3 этап – собственно-ролевая игра (сюжетно-ролевая игра второй фазы) /старший дошкольный и младший школьный возраст/.
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
Сюжетно-отобразительная игра.
На данном этапе развития игры ознакомление с окружающим идет через знакомство с предметами и действиями с ними. В центре ознакомления с трудом взрослых должны быть орудия труда, а не сам человек. Например, знакомя с трудом няни, мы должны показать детям посуду, различные действия с ней. Нужно сделать так, чтобы дети познакомились с предметами, активно подействовали с ними. Дети не должны быть пассивными наблюдателями, а включаться в активную деятельность – умственную, трудовую.
Сюжетно-ролевая игра первой фазы.
Роль обучающих игр не снижается, но проводятся они в других ситуациях. Например, воспитатель подходит к ребенку с больной куклой и просит поставить горчичники. Ребенок в затруднении. Тогда воспитатель отрывает сама листочек: «На тебе горчичник». Другой пример: воспитатель просит у ребенка таблетку, а тот дает листочек, что никак не может быть заместителем таблетки. Воспитатель: «Я возьму из коробочки таблетку» (дает катышек из бумаги). Эта работа проводится индивидуально.
Большое значение в обучении детей ролевым способам имеют фронтальные формы работы. Например: проведение подвижных игр с сюжетным содержанием, игр имитационного характера. В игре следует предусматривать связь имитационных игр с общеразвивающими упражнениями по содержанию. Например, ознакомление с трудом шофера параллельно с игрой «Воробушки и автомобиль». В процессе фронтальных форм работы дети усваивают средства выразительности: жесты, мимику, движения, и в дальнейшем переносят их в игру.
Одной из эффективных форм обогащения игрового опыта являются совместные игры воспитателя с детьми. Действуя с ребенком на равных (как подружки, соседки) воспитатель показывает, как надо играть, знакомит с ролевыми высказываниями, жестами.
Необходимо помнить: если мы хотим, чтобы наши дети играли, надо включать их в активные действия на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Сюжетно-ролевая игра первой фазы
При проведении занятий по ознакомлению с окружающим следует учитывать, что центральной фигурой на этом этапе становится человек. Прежде, чем познакомить детей с действиями человека определенной профессии, важно вызвать у детей чувство симпатии к нему. Это необходимо для того, чтобы дети захотели в него поиграть.
Экскурсия в медицинский кабинет: «Это врач Анна Ивановна. Посмотрите, какая она веселая, добрая. Ласково улыбается она вам. Посмотрите, как она одета».
На занятиях по ознакомлению с окружающим мы решаем еще одну задачу. Необходимо создавать условия для того, чтобы зародить у детей мысль о переносе увиденного в игру. Например, в конце экскурсии врач может спросить: «Ребята, а у вас все куклы здоровы? Нет больных? Мне кажется, вам их надо посмотреть. Дать витамины». Хорошо, когда человек. За трудом которого дети наблюдали, подарит детям что-то, связанное с его трудом: медсестра может подарить пустые коробочки из-под витаминов, шофер – пластмассовый гаечный ключ для починки машины в группе и т.д.
На занятиях по ознакомлению с окружающим в конце 4-го – начале 5-го года жизни важно показать детям процесс общения взрослых с детьми, друг с другом. Это необходимо для того, чтобы дети вступали во взаимодействие в игре. Например, во время экскурсии в медицинский кабинет специально подготовленный ребенок входит в кабинет: «Здравствуйте, у меня сильно заболело горло». – «Дети, постойте тихо-тихо, а я полечу девочку».
Сюжетно-ролевая игра второй фазы
В процессе ознакомления с окружающим основное внимание следует уделять содержательному общению взрослых, что сказывается на развитии и обогащении сюжетов детских игр. Обучение воспроизведению окружающей действительности, игровым действиям, способам игрового поведения должно быть постоянным и проходить не только на занятиях. На этом этапе роль обучающих игр снижается. В старшем дошкольном возраста большое внимание отводится планированию сюжета перед игрой.
Организация предметно-игровой среды
Сюжетно-отобразительная игра
В группе должны быть крупные игрушки. Куклы подбираются с хорошо гнущимися конечностями, с лепными париками. Хороши плоскостные игрушки. В игровом уголке должна находиться коробка с заместителями: они должны быть крупными, небьющимися. У кукол тоже могут быть заместители: например, свернутое полотенце, платочек – получается новая кукла.
Сюжетно-ролевая игра первой фазы
Весь материал к сюжетно-ролевым играм вносится постепенно, по мере ознакомления детей с окружающим. В оформлении игровых уголков нужны ролевые атрибуты. Но увлекаться ими не следует. Нужны 1-2 элемента. А остальное дети могут сами сделать из заместителей.
Для совместных игр удобны крупные макеты. Например, макет машины, где есть место шофера и пассажира. Надо обращать внимание на то, чтобы машина была красивой не только с наружи, но и внутри.
Интересно для развития сюжета и нарисованное панно. Например, мальчик пришел в детский сад и рассказал детям о работе водолазов. Дети очень заинтересовались рассказом. Воспитатель. Заметя интерес, сразу же изобразила на съемном панно море. Водолазов и тем самым поддержала интерес детей.
Нельзя работать без учета игровых интересов группы. В работе мы должны идти от необходимости. Поэтому не нужны громоздкие костюмы. В группах должны быть атрибуты для выполнения роли мамы, папы – взрослого человека. Это юбки, бусы, сережки (можно из пуговиц, шариков) – для мамы; кепки, галстуки, бабочки – для папы.
Нужен обобщающий материал – «эвристические коробки» с заместителями (палочки от мороженого, поролон, трубочки от коктейля и т.д.). очень часто в качестве заместителей дети используют мозаику, бумагу – не следует запрещать этого детям. Очень важно привлекать детей к использованию в играх игрушек-самоделок, своих рисунков, аппликаций.
Сюжетно-ролевая игра второй фазы
В старших, подготовительных к школе группах куклы (куколки по профессиям, солдатики и др.) должны быть маленьких размеров (10-15 см), в игре с ними дети выступают в качестве режиссеров. Дети с интересом используют в играх бумажные куклы.
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры
Сюжетно-ролевая игра первой фазы
Задача формирования активизирующего общения – одна из главных задач на этом этапе. Самый эффективный прием – поощрения («Какая нежная, заботливая у нас мама!»). Первая беседа возникает тогда, когда воспитатель задает серию вопросов. А ребенок вынужден отвечать на них. Например, дети играют в больницу. Воспитатель, приняв роль мамы, приходит к врачу: «Здравствуйте, моя дочка заболела». Доктор-ребенок молча начинает слушать ребенка-куклу. Воспитатель: «Вы сразу прослушаете, а может у него что-то другое болит. Вы спросите меня, а я вам скажу, ведь я его мама», т.е. наталкивает ребенка на разговор. Далее воспитатель задает вопросы, требующие ответа ребенка, подводит ребенка к беседе: «А витамины полезно давать?», «Скажи моей дочке, что ей необходимо делать зарядку по утрам, а то она не хочет».
Задача воспитателя – поддержать беседу, правильно её направить. Только в этом случае может появиться активизирующее общение детей друг с другом. Для того, чтобы возникла ролевая беседа, нужна инициатива взрослого. Например, во время игры в больницу воспитатель принимает на себя роль мамы больного ребенка. Своими вопросами она наталкивает ребенка – «врача» – на разговор. Использование телефона помогает воспитателю включиться в игры детей, способствует развитию ролевого одщения между детьми.
Сюжетно-ролевая игра второй фазы
Значение активизирующего общения взрослых с детьми снижается. В анализе, беседе взрослый намечает перспективу дальнейшего развития игры.

Литература:
1. Материалы Всероссийского совещания по совершенствованию игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 1; Руководство играми детей / под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986.
2. Анищенко. Игра в плане воспитателя. // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 4.
3. Материалы областного совещания по игровой деятельности. – 1985.
4. Опыт работы городского актива по родному языку по теме «Организация самостоятельной художественной деятельности».
5. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.
6. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в играх.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.
8. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно.
9. Коломинский Я. Социально-психологические аспекты руководства игрой.
Качественные изменения игровой деятельности
К трем годам:
1. Дети принимают игровые задачи, предлагаемые в прямой и косвенной форме.
2. Игровые действия повторяются и видоизменяются. Игровые действия развернутые, детализированные.
3. Одно и то же игровые действия адресуют разным игрушкам, взрослым.
4. Самостоятельно передают в игре интересные действия людей, небольшие жизненные ситуации.
5. Умение самостоятельно играть 10-15 минут.
6. Использование в игре 3-5 игрушек, отображение нескольких взаимосвязанных по смыслу действий.
7. Используют сюжетные сценки.
8. Охотно используют предметы-заместители, воображаемые и нарисованные предметы.
9. Называют действия, свойства.
10. Играют рядом, не мешая друг другу, взаимодействуют друг с другом.

К пяти годам:
1. Игра относительно длительная и развернутая.
2. Самостоятельно ставят 3-5 взаимосвязанных игровых задач, объединяя общим замыслом несколько разных, иногда контрастных эпизодов.
3. Легко принимают воображаемую ситуацию.
4. Умеют договариваться, прислушиваются к мнению сверстников по содержанию, постановке и способам решения игровых задач.
5. Владеют способами предметно-игрового действия (играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами).
6. Обозначают эпизоды речью, без наглядной опоры на предмет.
7. Используют разные ролевые способы поведения в игре.
8. Эмоционально, выразительно (с помощью жестов, мимики, движений, интонации) передают роль.
9. Ведут ролевую беседу в совместной игре.

К семи годам:
1. Самостоятельно организуют сюжетно-ролевую игру: выбирают тему, создают предметно-игровую среду, выполняют соответствующие игровые действия и правила поведения.
2. Творчески реализуют замыслы.
3. Игровые сюжеты развернуты, разнообразны. Содержание сюжетов отражает жизнь людей ближайшего окружения. Игра насыщена событиями. Появляются романтические, героические, фантастические сюжеты.
4. Предпочитают играть вместе. Объединяются в группировки по 3-7 человек.
5. Удается совместная постановка задач. Обговаривают замысел игры, распределение ролей и их разыгрывание.
6. Наличие общей игровой цели, осознанное подчинение ей. Решают до 8 взаимосвязанных по смыслу игровых задач.
7. Освоены способы предметно-игровых действий: свободно играют игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. Легко дают словесные обозначения.
8. Передают характерные особенности роли с помощью средств выразительности: движения, мимика, жесты, интонация; выразительность роли через атрибуты.
9. Вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Завязывают содержательную ролевую беседу. Яркие ролевые диалоги.
10. Игровые интересы устойчивы. Игровые замыслы отличаются новизной, богатством.
11. Самостоятельная игра продолжается в течение достаточно длительного времени.
Характер взаимодействия взрослого с детьми в игре
Младший дошкольный возраст
Воспитатель передает игровой опыт незаметно, выступая в роли товарища по игре. Исполняет роль с достоверной выразительностью (используя движения, мимику, интонационную выразительность речи).. взяв роль, воспитатель организует нескольких детей для совместной игры. Вступает в ролевую беседу.
Методические приемы руководства:
1. Создание игровых проблемных ситуаций.
1.1. С помощью игрового материала (игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы, съемные панно-картины, крупные игрушки, строительный материал, игрушки-самоделки, предметы одежды для ряжения).
1.2. Усложнение способов отражения одного и того же события.
2. Наблюдение за играющими, обращение к детям, направляющее на поиски новой роли, постановку новых игровых задач.
3. Поощрение (своевременная поддержка в роли).
4. Похвала за согласованность игровых действий.
5. Приглашение в игру пассивных детей.
6. Выражение восхищения игровыми действиями детей.
7. Игровые приемы, побуждающие принять роль.
8. Эмоциональное комментирование игровых действий, соотнесение их с названием роли.
9. Вопросы, побуждающие к постановке личных игровых целей.
10. Образец ролевого поведения, ролевого диалога.
Старший дошкольный возраст
Методические приемы руководства:

1. Косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка, изменение игровой среды).
2. Роль «диспетчера» («волшебницы»):
2.1. Выяснение разыгрываемых ролей.
2.2. Установление правильности понимания детьми взаимосвязи ролей.
2.3. Помощь в отражении простых ролевых связей и отношений.
2.4. Побуждение к разыгрыванию ролевых взаимоотношений на фоне интересных событий.
2.5. Предложение введения недостающей роли.
2.6. Подсказ дальнейшего развития возможных событий (проблемные ситуации).
2.7. Активизация всех участников игры «подбором» событий.
3. Включение в игру для связи отдельных игровых моментов.
4. Совместные игры с одним ребенком.
5. Участие в детских играх с целью показа речевого образца.
6. Коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры.
7. Подведение итога игры.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно - ролевая игра в старшей группе детского сада Картотека сюжетно-ролевых игр для старшей группы Консультация для родителей ДОУ. Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская" в старшей группе ДОУ

Похожие статьи:

Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй группе раннего возраста | Использование ресурсов городской социокультурной среды в формировании у старших дошкольников нравственных ценностей
Опубликовано: 2330 дней назад (8 декабря 2017)
Просмотров: 14181
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!