Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок-игра по русскому языку, 7 класс

Урок-игра по русскому языку «В редакции одной газеты»
Автор: Устинова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся с ОВЗ», г.Новомосковск Тульской области

Данная разработка игрового урока выполнена для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющими речевые нарушения и/или задержку психического развития), но она полезна и учителям русского языка общеобразовательных школ. Урок предназначен для проведения в 7 классе. Предпочтительное время проведения – при повторении темы «Наречие» (до или после контрольных мероприятий).
Цель – в игровой форме повторить изученный материал по теме «Наречие»
Задачи:
1. образовательные: формировать владение терминологией по соответствующей теме, проконтролировать уровень ее усвоения, формировать орфографическую и речевую зоркость учащихся, выявить сформированность навыков употребления наречий и степеней сравнения наречий;
2. коррекционно-развивающие: обогащать словарный запас речи учащихся, формировать грамматически правильную речь, развивать воображение учащихся;
3. воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: урок-повторение
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Представление команд.
Здравствуйте, ребята, сегодня повторим изученное по теме «Наречие» и проверим, насколько хорошо мы научились употреблять эту часть речи!
Представим, что мы в редакции большой корпорации газет. У нас две конкурирующих газеты. Сегодня они будут бороться за самую престижную награду «Грамотей Года». Срок выполнения всех заданий – до конца урока.
Итак, представимся!

II. Разминка. Актуализация имеющихся знаний.
Прежде чем отправиться в нашу редакцию, ребята, давайте составим небольшой астрологический прогноз для нашего состязания. С помощью наречий опишите свое настроение и то, что вы будете делать. Начну я: «Я думаю, что сегодня все обязательно весело проведут время!». А вы? За каждое наречие, использованное в ваших прогнозах, команда получает 1 балл.

III. Грамматические сказки-загадки (по 2 балла за каждый верный ответ).
А мы пока переместимся в отдел детской литературы. Нерадивый наборщик печатал для детей сказки-загадки о наречии, но забыл самое главное – ответы напечатать. Вам надо это исправить. Я читаю загадку. Кто быстрее поднимет руку – тому балл.

1. Наречия, у которых шипящий согласный на конце, все имеют очень мягкий характер. Жарко тебе? – открой окно Настежь. Хочешь на солнышко смотреть? Ложись Навзничь. Только трое из них не согласились быть такими мягкими и уступчивыми. Назовите эти наречия! (уж, замуж, невтерпеж)

2. Наречия всегда дружили с частицей НЕ. Как встретятся – так сразу и обнимаются. А некоторые вообще без этой частицы жить не могут – сразу теряют свое значение. Назовите такие наречия! (неряшливо, небрежно, невтерпеж и т.д.)

3. Хоть наречия с частицей НЕ дружат, но как появляются эти шестеро, так сразу частицу от них отрывают! Назовите этих злодеев. (Нисколько, ничуть, никогда, вовсе, далеко, отнюдь)

4. Жили раньше вместе наречия-близняшки ЕЛЕ и ЕЛЕ, двойняшки ДАВНЫМ и ДАВНО, МАЛО и ПОМАЛУ. Да однажды начали ссориться из-за своей похожести. Так рассорились, что чуть по отдельности жить не стали! Но помирил их студент-иностранец. И имя у него заморское, что не сразу запомнишь. Теперь он их за руки водит, так и держит обоих. Назовите его имя. (Дефис)

IV. Корректирование текста с речевыми ошибками (8 баллов).
Следующая наша остановка – отдел писем. В любую газету письма приходят постоянно. Но и их надо редактировать, ведь не все люди такие же грамотные, как и мы. В нашу редакцию поступило письмо Коли Ошибкина, но в нем надо исправить речевые ошибки перед публикацией. Это задание выполнятся коллективно на время. Дается 7 минут.
Итак, получаем письма. Исправляем на этом же листе! Время пошло!

Дражайшая редакция!
Совсем скоро будет празьник – День Зощитника Отечества. Вот я и за думался: а какой он – зощитник Отечества? Я думаю, что этот парень в любой ситуацыи ведет себя более смелее, чем другие. По физре он должен быть лучшее всех: прыгать высоченнее, бегать более быстрее, кидать мячь дальнее всех. Но самое главнейшее – настоящий Зощитник Отечества должен честно и предательно служить Родине, любить ее всей душой!


V. Описание увиденного на картине с использованием наречий.
Главные редакторы, выйдите к доске. Вы в редакции отвечаете за культурный отдел. Перед вами картина. Но в газете ее надо поместить с кратким описанием того, что на ней нарисовано. Подумайте несколько минут и запишите краткое описание на листе бумаги, используя как можно больше наречий.


VI. Употребление наречий разных разрядов.

Теперь идем в отдел корректуры. Это сердце любой редакции. Именно здесь каждая статья обретает совершенную речевую форму. Но случилась беда. Главный корректор заболел, потому отредактировать пару статей предстоит вам. Ваша задача – добавить наречия определенного разряда в текст.
Задание выполняет команда, а я послушаю главных редакторов...

Наша Родина [наречие времени] будет помнить 9 мая 1945 года. [Наречие времени] солдаты [наречие образа действия] шли в последний бой. [Наречие образа действия] светило солнце, будто [наречие цели] подбадривая бойцов. [Наречие места] рвались снаряды, [наречие места] свистели пули. Многие и сейчас на вопрос «А страшно вам было?» [наречие причины] отвечают: «[Наречие меры]!». Просто [указательное наречие] не думали о страхе, а думали только о Родине, о нашем будущем.

VII. Значение редких слов-наречий (4+1).
В нашем справочном бюро задумали издать небольшой словарик на последней странице, но перепутали все слова. Вам нужно «восстановить справедливость». Соотнесите наречия с их значением. Добавляется один балл за скорость!

1 команда
Вдребезги (на мелкие, очень маленькие кусочки; употребляется со словом «разбить»)
Загодя (заранее, употребляется со словами «сделать, подготовить»)
Доселе (до этого времени, до сих пор)
Припеваючи (хорошо, ни в чем не нуждаясь; употребляется со словом «жить»)

2 команда
Второпях (очень быстро, поспешно; употребляется со словом «собираться», «делать»)
Отродясь (ни разу, никогда ранее; употребляется со словами «не видеть», «не слышать»)
Исподтишка (скрытно, незаметно; употребляется со словами «наблюдать», «ударить»)
Вдосталь –(достаточно, больше, чем надо)

VIII. Подведение итогов.
Молодцы! По количеству баллов побеждает команда... Ваша газета выиграла престижную премию «Грамотей Года».
Ребята, понравилась вам игра?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами

Участник №23 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2017 года по 20 января 2018 года
Опыт работы учителя русского языка. Тестирование как метод контроля знаний на уроке русского языка в школе для обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 1423 дня назад (30 октября 2017)
Просмотров: 5003
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 31 октября 2017 в 10:20 +2
Хорошая разработка, интересные подобраны задания по теме урока. Ребятам некогда было отдыхать. Такие уроки развивают скорость мыслительных процессов, творческий подход к решению образовательных задач. Единственное, чего не хватило уроку - это динамической паузы, причем тоже проведенной в игровой форме. Удачи вам!
Ольга Владимировна Устинова # 31 октября 2017 в 20:03 0
Большое спасибо за отзыв! Вы верно заметили, в конспекте не было физкультминутки. На уроке она была, но это уже настолько привычно для меня, что порой забываю ее внести в письменный вариант! В следующий раз не забуду.
Мария Евгеньевна Аржанова # 31 октября 2017 в 15:19 +1
Урок построен методически верно,имеет логические переходы от одного вида деятельности к другому.Все этапы продуманы. Учитель использует разнообразные формы и виды работы. Все виды работ подобраны с учётом индивидуальных особенностей детей.Нет ничего лишнего.Спасибо за урок! Желаю творческих успехов.
Елена Анатольевна Боосси # 2 октября 2018 в 20:16 0
Добрый вечер, Ольга Владимировна! Очень понравился Ваш урок. У меня коррекционные классы, думаю, с удовольствием "поиграем". Слуховую работу разобью на два урока. Подача материала нестандартная. Спасибо!