Развитие познавательных способностей детей младшего возраста в процессе формирования первоначальных представлений о ЗОЖ
Творческое название: “Будь здоров!”
Вид проекта: творческо – познавательный
Время реализации: октябрь – май
Участники проекта: Педагоги ДОУ, дети, родители.
Актуальность проекта
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. ФГОС ДО одной из главных задач ставит задачу укрепления здоровья детей, формирование ценностей ЗОЖ, вовлечение родителей в дошкольном образовательное учреждение по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Именно младший дошкольный возраст самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.
Формирование отношения ребенка к ЗОЖ немыслимо без активного участия родителей. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество (дети- родители – педагоги).
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Цель проекта
1. Развитие познавательных, творческих способностей детей, посредством знакомства с первоначальными представлениями о ЗОЖ.
2. Повышение компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи проекта
- Формировать у детей первичные представления о здоровом образе жизни, о свойствах овощей и фруктов, продуктах питания, эмоциях человека, предметах личной гигиены;
- Повышать роль родителей в развитии познавательных способностей детей через совместную проектную деятельность;
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
Принципы реализации проекта
1. Принцип партнерства
Сотрудничество воспитателя, детей и родителей.
2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
Учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития.
3. Принцип систематичности и последовательности
Постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.
4. Принцип наглядности и занимательности
Предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
Этапы реализации проекта
1 этап - организационный.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - планирование реализации проекта.
- Определение задач воспитательно-образовательной работы;
- Планирование деятельности педагога, родителей, детей;
- Составление перспективного плана работы
3 этап – реализация проекта.
- Оформление папок - передвижок по теме ЗОЖ для родителей;
- Анкетирование родителей;
- Выпуск буклетов “Способы сохранения здоровья”;
- Оформление книжной выставки “Путь к здоровью”
- Развлечение “Чистые ладошки”
Совместная деятельность педагога с детьми.
- Чтение К.Чуковский “Доктор Айболит”, “Федорино горе”, “Мойдодыр”
- Проблемная ситуация “Подружись с зубной щеткой”
- Практическая ситуация «Что такое здоровье?» Цель: формировать первичные представления детей о здоровье, своем организме. Воспитывать желание заботиться и беречь свое здоровье.
- Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью.
- Игра-занятие «Фрукты - вкусная и полезная еда» Цель: формировать представления детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека, о пользе витаминов. Вызвать у детей желание употреблять в пищу
- Художественное творчество. Рисование «Овощи, фрукты» Цель: закреплять знания и представления детей об овощах и фруктах
- Продуктивная деятельность. Лепка “Витамины на зиму”
Цель: формировать навыки здорового питания.
- Чтение потешек, пословиц, скороговорок о здоровье
- Чтение худ. литературы: А.Барто «Девочка чумазая» Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, красивым, аккуратным.
- Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров». Цель: формировать у детей потребности быть здоровыми. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
- Интеллектуальная игра “Будь здоров, малыш!” Цель: заинтересовать детей в необходимости заботиться о своем здоровье.
- Исследовательская деятельность: опыты с мылом “Мыло – фокус покажи” (свойства мыла)
- Педагогическая ситуация “Что будет, если не мыть руки?”
Ожидаемый результат от проектной деятельности
1. для педагога:
• повышение качества работы с детьми в проектной деятельности.
2. для детей:
• сформированы простейшие представления о ЗОЖ;
• повышение уровня развития познавательных процессов, речи, творческих способностей детей.
3. для родителей:
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации родителей как участников проекта.
Продукт проектной деятельности
Оформление фоторепортажа для родителей по проекту;
Выставка художественного творчества детей;
Развлечение для детей “Чистые ладошки”;
Конкурс поделок из овощей “Удивительные превращения овощей”;
Коллаж “Вредные и полезные продукты”;
Составление сказок об овощах.
Подведение итогов проекта на родительском собрании.
Литература
1. Карелова Т. Г. Формирование здорового образа жизни. Издательство Учитель 2009г.
2. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / М.Н. Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96с.
3. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников (для работы с детьми 2-7 лет). Издательство «мозаика – синтез» 2009г.
4. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
5. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
Рекомендуем посмотреть:
Здоровый образ жизни, психолого-педагогический аспект
Сценарий Дня защиты детей на улице для школьников
Взаимосвязь материнского отношения и сформированности представлений о ЗОЖ детей дошкольников
Памятка об охране жизни и здоровья, учащихся на период зимних каникул
Похожие статьи:
Воспитание детей младшего школьного возраста
Как развивать любовь к чтению у детей начальной школы
Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе