Описание методической работы: работа создана для Формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Также в работе рассказывается о проблемах, связанных с детьми ВОЗ, о заданиях для каждой УУД. Статья будет полезна при проведении любых предметов в школах.
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от "багажа" знаний. Мы просто меняем приоритеты.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Обучение больше не заключается в том, чтобы ученик получал от учителя какую-либо информацию, предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, сегодня ученик сам строит свое знание. И если у ученика сформирована "стратегия поиска ошибок", то он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
Современное образование в России перешло на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, главной задачей которого является развитие личности ученика.
При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».
Формирование УУД в школе - процесс чрезвычайно важный и необходимый на современном этапе развития общества. Умения работать в интенсивно развивающейся информационно насыщенной среде, способности к организации своей деятельности, к ценностно-смысловому ориентированию, коммуникативные навыки имеют огромное значение и необходимы современному учащемуся любого образовательного учреждения, в том числе и образовательного учреждения, созданного для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как и перед другими учителями, передо мной, возникает вопрос - как превратить обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребенка с ОВЗ.
Для успешной реализации программы по формированию УУД необходимо применять различные формы проведения уроков. Однако если уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами "добывают" и систематизируют знания, то уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний и на развитие личности учеников.
Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались педагогами в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса.
Говоря о приемах, подходах и методах, следует упомянуть, что результаты обучения варьируются в зависимости от варианта ФГОС, особенно в работе с учащимися, имеющими ограниченные особенности, у которых обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, обобщения и сравнения. Мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонам, стереотипным решениям.
Организация учебного процесса с такими обучающимися, прежде всего, должна способствовать активизации их познавательной сферы, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию школьников. Следовательно, современные образовательные ресурсы и наглядные методы выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить.
Для проектирования заданий в соответствии с требованиями ФГОС к метапредметным результатам формируются задания в соответствии с развиваемыми УУД - внутренними "инструментами" учебного успеха ученика. Это личностные и метапредметные УУД (познавательные, коммуникативные и регулятивные). Целью данных заданий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.
Самоопределение (жизненное, личностное и профессиональное) - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Смыслообразование (развитие мотивов учения) ‒ осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности; выбор уровня результатов на основе самоопределения: построение индивидуальной образовательной траектории; развитие познавательных мотивов учебной деятельности.
Саморазвитие морального сознания (ориентация в морально-нравственных основах поведения) - становление субъектной позиции морального поведения на основе расширения репертуара социальных ролей и обогащения социального опыта.
Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Виды заданий, формирующие личностные УУД: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение ситуации, картины; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
Например, на уроках обществознания можно дать задание учащимся подготовить вариант наглядного пособия к теме "Человек и его деятельность", используя для этого различные виды наглядности: фотографии, рисунки, схемы, графики и т.п. Также можно провести среди одноклассников опрос на тему "Что человеку нужно". Для этого самому разработать анкету с вопросами, посвященными желаниям, мечтам, потребностям, после чего собрать анкеты и проанализировать их. Можно еще собрать сведения о родственниках, не вернувшихся с войны, побеседовать с ветеранами и записать их рассказы и совершить походы по местам боевой славы.
На уроках биологии, например, можно заняться исследовательской деятельностью. поставив перед собой какие-либо задачи и гипотезы. Будет интересно также исследовать окружающий мир рядом с домом или школой, доказывая свои гипотезы и записывая в дневник наблюдений.
При выполнении заданий обязательна и своя оценка ученика, как именно он оценивает свои действия. Эта оценка может быть поставлена в рабочей тетради или в дневнике своих достижений вместе с комментарием. Также можно определить свою деятельность по шкале успеха.
Шкала успеха:
• я мог бы работать и лучше;
• сегодня я понял, чего мне не хватает для успешной работы;
• я сегодня плохо работал;
• я очень старался, но у меня не все получилось;
• сегодня я работал в полную силу. У меня все получилось.
Метапредметные УУД – умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Регулятивные УУД – действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание во временной перспективе (во всех видах деятельности) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, активность в достижении поставленных целей;
- планирование — структурирование деятельности с выделением основных шагов по достижению цели (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), определение конкретных временных интервалов для решения каждой задачи; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата деятельности для выбора оптимального варианта действий по достижению цели, определения последствий и меры ответственности за эти последствия;
- контроль — сравнение реального состояния дел с запланированным (или с образцом) с целью своевременной коррекции планов и/или алгоритма и содержания деятельности;
коррекция — изменения в планы и/или алгоритм и содержание деятельности, позволяющие уменьшить отклонения или исправить ошибки, допущенные на пути к цели;
- оценка — определение и применение критериев успешности деятельности и качества результата; рефлексия способов и условий действий (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
- саморегуляция функциональных и эмоциональных состояний — учет личностных и физиологических особенностей при самоорганизации деятельности, анализ ситуации, самоконтроль, способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий).
Существует много видов заданий, формирующих регулятивные УУД, например:
дать компетентносто-ориентированные задания учащимся, где должны быть применены знания в реальной ситуации, на практике, после чего необходимо установить и записать последовательность действий при решении поставленной задачи;
провести лабораторную работу, прочитав список действий, необходимых для выполнения данной работы (порядок действий изменен) и где необходимо восстановить правильный порядок действий, записав их и выполнив работу;
составить план устного ответа на конкретный вопрос;
дать несколько утверждений, где необходимо найти ошибку и записать их правильно.
На уроке биологии, например, можно дать такое задание -
Дана схема кровообращения в организме человека.
Необходимо составить по приведенной схеме связный рассказ о малом и большом круге кровообращения
Или же можно дать утверждения, в которых надо найти ошибку и объяснить ее (обществознание).
а) деятельность человека основана только на инстинктах;
б) труд является деятельностью, не имеющей результата;
в) любой труд носит творческий характер;
г) нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий.
Познавательные УУД – умения самостоятельно добывать (открывать) субъективно новые знания. Позновательные УУД подразделяются на общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем, где общеучебные действия включают себя навыки исследовательской деятельности (анализ проблемной ситуации, применение логических навыков, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, учебных задач) и навыки понимания текстов, смысловое чтение (смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, нахождение в тексте информации, оценка содержания текста). Логические действия включают в себя анализ объектов с целью выделения признаков (существенных., несущественных) в соответствии с познавательными целями, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем включают в себя формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Виды заданий могут быть разнообразны, например:
дан какой-то список слов, терминов, рисунков - необходимо найти лишнее;
перечислены характеристики объекта или процесса - необходимо узнать, о чем идет речь;
составить кроссворд со словами из пройденного материала;
продолжить ряд или вставить пропущенный фрагмент в текст;
даны слова, объекты, рисунки - расположить их в определенной последовательности;
представить текстовую информацию в виде таблицы, графика или схемы
и многие другие задания.
Можно привести примеры из уроков по биологии и обществознанию.
1. Перед учеником выстроен ряд слов, в различной степени связанных с понятием "конфликт" (стычка, раздор. дискуссия, схватка, ссора, спор, потасовка, скандал, размолвка, брань, сражение, несогласие, перепалка), необходимо нарисовать в тетради шкалу от 1 до 10 и расположить все слова на ней таким образом, чтобы ближе всего к слову "конфликт" были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию (необходимо иметь в виду, что на одной позиции может быть не по одному слову). Полученные результаты можно спросить отдельно у мальчиков и отдельно у девочек. Итоги необходимо обсудить в классе.
Конфликт ........ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Соотнесите примеры потребностей человека с видами потребностей, к которым они относятся:
Пример Вид потребности
А) Самовыражение, самореализация ........ 1) Физиологически
Б) Дружба, труд, общение ........ 2) Потребность в безопасности
В) Защита от врагов, самосохранение ........ 3) Социальные
Г) Пища, дыхание, сон ........ 4) Духовные
3. Основной вегетативный орган высших растений, служащий для прикрепления к субстрату, поглощения из него воды и минеральных веществ. Кроме того, может выполнять функции запасания, синтеза различных веществ, взаимодействия с другими организмами (бактериями, грибами, корнями других растений). Он способен к росту до тех пор, пока сохраняется апикальная меристема. О чем идет речь?
3. Назовите типы корневых систем. И зарисуйте их.
Коммуникативные УУД – умение выстраивать взаимодействие с партнерами: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; принятие решения и его реализация ; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
К коммуникативным УУД можно отнести задания:
прочитать текст, дать название тексту (можно выбрать из предложенных вариантов), ответить на вопросы к тексту, найти смысловые ошибки и письменно их прокомментировать, можно также вставить пропущенные группы слов в предложения по прочитанному тексту;
написать монолог от имени объекта (клетки, растения, животного, исторического героя);
составить подписи к кроссвордам;
сформировать определения для новых понятий.
Задание по обществознанию на тему "экономика". Составить подписи к кроссворду.
На биологии можно дать задание-игру "Инопланетянин". Например, при прохождении темы "Эритроциты. Переливание крови" с помощью учебника нужно составить как можно больше вопросов, от имени прилетевших на землю инопланетян. Вопросы должны начинаться со слов "Почему...", "Зачем...". Класс делится на две группы, одна группа задает вопросы, другая отвечает (Например: Почему кровь красного цвета? Почему у человека не бывает синей? Почему надо знать свою группу крови? Почему опасно кровотечение?).
Все вышеперечисленные приемы и методы УУД в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивает их творческие способности. Заинтересованный в успехе усвоения учебного материала детьми, учитель организует работу так, что работая на уроке с увлечением, ребенок продемонстрирует достаточно прочные знания на заданном уровне, что крайне важно, поскольку рождает в детях самоуважение, уверенность в собственных силах и благодарность к учителю, который дал им это почувствовать.
Великий физик Блёз Паскаль писал: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли».
У каждого учителя выражено стремление не только научить, передать ученику свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир, в котором мы живем, мир, который не укладывается ни в один школьный учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы.
Список литературы:
1. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012, №3.
2. Малофеев Н.Н. Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС общего образования: вызовы и риски // Институт коррекционной педагогики РАО. 2014.
3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучить всех по-разному?: Пособие для учителя. (серия "Педагогическая мастерская") - М.: Владос, 2010.
5. Шинкаренко В. А. Организационно-методические основы коррекционных занятий с учащимися с умеренной и тяжѐлой интеллектуальной недостаточностью / В. А. Шинкаренко // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 2.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Социально-педагогический потенциал учебных предметов по ФГОС
ФГОС в колледже
Развитие коммуникативной компетентности - одно из основных требований ФГОС