Конспект занятия по обучению грамоте в ДОУ «Составление предложений с помощью моделирования». Подготовительная группа
Цели и задачи:
- продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»; - упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов; - развивать мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.
Материал: кукла-игрушка Грамотейка, сюжетные картинки, модели для составления предложений, листочка с заданием, ручка.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях необычный гость. Это Грамотейка. (Показать куклу- игрушку). Он прибыл к нам из уже известного нам города Звукинска.
- В городе Звукинске живут жители-невидимки . Это звуки. Одни звуки могут петь, и их называют как?
-(Ответы детей). –Гласными.
- А другие петь не умеют, их прозвали?
- (Ответы детей). -Согласные.
- Гласные звуки обозначают красным цветом (показать квадратик красного цвета), а согласные обозначают синим цветом (синий квадратик).
- Дружат гласные с согласными , образуя вместе что?
- (Ответы детей)-Слова.
А теперь Грамотейка предлагает поиграть нам в игру «Угадай слово по звукам».
- Педагог: (Р)(ы)(б)(а)- «рыба»
- Заменим слово моделью (прямоугольником)
- Придумайте к слову, «рыба» слово-описание: какая рыба?
- Ответы детей. (Красивая, большая, маленькая, блестящая.)
- Положите второй прямоугольник.
- Прочитайте что получилось.
- Ответы детей (красивая рыба).
- Придумайте к слову «рыба» слово-действие (что делает?)
- Положите еще один прямоугольник первым по счету.
- Прочитайте.
Ответы детей (Плывет красивая рыба)
-Сколько слов? -(3)
Грамотейка:
- Соединили мы три слова и предложение готово.
-Из скольких слов состоит наше предложение?
-Какое слово первое? Второе? Третье?
-У нас получилось предложение про рыбу .
Физминутка: -Ребята, Грамотейка предлагает нам немного отдохнуть.
Игра «Рыбки»:
Дети встают в круг и передают под музыку игрушку- рыбку. Музыка прерывается. Тот у кого окажется рыбка в руках, должен назвать первый звук в слове .
Слова: кукла, муха, лук, бабочка, гармошка, утка, окунь, снег, жираф, фокус, матрешка.
- Ребята, Грамотейка придумал нам задание, давайте попробуем с ним справиться.
Упражнение «Сравнение»
На доске выставляются две похожие рыбки.
- Чем похожи?
- Чем отличаются?
- (Ответы детей)
- Молодцы. Приготовили теперь пальчики для гимнастики:
Рыбки в озере плескались( движение кистями рук в разные стороны).
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (сжимаем пальцы в кулачок и обратно)
То зароются в песке.(движение руками «как бы зарываемся в песок»)
Грамотейка:
- А вот упражнение на развитие моторики .(Раздать заранее приготовленные листочки с заданием)
- Обведите по точкам образец рыбки и продолжите далее до конца строки.
- Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Грамотейка вами доволен. Но ему уже пора возвращаться в свой город Звукинск. Давайте все вместе скажем ему: «До свидания».
Приложение
Составление предложений с помощью моделирования
На вопрос педагога: "Одни звуки могут петь, и их называют как?", дети отвечают: "Гласные" и показывают карточку с красным квадратиком
А на вопрос: "- А другие петь не умеют, их прозвали?" "Согласными" - дети поднимают синий квадратик
Педагог выставляет слово "РЫБА"
Которое заменяется моделью-прямоугольником
Предложение заменяется схемой-моделью
Далее в упражнении "Сравнение" на доске выставляется картинка с изображением рыб
Дети находят сходства и различия.В упражнении на развитие моторики раздаются карточки с заданием
Рекомендуем посмотреть:
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте в подготовительной группе
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра
Конспект занятия по предшкольной подготовке. Тема: Звуки л