Конспект познавательно-исследовательская деятельности в средней группе детского сада на основе технологии проблемного обучения (ТПО). Тема «Воздух»
Автор: Овчарова Надежда Владимировна, воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №203 г. Тольятти. Данный конспект занятия разработан для детей среднего возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Тема: «Воздух».
Цель: систематизировать и углубить знания детей о том, что воздух находится вокруг нас и наполняет собой «пустые» предметы; продолжать учить детей решат проблемные ситуации, двигаясь по этапам; обогащать опыт исследовательских действий; воспитывать осознанно-гуманное отношение к неживой природе.
Задачи:
Образовательная:
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о воздухе, его свойствах.
Развивающая:
- Развивать умение логически рассуждать, решать проблемные ситуации.
Воспитательная:
- Воспитывать бережное осознанное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
Материалы: пустое ведро, ведро с водой, таз с водой, салфетки, цветные стекла (розовое, зеленое, желтое…), сундучок с символом воды.
Ход занятия: I этап – постановка проблемы.
Для детей приготовлены 2 детских ведерка – одно с водой, другое пустое, покрытые салфетками.
Воспитатель: Ребята, попробуйте угадать, что находится в наших ведрах? (Дети поднимают ведра не снимая салфетки и высказывают свои предположения. Снимают салфетку и проверяют свои предположения).
Воспитатель: (Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий). Некоторые из вас думали, что в пустом ведре ничего нет, другие ребята с этим были не согласны, и утверждали, что в пустом ведре воздух. Давайте решим, что же находится в пустом ведре. (Дети осознают цель поиска).
II этап – актуализация знания.
Воспитатель: Почему мы не видим, есть воздух в ведре или нет? Вспомните, какого цвета воздух?
Ребенок: Воздух прозрачный.
Воспитатель: Если бы воздух был не прозрачным, а например розовым, что было бы тогда?
Ребенок: (Высказывают предположения).
Воспитатель: Хотите увидеть, какими мы бы видели предметы, если бы смотрели через розовый воздух?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Нам помогут это сделать цветные стекла.
Ребенок: Рассматривают окружающие предметы через цветные стекла: розовое, зеленое, желтое…
III этап – выдвижение гипотез, предположений.
Воспитатель: Подумаем, как же нам увидеть воздух, если он прозрачный?
Ребенок: (Участвуют в размышлении, испытывают интеллектуальные затруднения).
Воспитатель: Предлагаю обратиться к сундучку подсказок, может быть он нам поможет.
Ребенок: (Открывают сундучок подсказок и находят в нем символ воды).
Воспитатель: Интересно, почему в сундучке мы нашли символ воды? Возможно, воздух можно увидеть через…
Ребенок: Воздух можно увидеть через воду.
Воспитатель: Вы когда-нибудь наблюдали воздух в воде?
Ребенок: (Дети вспоминают. При затруднении детей воспитатель задает наводящие вопросы).
Воспитатель: Когда вы ныряли и выпускали воздух изо рта, что вы наблюдали?
Ребенок: Пузырьки.
Воспитатель: Что наблюдали, когда пили какой-нибудь напиток и случайно выдули в соломинку воздух в стакан?
Ребенок: Пузырьки.
Воспитатель: Как вы думаете, это пузырьки чего?
Ребенок: Воздуха.
Воспитатель: Значит, чтобы проверить, есть ли в пустом ведре воздух, нам нужно его опустить куда?
Ребенок: В воду.
IV этап – проверка решения.
Воспитатель: Кто хочет провести этот опыт?
Ребенок: (По желанию ребенок с помощью воспитателя опускает перевернутое вверх дном ведро в таз с водой).
Воспитатель: Что вы видите?
Ребенок: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Значит, что находится в пустом ведре?
Ребенок: В пустом ведре находится воздух.
Воспитатель: Воздух находится…?
Ребенок: Вокруг нас.
V этап – введение в систему знаний.
Воспитатель предлагает детям сделать вывод и помогает сформулировать его.
Воспитатель: Знаем ли мы теперь ответ на вопрос: Есть ли в пустом ведре воздух?
Ребенок: Да. Воздух невидимый находится вокруг нас и в пустом пространстве.
Воспитатель: Интересно, во всех ли пустых емкостях находится воздух?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Хотите проверить?
Ребенок: Да.
Дети самостоятельно, по аналогии проверяют наличие воздуха в пустых емкостях, делают вывод и фиксируют его в Уголке открытий.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака
Конспект НОД в средней группе "Помоги Петушку"
Конспект НОД по исследовательской деятельности на тему «Как растения пьют воду?». Средняя группа
Исследование в детском саду в средней группе "Роль растений в жизни человека"
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада