Использование многофункционального лингвистического пособия по развитию речи у дошкольников в детском саду
Мастер-класс по функционированию с многофункциональным лингвистическим пособием «Избушка-говорушка»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии активизирующего обучения в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и методов работы с детьми по формированию и развитию речи детей. Задачи:
Познакомить педагогов с эффективными методами использования многофункционального лингвистического пособия «Избушка-говорушка».
Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного
Познакомить педагогов с рекомендациями по внедрению нетрадиционных образовательных технологий.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашей встрече.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Далее я хочу представить технологию активизирующего обучения речи как средство общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина), представленной многофункциональным лингвистическим пособием.
По мнению автора технологии, использование данного пособия в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
И, наконец, позвольте, мне представить многофункциональное лингвистическое пособие, которое безусловно пополнит дошкольную игротеку.
Я расскажу, как быстро и просто, без особых инструкций можно действовать с увлекательным многофункциональным лингвистическим пособие «Избушка-говорушка». Цель данного пособия: - формирование фонетических средств языка; формирование лексико-грамматических средств языка; актуализация и обогащение словарного запаса; развитие связной речи; совершенствование артикуляционной и мелкой моторики, развитие диалогической и монологической форм речи с помощью мотивационных установок, погружения в конкретную ситуацию, и творческих способностей. Содержание вышеуказанной цели прослеживается в ФГОС ДО.
В зависимости от варианта игры, в кармашки помещаются картинки со словами тщательно анализируются в соответствии с игровыми задачами. Чердачное окошко-кармашек является местом для карточки с заданием, например, в нем может располагаться карточка - схема для определения места звука в слове, наличия звука в слове, определения ударного слога и т. п. Задания для разных возрастных категорий важно подбирать по уровню сложности. Пример 1. Игра «Подбери слова к звуку»
Воспитатель произносит стихотворение:
В этой сказочной избушке
Проживают не зверушки,
Не смешные человечки,
А различные словечки!
Раз, два, три!
Расселить их помоги! На слайде- Цель: подбор слов с определенным звуком. Материал: На чердачном окошке — буква; предметные картинки с изучаемым звуком и другими звуками для дифференциации. Ход игры. Дети отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками. Пример 2. Игра «Подбери слова к схеме»
Коллеги, определите позицию звука «р» в словах: если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, то возьмите картинку и поставьте ее в кармашек-окошечко. "Ищем звук Р в середине слова" и составляем синквейн с этими словами.(карточки для группы).
Педагог ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой изучаемого звука в слове. На слайде - Цель: нахождение места звука в слове (в начале, середине или конце). Материал Карточки со схемами расположения звука в словах (в клеточке звук в начале, середине или конце схемы, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции. Работа с залом:
- Предлагаю вам за 5 минут придумать игры с использованием многофункционального пособия «Избушка-говорушка!». Вам в помощь приготовлены картинки, комбинируя их, вы можете придумать любую игру, в случае необходимости - нарисовать недостающую. Примерные игры указаны на карточке. (работа зала)
Предлагаю послушать сказку «Ярмарка слов».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.
- Кому, кому иголки? (слайд).
Иголки понадобились многим : дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и ,конечно же, портным.
- Нашлось много покупателей и на слово язык.
За ним выстроилась огромная очередь… (из людей, животных, птиц). Кому еще понадобилось это слово? ( костру, ботинку)
- Слово «нос» шло нарасхват.
Оно было необходимо людям и животным ,а еще…(лодкам, катерам, кораблям).
- А вот слово «шляпки»! Кому шляпки?- кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди.(грибам-хрупкие и разноцветные, гвоздям- крепкие, железные).А еще за 6 разноцветными шляпками Эдварда де Боно обратилась я и использую их в работе с детьми.(фото)
- Только у нас и только сейчас – ножки.
За ножками поспешили - … (столы, стулья, шкафы, кровати, диваны). Одним словом, мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.
После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и то же слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.
Кто готов, прошу представить ваши игры по одной от группы. (рассказывают)
Посмотрите, как много на одном игровом поле мы придумали различных игр. Пример 3. Для формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования, развития связной речи с опорой на мнемотаблицы использую круги Эйлера, как один из «приемов логического мышления»: систематизации, сравнения, обобщения.
Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения. «О ком говорится в сказке?» Круги Эйлера
«Кто главный герой сказки?»
Для активного коммуникативного общения детей и развития связной речи мы с детьми играем в лингвистические сказки.
Лингвистическая сказка «Пуськи бятые», используется для выяснения того, насколько дети понимают обращённую речь, воспринимают то, что им читают и как они усваивают языковые нормы (фильм) На карточке-сказка №1 «Пуськи бятые»
«Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. А калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычурили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».
В переводе –
Это шуточная лингвистическая сказка про Калушу с калушатами и бутявку. Эти три слова не переводим, это имена нарицательные, а остальное будет выглядеть вот так.
Шла Калуша с калушатами по полянке. И увидела бутявку, и кричит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата прискакали и бутявку съели. И отравились.
А Калуша кричит:
- Ой - ой -ой! Бутявка-то невкусная (несъедобная, нехорошая)!
Калушата бутявку выплюнули.
Бутявка встряхнулась, собрала себя по частям и ускакала с опушки.
А Калуша приказывает калушатам:
- Не ешьте бутявок, бутявки гадкие и очень-очень невкусные. От бутявок тошнит (вздувается живот, отравление).
А бутявка кричит с опушки:
- Калушата отравились! Калушата отравились! Какие нехорошие! такие-сякие!
Лингвистические сказки, представляя собой небольшой сказочный рассказ, в котором лингвистические понятия переносятся на различных сказочных персонажей, интересных ребенку, раскрывают суть лингвистических явлений в более занимательной для малыша форме, нежели простые правила и факты.
Такой приём эффективно развивает речь дошкольников, пробуждает воображение и познавательную активность.
По традиции в конце игрового взаимодействия предлагаю детям упражнения на снятие эмоционального напряжения:
Предлагаю коллегам подбросить шарики и поймать один того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент. Характеристики каждого цвета прочитайте на самом шарике.
игровое упражнение «Цветные сны». Подбрасывают воздушные шарики, на которых прикреплено «Значение цвета» - ловят и читают.
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Белый- цвет гармоничной чистоты, развития и совершенства. Рефлексия:
Давайте подведём итог нашей встречи. Предлагаю каждому участнику группы поставить любой значок в карточках:
-знак ворд - означает, что вы удовлетворены нашей встречей и будете использовать данное пособие в играх с ребёнком;
-знак загрузка - встречей удовлетворены, но не решили, будете ли вы использовать данное пособие
-корзина – информация вам не интересна и нет необходимости в таких играх с детьми
Карточки попрошу сдать мне. Спасибо за работу.
Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к близким людям и коллегам, к природе и миру, к инновациям и самому себе!
Пусть эти строки послужат Вам неким гимном саморегуляции.
Я сама себя нашла! Я сама себе важна!
Я сама себя открыла! Я сама себе нужна!
Без любимой, без меня, не могу прожить и дня.
Презентация на тему: Использование технологии активизирующего обучения в работе с детьми по развитию речи через многофункциональное лингвистическое пособие «Избушка-говорушка»
Здравствуйте, Ольга Ивановна. С большим интересом прочла Ваш материал на тему"Избушка - говорушка" В наше время тема развития речи детей дошкольного возраста очень актуальна. Поэтому данный материал не только оригинален, но и очень ценен для педагогов-дошкольников. Спасибо Вам за Вашу идею.
тема развития речи очень актуальна на данный момент,все больше детей с проблемами в этой области. Поэтому поиск новых форм и методов работы с детьми по данной темы-важен. Ваше пособие охватывает значимые моменты работы педагога и дает хорошее подспорье в активизирующем обучении.