Содержание методики исследования эмоциональной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
I. Исследование личной компетенции
Задание 1 включает в себя определение самооценки ребенка до-школьного возраста, как общего отношения к себе.
Методика предназначена для детей от 5 лет.
Цель: исследование самооценки детей дошкольного возраста.
Материал: рисунок лесенки
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, по-слушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учи-тель».
Обработка результатов: ответы детей фиксируются в протоколе.
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла, ребенок, обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю верхнюю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реаль-ные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же (адек-ватная самооценка);
средний уровень: 2 балла, ребёнок после некоторых раздумий и коле-баний ставит себя на самую высокую или самую низкую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный» (заниженная или завышенная самооценка, в зависимости от выбранной ступеньки);
низкий уровень: 1 балл, ребёнок не справился с заданием. Дети с не-адекватно завышенной или с заниженной самооценкой из-за высокой тре-вожности или неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, но на все вопросы отвечают: «Не знаю», не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Задание 2 включает в себя описание своего внешнего облика по методике «Физическое я» (Белопольская Н.Л, 2009)
Цель: охарактеризовать умение описывать свой внешний облик при его наглядном восприятии, знание о функциональном назначении основных частей тела, наличие первичной идентификации с полом, понимание постоянства половой принадлежности, возможность выразить вербально эмоциональное отношение к своему облику.
Материал: зеркало
Инструкция: Вопросы: Ты мальчик или девочка? А ты всегда был (а) мальчиком (девочкой)? Зачем тебе нужны руки? Что умеют делать ноги (глаза, рот, уши, голова)? Покажи (расскажи), что есть на лице у тебя (глядя в зеркало). Расскажи, какой ты.
Обработка результатов: ответы детей фиксируются в протоколе.
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла, ребёнок справился с заданием, полностью описал свой внешний облик, вербально выразил эмоциональное отношение;
средний уровень: 2 балла, ребёнок частично справился с заданием, знает половую принадлежность, но затрудняется с ее постоянством. Испытывает трудности при описании внешнего облика, помимо основных, со стимулирующей помощью называет две-три второстепенных части (уши, брови, лоб, подбородок, щеки). Отвечает на все вопросы односложно и не совсем точно.
низкий уровень: 1 балл, ребёнок не справился с заданием. Не понимает постоянство половой принадлежности. Не описал внешний облик, называет только основные части лица (глаза, рот, нос). Отвечает неточно или неправильно, на ряд вопросов не отвечает совсем.
Задание 3 «Составления невербального портрета». Методика Л.Ю. Субботиной. Методика предназначена для детей от 6 лет.
Цель: выявить умения в соотнесении отдельных невербальных признаков (глаза, губы и руки) между собой, создающих в комплексе динамические особенности образа, соответствующего определенному эмоциональному состоянию.
Материал: картинки с изображением отдельных выразительных эле-ментов мимики и жестикуляции.
Ход процедуры: экспериментатор предлагается ребёнку ряд изображе-ний отдельных выразительных элементов мимики и жестикуляции, за каж-дым скрывается определённое чувство. Ребенку необходимо составить из элементов «самого хорошего» и «самого плохого» человека. Затем на осно-вании выбранных элементов составляется эмоционально-чувственный порт-рет. Ребёнка просят объяснить, почему он выбрал именно эти элементы. Форма проведения: индивидуальная.
Инструкция: «Перед тобой картинки с различной мимикой и жестику-ляцией. Составь из этих элементов «самого хорошего» и «самого плохого» человека». «Объясни, почему ты выбрал, именно эти элементы».
Эмоциональное выражение губ: 1. удивление, 2. печаль, 3. счастье, 4. концентрация внимания, 5. гнев, 6. лукавость, 7. страх.
Эмоциональное выражение глаз: 1. удивление, 2. печаль, 3. счастье, 4. концентрация внимания, 5. гнев, 6. лукавость, 7. страх.
Положение рук: 1. удивление, 2. печаль, 3. счастье, 4. концентрация внимания, 5. гнев, 6. лукавость, 7. страх.
«Хороший» портрет покажет черты, которые имеет ребёнок или хотел бы иметь. «Плохой» портрет покажет те черты, которые ребёнок не желает иметь. Обработка результатов: ответы детей фиксируются в протоколе.
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла, ребёнок справился с заданием, правильно назвал несколько невербальных признаков по 3 категориям: глаза, губы, ру-ки; и доступно объяснил каждый из выбранных элементов;
средний уровень: 2 балла, ребёнок справился с заданием частично, правильно назвал невербальные признаки по 2 категориям, объяснил свой выбор. Легче определяются категории эмоционального выражения губ, а категория «Положение рук» - вызывает трудности;
низкий уровень: 1 балл, ребёнок не справился с заданием или назвал невербальный признак только по 1 из предложенных категорий, затруднялся в интерпретации своего выбора.
Задание 4 «Лицевые маски». Методика разработана Л.И. Савва, Е.Ю. Семыкиной. Методика предназначена для детей от 6 лет.
Цель: выявить способности к адекватному опознанию эмоционального состояния другого человека по его лицу, определить эффективность идентификации мимических масок и соотнесения их с основными эмоциональными состояниями.
Материал: картинки с изображением эмоционального состояния: ра-дость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев.
Ход процедуры: экспериментатор предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки, затем называет одну из эмоций и просит найти карточку с её изображением. По выбранной картинке экспериментатор задаёт вопросы ребёнку: экспериментатор пытается услышать от ребёнка экспрессивные признаки, описывающие данную эмоцию. Далее экспериментатор просит ребёнка идентифицировать данные картинки по трём критериям: положительные, отрицательные и нейтральные эмоции. Результаты исследования дают возможность выделить два параметра: общее количество невербальных обозначений эмоциональных состояний и адекватность идентификации положительных, отрицательных и нейтральных эмоций.
Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки». «Радость. Найди картинку с изображением радости». «Как ты догадался»? «Почему эта кар-тинка больше подходит»? «Что выражает это лицо»? Далее проводится то же с эмоциями: удивление, презрение, страдание, страх, гнев. «Разложи картинки на: положительные, отрицательные и нейтральные эмоции».
А. Эталоны невербального поведения в состоянии радости: 1. улыбка, глаза сияют, подвижный, 2. рот растянут, взгляд весёлый, многословен, 3. желание помочь другому, смешливый, 4. движения лёгкие, глаза прищурены, 5. глаза широко открыты, брови приподняты, 6. движения энергичные, жестикулирует.
Б. Эталоны невербального поведения в состоянии удивления: 1. рот приоткрыт, на лбу морщинки, глаза широко открыты, 2. поза застывшая, растерянность, 3. интонации восклицательные, всплёскивает руками, 4. взгляд вопросительный, лицо застывшее, 5. уголки губ опущены, 6. растерянность.
В. Эталоны невербального поведения в состоянии презрения: 1. глаза сужены, брови нахмурены, кривая улыбка, 2. взгляд холодный, уголки рта опущены, 3. губы плотно сжаты, голова поднята вверх, 4. брови нахмурены, не разговаривает, 5. взгляд холодный, раздражительный, 6. недоброжелательное отношение.
Г. Эталоны невербального поведения в состоянии страдания: 1. губы опущены, глаза печальные, 2. брови сдвинуты к переносице, на лбу морщи-ны, 3. молчание, движения медленные, 4. губы сжаты, глаза прикрыты, 5. рот в болезненной гримасе, плачет, 6. замкнутый, не желает общаться.
Д. Эталоны невербального поведения в состоянии страха: 1. крик, брови приподняты, лицо искажено, 2. глаза расширены, бледный, 3. рот приоткрыт, смятение, 4. тело дрожит, движения резкие, 5. дрожь, взгляд бегающий, 6. голос дрожит, пот.
Е. Эталоны невербального поведения в состоянии гнева: 1. глаза рас-ширяются, ноздри вздрагивают, 2. лицо искажено, глаза блестят, 3. губы и зубы плотно сжаты, брови резко сведены, 4. кричит, жестикулирует, мечется, 5. на переносице вертикальные складки, 6. глаза превращены в щели, кулаки сжаты.
Обработка результатов: ответы детей фиксируются в протоколе.
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла, ребёнок справился с заданием, опознал 5 - 6 эмоциональных состояний, разграничил положительные и отрицательные эмоций;
средний уровень: 2 балла, ребёнок частично справился с заданием, опознал 3 - 4 эмоциональных состояния, попытался разграничить положительные и отрицательные эмоции. Вызывает затруднения дифференциация невербального поведения в состоянии презрения, страха;
низкий уровень: 1 балл, ребёнок не справился с заданием или опознал 1 - 2 эмоциональных состояния, попытался разграничить положительные и отрицательные эмоции.
II. Исследование социальной компетенции
Задание № 1. «Определи выражение лица» по методике Л.Ю. Субботиной. Методика предназначена для детей от 5 лет
Цель: оценить уровень эмпатии или эмоциональной восприимчивости ребёнка. Материал: Схематические изображения человеческих эмоций (ра-дость, спокойствие, грусть, удовольствие, огорчение, насмешка, злость, недовольство, страх, сожаление).
Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть схематические изоб-ражения человеческих эмоций. Его задача назвать, какие эмоции соответ-ствуют этим схемам. Для этого он должен каждую схему попытаться изобразить на своём лице, а затем уже назвать соответствующее чувство. Экспериментатор проверяет по ключу, насколько точно вообразил ребёнок каждое состояние и смог назвать его. Экспериментатор - «Рассмотри изображения человеческих эмоций. Сначала изобрази на своём лице эмоцию, а затем назови соответствующее чувство».
1. радость; 2. спокойствие; 3. грусть; 4. удовольствие; 5. огорчение; 6. насмешка; 7. злость; 8. недовольство; 9. страх; 10. сожаление.
Далее проводится это же задание, но с использованием рисунков с изображением эмоций: 1. радость; 2. спокойствие; 3. грусть; 4. удовольствие; 5. огорчение; 6. насмешка; 7. злость; 8. недовольство; 9. страх; 10. сожаление.
Обработка результатов: ответы детей, их эмоциональные проявления фиксируются в протоколе.
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла, ребёнок справился с заданием, изобразил от 8 до 10 эмоций и смог правильно назвать их;
средний уровень: 2 балла, ребёнок частично справился с заданием, изобразил и назвал от 4 до 7 состояний, изобразить необходимые эмоции ребенку легче, чем их называть;
низкий уровень: 1 балл, ребёнок не справился с заданием или изобра-зил только 1 - 3 эмоциональных состояния.
Задание 2. «Лабиринт». Методика разработана Л.А. Венгер. Методика предназначена для детей от 6 лет.
Цель: исследовать уровень развития сотрудничества детей. Способ-ность видеть, согласованность действия партнера; осуществлять взаимный контроль, взаимопомощь; отношение к результату деятельности.
Материал: изображение полянок с разветвленными дорожками и до-миками на их концах, «письма», условно указывающих путь к одному из домиков (гаражей), помещенных под полянкой, игрушечные машинки.
Ход процедуры: детям предлагаются рисунки с «письмами». Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.
Вводные задачи - задача «А» и задача «Б». Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задания. На ри-сунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры. Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления пово-ротов, в задачах 3-4 - характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 - сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 - одновременно ориентиры и направления поворотов.
Инструкция: Внимательно рассмотрите картинки». После того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик – «гараж» и поставить машинку в гараж. Чтобы найти этот гараж, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо ехать мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете ваш гараж. Найдите свой гараж, а я посмотрю, не ошиблись ли вы». Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два гаража, и опять нужно найти свой гараж. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как добраться и куда поворачивать. Нужно опять ехать от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и ис-правляются. Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция. К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо ехать, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный гараж и поставьте в него машинку». К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо ехать от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный гараж и поставьте в него машинку». К
задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо проехать от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Найдите нужный гараж и поставьте в него машинку». К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, находите нужный гараж и ставьте в него машинку». К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно ехать, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, найдите нужный гараж и поставьте в него машинку».
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла - дети с детальным соотнесением одновре-менно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные про-странственные представления, дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновре-менно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений;
средний уровень: 2 балла - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры, для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве;
низкий уровень: 1 балл, дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Задание 3. «Диагностика способности детей к партнерскому диалогу» по методике А.М. Щетининой. Методика предназначена для детей от 6 лет.
Цель: исследовать уровень развития партнерского диалога. Способ-ность к эмпатии, способность слушать и договариваться с партнером.
Инструкция: экспериментатор наблюдает детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности в течение 2-3 недель, за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (протокол).
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла, ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается;
средний уровень: 2 балла, может характеризоваться рядом вариантов:
а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает спо-собности эмоционально пристраиваться к партнеру; б) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним;
низкий уровень 1 балл: только иногда проявляется одно из указанных свойств, не проявляется ни одного из компонентов способности к партнер-скому диалогу.
Задание 4. «Два домика» Проективная визуально-вербальная методика.
Методика предназначена для детей от 6 лет.
Цель: отношение к себе и к другим детям.
Материал: чистый лист бумаги, черный и красный карандаши, фото-графии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.
Ход процедуры: На листе бумаги рисуют два домика. Один из них по-больше - красного цвета, другой поменьше - черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами. Ребенку предлагается расселить детей группы в домики. Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам. Результаты фиксируются в протоколе.
Форма проведения: индивидуальная.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». «Подумай, ты никого не забыл? Может, ты хочешь поменять кого-нибудь местами»?
Критерии оценки:
высокий уровень: 3 балла - «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
Средний уровень: 2 балла - активные, подвижные, достаточно общи-тельные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды. Эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
Низкий уровень: 1 балл - этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу. Это могут быть дети, которых отвергают сверстники, из - за малой привлекательности или явно выраженных физических дефектов.
Рекомендуем посмотреть:
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС
Гидрогимнастика в логопедии
Обучение детей с ТНР звуковому анализу в процессе использования звуковых кубиков и различных приемов
Взаимодействие логопеда и воспитателя в ДОУ по ФГОС