Из опыта работы учителя - логопеда ДОУ
Автор: Иванченко Юлия Александровна, учитель-логопед, МДОУ "Детский сад № 66 комбинированного вида", г.Ухта, Республика Коми
Описание материала: В статье рассматриваются основные понятия эмоциональной компетентности, определены особенности эмоциональной компетентности дошкольников, описана специфика данного процесса и выявлены психолого-педагогические условия эффективности формирования эмоциональной компетентности дошкольников с ОНР. Данная статья будет интересна и полезна воспитателям логопедических групп, учителям-логопедам, работающим в дошкольных образовательных организациях.
Статья "Особенности формирования эмоциональной компетенции у дошкольников с ОНР"
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С переходом к концепции личностно-ориентированного и индивидуализированного обучения возникла необходимость в разработке личностных аспектов проблемы ОНР.
У детей дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При нарушении эмоциональной компетенции затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я".
Целью констатирующего исследования являлось выявление особенностей эмоциональной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи. При составлении методики эксперимента использовались разработки В.Г. Щур, Н.Л. Белопольской, Л.А. Венгер, А.М. Щетининой, Л.Ю Субботиной, Е.И. Изотовой; Минаевой В.М; Кондратенко И.Ю. В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей 5,5 – 6 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития). Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием.
Анализ результатов позволил дифференцировать всех испытуемых на две группы, различных по уровню и своеобразию эмоциональной компетенции.
Группа 1 (средний уровень) - в группу вошли 10 дошкольников с общим недоразвитием речи. Для испытуемых был характерен средний уровень общения между детьми; включённость детей в обсуждение игр. Дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Эмоциональные состояния в процессе общения развиты слабо. Дети не редко использовали стереотипные вербальные и невербальные средства для поддержания контакта, использовали мимику и жесты в качестве замены речевого сообщения.
Дети с ОНР затруднились в восприятии и воспроизведении эмоциональных состояний. При определении эмоциональных состояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с нарушениями речи смешивали различные эмоции (грусти, злости, страха, удивления), затруднялись адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. Максимальная успешность достигнута ими в определении эмоционального состояния радости. Дошкольники испытывали выраженные сложности при передаче мимическими средствами эмоции (например, злости, испуга, удивления).
Группа 2 (низкий уровень) - в эту группу вошли 5 детей с ОНР. Они были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. Анализируя состояние эмоционально-волевой сферы данной подгруппы испытуемых, нами было отмечено наличие чувства незащищенности, повышенной тревожности, аутоагрессии, состояний фрустрации, депрессивных проявлений. Указанные проявления свидетельствуют о низких эмоциональных механизмах адаптации к социуму, недостаточную приспособленность к жизненным ситуациям. Им была присуща эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия. У этих детей преобладало уныло-грустного настроения, они трудно устанавливали контакты со сверстниками, избегали новых и фрустрационных ситуаций. У этой группы в большей степени, чем в остальных группах, не сформированы способы коммуникации (диалогической и монологической речи). Эти дошкольники практически не использовали мимику и жесты в процессе общения. Дети данной категории в большой степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, т. к. нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом.
Поведение может быть описано как нецеленаправленное. Стремление к реализации поставленной в цели слабое. Степень самостоятельности в деятельности низкая, последовательность выполнения операций деятельности часто нарушается, операции пропускаются, смешиваются. Снижена критичность по отношению к достигнутому результаты деятельности. Нет попыток, внести изменения в результат, несмотря на то, что полученных итог не соответствует предполагаемому результату. Снижена чувствительность к положительной эмоциональной оценке значимого взрослого (родитель, воспитатель).
Отмечаются выраженные трудности в определении и назывании эмоциональных состояний людей. Следствием данного явления становятся грубые нарушения понимания и воспроизведения речевых средств, выражающих эмоциональные явления и состояния. Уровень активного словарного запаса детей, в частности использования эмоциональной лексики на низком уровне. Проявления спонтанной речи крайне ограничены. Подготовленная речь представлена простыми нераспространенными предложениями или однословными предложениями. Содержание высказываний элементарно, тема раскрыта неполно, схематично описаны предметы, события, действия. Эмоциональная оценка образов, событий отсутствует.
Возможно, предположить, что низкий уровень сформированности эмоциональной компетенции у дошкольников с ОНР второй подгруппы определяется структурой речевого синдрома. В структуре общего недоразвития речи у данной категории детей преобладали нарушения лексико-грамматического компонента речи, непосредственно связанного с развитием познавательной и эмоциональной сферы.
Полученные новые данные об особенностях формирования эмоциональной компетенции; паралингвистических средств общения; интонационной стороны речи; определили, что для нормализации эмоционального развития ребенка, для его успешной социализации необходима специальная коррекционно-педагогическая помощь.
Список использованной литературы:
1. Ковалец И. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М., Владос, 2004. –С. 25-39.
2. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- С. 48-95.
3. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб, Каро, 2006 г. – С. 68-115.
Рекомендуем посмотреть:
Расстройства аутистического спектра
Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Метод наглядного моделирования для развития речи дошкольников
Коррекционная работа в режимные моменты с детьми в детском саду.
Использование пазлов и мозаики на индивидуальных логопедических занятий с детьми
Похожие статьи:
Как стать общительной?