Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»

Конспект итегрированной НОД «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»
Автор: Иванченко Юлия Александровна
Описание материала: Данный конспект будет полезен как воспитателям старшей группы общеразвивающей направленности, так и воспитателям (учителям-логопедам), работающим с детьми старшей группы компенсирующей направленности. В конспекте используются приёмы мнемотехники для развития связной речи детей, составления описательного рассказа об одежде.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель интегрированной НОД: развитие связной речи у дошкольников с ОНР (общее недоразвитие речи) с использованием мнемотехники.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемотаблицу;
- активизировать словарь детей по теме «Одежда».
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;
- развивать умение узнавать ткань по тактильным ощущениям;
- развивать речевое дыхание;
- развивать ритмико-интонационную сторону речи;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.
Оборудование: кукла, предметные картинки с изобра¬жением предметов одежды, кусочки ткани.
Методы и приемы: рассказ педагога, беседа, вопросы, демонстрация предметных картинок, кусочков ткани, игровые упражнения, пояснение, показ, поощрение.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, фонетической ритмики, закрепление знаний об одежде.
Виды деятельности:
Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Ход непосредственно образовательной деятельности
По середине группы на полу стоит сундучок, в нем ткани с названием одежды. Дети видят сундучок, собираются возле него вместе с педагогом с вопросами: «Что это? Что там? и т.д.»
Педагог: Здравствуйте ребята! Настал новый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Что это вы тут увидели?
Начинается беседа с педагогом.
Педагог: Как этот сундучок тут оказался? Что там?
Ребята, чтобы это сундучок открылся, нам надо внимательно посмотреть друг на друга. На нас красивая, нарядная, удобная одежда и обувь. На мне красивое платье, на ногах черные туфли. А теперь поднимет руку тот, на ком надета футболка.
Поднимают руки дети в футболках.
Педагог: Теперь поднимут руку те, кто одет в платья.
Поднимают руки дети, одетые в платья.
Педагог: Теперь время поднимут руку те, на ком одеты шорты?
Поднимают руки дети, одетые в шорты.
Стук в дверь.
Педагог: Ой, ребята! К нам кто-то идет. Посмотрите, к нам пришла в гости кукла Катя. Но она почему-то сильно дрожит. Что с ней случилось?
Дети: Кукла замёрзла.
Педагог: Да, она замёрзла! Ребята, а как вы думаете, почему она замёрзла?
Дети: Кукла пришла к нам в гости в одном тоненьком платьице.
Педагог: А можно ли гулять в тоненьком платьице сейчас? (ответы детей)
Какое время года у нас сейчас?(ответы детей)
Педагог: Правильно, зима!
Ребята, посмотрите, сундучок еще не открылся!
Давайте поиграем с пальчиками, и, может быть, он откроется и поможет кукле Кате и нам.
Пальчиковая игра
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Педагог: Ребята, посмотрите, сундучок открылся!
Дети вместе с педагогом заглядывают в сундучок, там лежат кусочки разной ткани.
Педагог: Ребята, что это у нас такое в сундучке?
Дети: Ткань для пошива одежды
Педагог: Мы можем помочь Кате выбрать ткань для пошива одежды, чтобы она больше не мерзла?
Дети: да.
Упражнение «Назови ткань»
Педагог: Скажите, как называется ткань? Дети трогают на ощупь ткань и говорят её название.
Дети: это шерсть, это джинс, это мех, это кожа, это драп, это синтепон.
Педагог: Я предлагаю вам подойти к столам и выбрать одежду, которую можно сшить из вашей ткани.
Дети подбирают нужную картинку с изображением одежды.
Педагог: Расскажите, какая одежда получится из этой ткани?
Упражнение «Образуй слово»
Дети называют:
Из шерсти – шерстяная кофта.
Из джинса – джинсовые штаны.
Из кожи получится кожаная куртка.
Из меха – меховая шуба
Из драпа – драповое пальто.
Из синтепона – синтепоновая куртка
Педагог: Молодцы! Правильно образовывали слова!
Педагог: Я вижу, что вы уже подобрали одежду для Кати! Давайте, ребята, порадуем нашу Катю, расскажем и покажем какие мы с вами умные ребята и сколько гласных звуков мы с вами знаем!
Фонетическая ритмика
По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками, колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались). По команде «Встали и обрадовались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося, гласный [а-а-а...].
По команде «Спрятались!» дети принимают исходное положение. По команде «Встали и удивились!» они встают и с удивлением на лице и в голосе произносят гласный [о-о-о...], одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо над головой.
По команде «Спрятались» дети принимают исходное положение. По команде «Встали, паровозик гудит!» руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося, гласный [у-у-у...], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
По команде «Спрятались!» дети принимают исходное положение. По команде «Встали и тянемся, как струнки!» радостно с улыбкой поднимают руки высоко над голо-вой (пальцы сжаты в кулачок, указательный направлен вверх), И, стоя на носочках, тянутся вверх. Одновременно произносят гласный [и-и-и...].
По команде «Спрятались!» дети принимают исходное положение. По команде « Встали, растягиваем пружинку!» руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося, гласный [ы-ы-ы...], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
А теперь давайте расскажем кукле Кате, какую замечательную одежду вы ей подобрали. Для составления рассказа используем схему.
Педагог напоминает порядок рассказывания по мнемотаблице (схеме).
План рассказа:
1.Что это за предмет?
2.Какого цвета этот предмет одежды?
3.Из каких частей состоит предмет одежды?
4.Из какого материала эта одежда?
6.Какая это одежда (мужская, женская, детская)?
Дети подходят к кукле Кате, и составляют описательный рассказ своей модели. (3-4 рассказа)
Пример.
• Я тебе сшила драповое пальто. У пальто есть перед, спинка, рукава, пояс, карманы. Пальто бывает детское и женское. Пальто сшито из драпа, оно драповое. В пальто можно гулять на улице осенью, зимой, весной, ходить в детский сад, или пойти в гости.
• Я тебе сшил кожаную куртку. У куртки есть перед, спинка, рукава, карманы. Куртка бывает женская, мужская и детская. Куртка сшита из кожи, она кожаная. В куртке можно гулять на улице весной и осенью, ходить в детский сад, или пойти в гости.
• Я тебе сшила шерстяную кофту. У кофты есть перед, спинка, рукава и воротник. Кофта бывает женская, мужская и детская. Кофта сшита из шерсти, она шерстяная. Кофту мы одеваем под верхнюю одежду, чтобы не замерзнуть.
• Я тебе сшила меховую шубу. У шубы есть перед, спинка, рукава, воротник, карманы, пояс. Шуба бывает женской и детской. Шуба сшита из меха, она меховая. В шубе можно гулять на улице зимой, ходить в детский сад или в гости.
Итог занятия: Рефлексия.
Педагог: Молодцы! Ребята, мы помогли нашей Кате не замерзнуть. Она Вам очень благодарна. Скажите, что необходимо знать, чтобы выбрать себе такую одежду?
Ответы детей.
Ребята вам понравилось помогать Кате?
Какие трудности у вас возникли во время помощи Кате?
Какие игры вам больше всего запомнились и понравились?
Если Катя к нам обратиться еще, мы ей поможем?

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются» Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа

Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе

Методики исследования эмоциональной компетенции у дошкольников 5-7 лет с ОНР
Опубликовано: 1308 дней назад (24 февраля 2018)
Просмотров: 6895
+1
Голосов: 1
Елена Леонидовна Королева # 5 марта 2019 в 21:10 0
Прекрасный конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу". В НОД используются приёмы мнемотехники для развития связной речи детей - составления описательного рассказа об одежде. Очень интересный прием для детей с ОВЗ. Желаю дальнейших творческих успехов в работе! Голос!