Урок по роману Ремарка "Три товарища". Литература 11 класс
Конспект урока литературы, 11 класс «Человека нельзя победить!..»
Роман Э.М. Ремарка «Три товарища»- произведение о потерянном поколении Урок литературы в 11 классе Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве писателя- антифашиста; обратить внимание на автобиографическую исповедательность романа; выяснить, в чём заключается трагедия «потерянного поколения»; в ходе анализа образов героев произведения раскрыть смысл их «кодекса чести»; показать актуальность проблематики романа; развивать исследовательские навыки учащихся, учить высказывать свою точку зрения и аргументировано её отстаивать; воспитывать моральные основы поведения и оптимистическое отношение к жизни; способствовать формированию положительной «Я- концепции» учащихся. Тип урока: урок-исследование. Оборудование: портреты писателя, выставка его произведений; иллюстрации к роману; запись видеоклипа «Жизнь».
Ход урока
І. Организационный момент ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Слово учителя.
Человечество переступило порог ХХІ. Уходит в историю век ХХ.
ХХ век – вершина мысли!
Ты ведь над пропастью стоишь,
Вглядись в себя и всё осмысли –
На путь свой трезво оглянись…
Каким он был? Какие вехи вписал в летопись? Какими событиями ознаменовал себя? Были и радостные, и трагические события. Одной из самых страшных трагедий была, есть и остаётся война. Две мировые войны вписали самые страшные страницы в летопись ХХ века. Ведущую роль в циничной борьбе за сферы влияния и мировое господство в этих войнах сыграла Германия (империалистическая в годы 1-ой мировой войны и Национал-социалистическая, т.е. фашистская в годы 2-й мировой войны). Многие художники слова не могли смириться с этим. Они открыто выступали против реакции, фашизма. Среди них были Иоганн Бехер, Генрих о Томас Манн, Бертольд Брехт, Эрих Мария Ремарк, которого современники называли Рыцарем чести и пера.
Вы познакомились с историей жизни и творчества этого писателя.
Что вам запомнилось из очерка жизни и творчества Э.М.Ремарка? 2. Экспресс-ответы учащихся:
Ремарк большую часть своей жизни в прожил за пределами Германии (Швейцария, Америка), но в своих произведениях разных лет обращался к судьбам своих соотечественников;
Его книги вместе с произведениями великого Гёте фашисты сжигали на костре, значит, боялись силы художественного слова, лишили писателя немецкого гражданства после выхода романа «Три товарища»;
В 1943 году фашисты убили его сестру и племянника, а Ремарку прислали счёт «за топор и работу»;
В своём творчестве он был верен традициям великого Гёте, а ещё огромное влияние оказала на Ремарка, писателя – реалиста, русская классика: Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов.
Ремарк считал себя и своих героев жертвой первой мировой войны. Они потерялись в послевоенной жизни. Целое поколение без будущего. Поэтому главной темой его творчества стала тема «потерянного поколения».
ІІІ. Мотивация учебной деятельности уч-ся
Монолог «потерянного поколения»
(Мальчики читают отрывки из 1-го романа Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен»)
• Лето 1918 года… Нам было по 18-ть лет, мы только начинали любить жизнь и мир, а нам пришлось стрелять в них. Первый снаряд попал в наше сердце, нас отрезало от настоящей действительности, от стремлений, от прогресса. Мы уже не верили в войну…
• Лето 1918года… Никогда ещё жизнь в окопах не была такой горькой и страшной, как теперь, в часы, проведённые под огнём, когда оледеневшие, прижатые к чёрной земле лица и судорожно сведённые руки умоляли лишь об одном: «Нет! Нет! Только не теперь! Ведь скоро конец войны». Болезненный страх смерти навязчиво повторял один и тот же вопрос: « Почему? Почему не прекращается это безумие?»
• Лето 1918 года… Никогда ещё наша жизнь не казалась нам такой желанной, как теперь: красные маки на лугах возле казарм, серебристая роса на стебельках травы, тёплые вечера в затемнённых прохладных комнатах, чёрные, таинственные в сумерках деревья, звёзды, шум воды, мечты, и спокойный, крепкий сон… О жизнь, жизнь, жизнь!!!
IV. Объявление темы и цели урока
1. Слово учителя. Итак, сегодня на уроке мы с вами, ребята, попытаемся проследить, что же ожидало тех, кому посчастливилось остаться в живых; почему жизнь, о которой они мечтали в окопах, стала для них «единственным счастьем несчастных людей».
Запись темы урока в тетрадь и выбор эпиграфа ( используется приём «поиск смысла»: из предложенных высказываний уч-ся выбирают два и объясняют свой выбор). За всё, что произошло, я несу в какой-то мере и личную ответственность…
Эрих Мария Ремарк.
Это только попытка рассказать о поколении,.. о тех, кто стал жертвой, даже когда избежал пуль…
Эрих Мария Ремарк.
Мы не можем оглянуться на наше прошлое. Оно всё ещё здесь… Это ужасное противоречие. Вопреки всему, я верю, что люди найдут дорогу друг к другу.
Эрих Мария Ремарк.
Ремарк, верный лучшим традициям мировой литературы, всегда был честным и писал добрые и правдивые книги, которые доходили до сердца человека. Его романы будут читаться всегда, как произведения, раскрывающие ложь и бесчеловечность любой тоталитарной системы.
Д. Затонский.
2. Постановка проблемных вопросов урока ( записаны на доске).
Почему герои романа относятся к «потерянному поколению»?
В чём особенности их душевного состояния и отношения к жизни?
Есть ли будущее у героев?
Актуальна ли в наше время тема «потерянного поколения»?
3. Предварительная самоэкспертиза « Я на уроке»
( у каждого ученика лежит лист самооценивания; после знакомства с проблемными вопросами урока уч-ся выставляют себе предварительную оценку по степени осведомлённости по теме урока).
Я- А,Б,В,Г,Д или Е
/ А - абсолютный ноль, 0-3б.; Б- более-менее что-то знаю, 4-5б.;
В - заинтересовался и углубил знания, 6-7б.;
Г – знаю и уверенно себя чувствую, 8б.;
Д – многого достиг, 9-10б.; Е – Есть! Эврика!!!, 11-12б. / V. Работа по теме урока.
1. Работа в исследовательских группах
( опережающее задание группы получили заранее, на уроке представляют результаты своих исследований). 1. «ТЕКСТОЛОГИ».
Задание:
1) Роберт Локамп, главный герой романа, даёт себе такую самооценку: «Кто я такой? Неудачник, который взял на прокат «кадилак», беспросветный пьяница, вот и всё! Такого можно встретить на каждом шагу…». Согласны ли вы с такой самооценкой героя? Найдите в тексте подтверждение своим суждениям.
2) Кто они, фронтовые друзья Роберта? Расскажите о них.
Ответы на 1-й вопрос
Роберт исповедается перед нами, читателями. Доверяет нам, как своим близким друзьям, самые сокровенные мысли, раскрывает душу.
Ему тридцать лет, но у него ничего нет. Ни дома, ни работы. Часто позволяет себе выпить. Таких, действительно, часто можно было встретить. Это всё из-за его слабохарактерности, легкомыслия. Он бросил институт, часто проводит время в компании женщин лёгкого поведения.
И тем не менее, он хороший автомеханик, разбирается в коммерции. Он очень хороший, умеет ценить прекрасное. Неизгладимое впечатление на него произвело посещение театра с Пат, где они смотрели «Сказки Гофмана». Умеет ценить дружбу, его душа не очерствела к чужим несчастиям.
Он способен на глубокие, настоящие чувства. Когда Роберт узнал о тяжёлой болезни Пат, то мог расстаться с ней (зачем ему чужие проблемы). И тем не менее, и Роберт, и его друзья прилагают все усилия, чтобы спасти Пат. И именно ему удаётся сделать последние дни Пат самыми счастливыми.
Значит, он не такой как все, таких, как он, к сожалению, не так уж и много в нашем мире.
Ответы на 2-й вопрос.
Отто Кестер – скромный, немногословный, весь погружён в работу, очень гордится и дорожит своим кадилаком, которому они дали имя «Карл».
Готфрид Ленц – человек левых убеждений, «последний романтик», как он сам о себе говорит. Объединяет их в этой жизни фронтовая дружба и тяжёлая судьба.
Они выжили на войне, но и в мирное время им приходится «воевать». Их мастерская по ремонту автомобилей стала своего рода блиндажом, т. к. друзьям приходится противостоять конкурентам, они вынуждены ежедневно вести борьбу за своё право на жизнь.
2. «АНАЛИТИКИ».
Задание:
1) Фрау Залевски так охарактеризовала душевное состояние тех, кто принадлежит к «потерянному поколению»: «…странная пошла молодёжь! Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а на будущее вам наплевать. Ну чем хорошим это может кончиться?» Почему жизнь для героев романа – это «единственное счастье несчастных людей»?
2) Составьте логическую схему своих рассуждений по данному высказыванию фрау Залевски: почему прошлое ненавидят, настоящее презирают, на будущее наплевать.
3) Есть ли в их жизни то, чем они дорожат и что ценят?
Ответ (объяснение логической схемы).
Жизнь – единственное счастье несчастных людей
прошлое настоящее будущее
жестокая действительность
-война -торжество дельцов, "НИЧТО
НЕЛЬЗЯ
УДЕРЖАТЬ"
-ненависть продажности, нищеты
-великие -«…всё рушилось и
-мечтания забывалось. А тому, кто
не хотел забывать,
оставалось только:
-бессилие
-отчаяние
-безразличие
-водка…» конфликт
кодекс чести, идеалы
«потерянного поколения»
-любовь, дружба,
жизнелюбие
Прошлое ненавидят, потому что кровь и ненависть
разрушили их романтический взгляд на войну и великие мечтания о подвигах. Единственное, о чём они мечтают- выжить.
Почему же они презирают настоящее? Их великие мечтания разбиваются о скалу нищеты, фальши и лицемерия. Роберт объясняет своё презрение к настоящему так: «А тому, кто не умел забывать, оставались только: бессилие, безразличие, водка.» Но у героев есть свой «кодекс чести»: они знают цену жизни, умеют дружить и способны на глубокие, искренние чувства. В основе конфликта – столкновение идеалов «потерянного поколения» с жестокой действительностью. Они не могут думать о будущем, нет стабильности, нет уверенности в завтрашнем дне, потому что «…ничто нельзя удержать», как говорит Пат. Они ценят жизнь каждого дня. Именно это и кажется странным другим людям. 3. «ЭКСПЕРТЫ».
Задание:
Проведите «стилистическую экспертизу», рассмотрите иллюстрации художника Пинкисевича к роману, найдите соответствующие эпизоды
в тексте романа. Совпадает ли видение художника с авторским?
Ответ.
Художник Пинкисевич создал цикл иллюстраций к роману Ремарка «Три товарища». В своих рисунках иллюстратор старается, как можно точнее передать портреты героев романа. Ремарк не изображает пейзажи, интерьеры – нет этого и у художника. Писатель обращает наше внимание на выражение лица персонажей – и художник стремится в своих рисунках изобразить именно это. Главные герои изображены на первом плане, их лица всегда открыты, в позах чувствуется достоинство, готовность прийти на помощь, желание защитить других людей от страданий.
Обратите внимание на фрагменты:
- «Пат и Роберт у моря»;
- «Танец во время бала»;
- «Смерть Ленца»
(уч-ся находят в тексте романа эти фрагменты и зачитывают их).
Художник даёт почти силуэтное изображение персонажей, используя игру света и тени, высвечивая «ключевые» детали портрета или состояния персонажей, обращая внимание на ключевые моменты романа. 4. «ПСИХОЛОГИ».
Задание:
1) Проследите историю любви Роберта и Пат. В какие моменты наиболее ярко раскрывается искренность и глубина их чувств?
2) Нарисуйте своё видение этой истории.
3) Подберите музыкальное произведение, которое было бы созвучно этой истории любви.
Ответы учащихся.
1. Чтение отрывков из романа:
«Первая встреча» - гл.І;
«Первое свидание» - гл.ІІ;
«Робби и Пат в театре» - гл.ХІІІ;
«Робби узнал о болезни Пат» - ХVІ.
2. Защита творческих индивидуальных заданий.
Ассоциативный рисунок к истории любви героев.
«НИЧТО НЕЛЬЗЯ УДЕРЖАТЬ…»
Своё видение истории любви Роберта и Пат я выразила с помощью кисти и красок. Именно голубой, белый и солнечно оранжевый цвета передают искренность и глубину чувств героев. Корабль – это жизнь, плывущий на парусах судьбы. Я избегала чётких линий и резких контрастов, т. к. в жизни героев нет чётких границ между прошлым и настоящим, а в будущем - «ничто нельзя удержать…»
Рисунок ученицы 11-Б класса Баниной Анны.
Романс «Предчувствую тебя…» ( стихи А.Блока, музыка ученицы 11-Б класса Гордеевой Валентины) исполняется под аккомпанемент гитары. VI. Закрепление и систематизация изученного
Слово учителя.
Мы внимательно прослушали результаты исследований каждой группы и у вас, ребята, я думаю, появились вопросы друг к другу. 1. Беседа по вопросам обобщающего характера.
Вопрос к «текстологам».
- Вы рассказали нам о главных героях романа. В эпиграфе урока сказано, что они стали «жертвой, даже когда избежали пуль…». Жертвами чего стали три товарища?
Ответ.
Три товарища стали жертвами зла, которое, к сожалению, существует в этом мире. Война, жестокая действительность, болезни, смерть – это составные части зла.
Вопрос к «аналитикам».
- Герои стали жертвами зла, значит, их можно назвать побеждёнными? Вы с этим согласны?
Ответ.
Нет. Потому что, к счастью, не исчезли, не погибли в той бойне добро и нежность, сочувствие и любовь. Герои сохранили эти качества. Они остались ЛЮДЬМИ. Поэтому они победители.
Вопрос к «психологам»:
- В 90-е годы ХХ века в России был снят фильм по мотивам романа «Три товарища», называется он «Цветы от победителей», действие условно перенесено в Россию конца ХХ века. Как вы думаете, обосновано ли такое «перемещение во времени», актуальна ли эта тема для нашего времени?
Ответ.
«Перемещение во времени» обосновано, т.к. в истории бывшего СССР была «интернациональная миссия» в Афганистане, в 90-е годы началась чеченская кампания. Парни, выжившие в этих «кампаниях» тоже столкнулись с жестокой действительностью, в которую им нелегко было вернуться.
Это произведение значимо и лично для каждого из нас, т.к. поднимаются проблемы вечных человеческих ценностей.
Вопрос к «экспертам».
- Ремарк говорил о том, что на его писательское мастерство повлияли русские писатели: Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Антон Чехов. Можете ли вы на примере романа доказать это утверждение?
Ответ.
Традиции Толстого проявляются в неприятии и осуждении войны как антигуманного явления.
Чехов умел кратко говорить о многом и важном, у Ремарка тоже краткое повествование наполнено глубоким смыслом.
Ремарк развивает мысль Достоевского о том, что красота спасёт мир. Ярким примером является эпизод, когда Робби в театре размышляет о настоящей красоте и любви.
VII. Рефлексия
1. Формулировка вывода по ключевым вопросам урока
( ученики самостоятельно записывают в тетрадь, один зачитывается вслух)
Примерный ответ: Герои, как и сам автор, жертвы войны. Целое поколение «потерялось» в послевоенной жизни. Поэтому в их душе поселились бессилие, отчаяние, безразличие, но всё же герои верны своему кодексу чести. Значит не всё ещё в жизни потеряно. У них есть право на будущее.
Это произведение будет актуально, пока в этом мире будет царить зло, несправедливость. Только люди, у которых есть свой «кодекс чести», способны противостоять этому.
2. Взаимооценивание в группах с комментариями учителя (оценки выставляются на листе самооценивания, ученики сравнивают с предварительным оцениванием).
VIII. Домашнее задание (выбрать одно из заданий):
1) написать сочинение – рассуждение « Что такое любовь»;
2) зная дальнейшие события мировой истории 30-40-х годов ХХ века, предположите, как сложится судьба героев;
3) выписать из романа размышления о счастье, жизни, любви, которые вам импонируют.
Заключительное слово учителя.
Обратите внимание, после названия темы урока стоит многоточие, значит что-то осталось недосказанным, мысль не закончена. Давайте закончим эту мысль: « Человека нельзя победить… ( пока у него есть настоящие друзья, он верен своему кодексу чести, пока душа способна на искренние глубокие чувства). Какой знак вы поставите в конце этого утверждения?
Роберт в конце романа чувствует себя опустошённым: погиб Ленц, умирает от тяжёлой болезни Пат, продан «Карл», но герой остаётся не один. Остался Отто Кестер – друг, настоящий и преданный. У них есть свой кодекс чести – значит, их нельзя победить. Значит, жить не так уж и страшно. И искать дороги к жизни легче вдвоём. Жизнь продолжается!.. Эмоциональный финал: видеоклип «Жизнь».
Скачать Урок по роману Ремарка "Три товарища". Литература 11 класс
Очень хороший подробный конспект урока, грамотно спланированная работа в группах, которая позволяет охватить максимально текст этого замечательного романа, хороший итог урока, прослеживаются межпредметные связи, продуманное домашнее задание. Удачи вам!