Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы, 10 класс. Духовный мир главных героев романа Толстого "Война и мир"

Урок литературы в 10 классе. Духовный мир главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сложность жизненного пути и поиска смысла жизни (2 часа)
Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.
Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок художественного восприятия произведения.

Высшая задача таланта — своим произведением
дать людям понять смысл и цену жизни.
В. О. Ключевский

Честь – это высшая совесть, а совесть – это внутренняя честь.
А. Шопенгауэр

Как просто умереть красиво, как нелегко красиво жить.
А. Городницкий
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний

Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»
- Считаете ли вы необходимым изучение романа Л. Н. Толстого в наши дни? Какую пользу может извлечь из романа современная молодёжь?
- Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л. Н. Толстого?
- Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой показывает процесс внутренней жизни не всех героев. Чем вы можете это объяснить?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя. Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет,— «величайший роман в мире»,— я выбрал бы “Войну и мир”». В романе «Война и мир» сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые значительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической ли-тературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие «опоры» русского национального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёхтомная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры «золотого века»… (обращение к эпиграфам)
ІV. Работа над темой урока
1. Лекция учителя с элементами беседы
«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…»,— писал Л. Н. Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жизненный
путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и отразил в судьбах своих героев. Любимые и близкие герои Толстого — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, ищущие свой путь в жизни. У каждого из них свой трудный путь духовных исканий. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.
Поэтому в романе (да и в других произведениях писателя) многое строится на антитезе. Это один художественных принципов повествования писателя.В романе «В.и М.» главным контрапунктов является противопоставление «жизни настоящей» и «жизни ложной». Героев романа можно разделить на тех, кто живёт «жизнью настоящей» и тех, кто живёт «жизнью ложной». Как вы распределите их?
Что вкладывает писатель в это понятие – «настоящая жизнь»?
Непременное условие жизни настоящей – это раскрепощенность человека, его умение всегда и во всём оставаться самим собой. Все герои проходят испытание на право быть «Человеком». Но выдерживают его далеко не все. Только те из них, кто совершает ошибки и мучается этим, кто знает порывы ввысь и губительные падения; ищущие, думающие, сомневающиеся герои – живут настоящей жизнью. Сам автор писал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». В этих слова Л.Н. Толстой определил нравственный кодекс жизни своих героев.
Если у Тургенева герои проходят «испытание любовью», то у Толстого – «испытание нравственого кодекса». Для изображения «глубины» такого испытания, автор погружает нас в «диалектику души» своих героев, т.е. в психологию действующего лица, имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. ( его взлёты и падения, открытия и разочарования, столкновения мысли и чувства). Так назвал Н. Г. Чернышевский особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев.
Приёмы проникновения в «диалектику души»:
- внутренний монолог героя (размышления, внутренняя речь, его думы);
- диалоги (взаимопонимание – противоборство мыслей и чувст);
- пейзажные зарисовки (символ взлёта или разочарования гл.героев);
- сложный синтаксический строй предложения.
2. Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея, Пьера Безухова (в группах)
Задания для групп
«Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.
«Наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для создания и развития образа Андрея Болконского. (T. І, ч1. гл. I-VI., XXIII, XXV. Ч2 гл.III, XIII. Ч3 гл.XII. XV,XVI.
T.II ч.1. гл.VII-IX, ч.2 гл. VIII-IX, X-XIV, ч.3 гл.II-III. ,XIV-XVII, XX-XXIV.
T.III ч2, гл.XXIV-XXV, XXXIV-XXXVII ч3 гл.XXX-XXXII. T.IV ч1 гл.XIV-XVI)
«Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.
«Наблюдатели». Определите авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера Безухова.( T.І, ч1. гл. I-VI., XXI, ч2. глI-II,
T.II ч.1 гл. IV-VI, ч2. Гл.I-V, X-XIV, ч5, Гл. XIX-XXII,
T.III ч2, гл.XIX-XXV, XXX-XXXII, ч3 гл.VIII-IX, XXVII-XXIX, XXXIII-XXXI,
T.IV ч1 гл.IX-XXII, ч2 гл. XI-XIII, ч3. Гл. XII-XV, ч4 Гл.XII-XX, Эпилог ч1. Гл.X-XIV)
2. Презентация результатов творческих работ представителями групп
3. Выводы как результаты работы групп
(Формулируются коллективно с помощью учителя.)
Духовная красота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего
народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и А ндрей внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идёт к добру и правде своим путём. Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни — отражение внутренней борьбы в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, дол-
жен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие — душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Толстой показывает, что какими бы
разными путями ни шли лучшие представители высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни — в единении с народом, в любви к народу.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного
приёма «Микрофон»
- Как вы думаете, что понимает Л. Н. Толстой под «отрицательным счастьем»? (Вспомните, как Пьер в плену понял эту мысль князя Андрея.)
- Как объяснить, что рассказ о судьбах героев в эпилоге завершается словами Николеньки Болконского: «А дядя Пьер! О, какой чудный человек! А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…»?
- Что ценит Л. Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?
- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Л. Толстого, вы можете назвать?
2. Заключительное слово учителя
— Справедливо мнение Василия Ключевского о том, что «высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…» (Обращение к эпиграфу урока.)
На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло.
Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть в себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей и Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, Марья Болконская, являющие собой лучших людей, рождённых в благородных русских дворянских семьях, чётко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества.
VI. Домашнее задание
1. Перечитать материалы лекции.
2. Выучить наизусть один из отрывков ( «Небо Аустерлица», «Старый дуб» ).
3. Индивидуальные задания:
1) подготовить развёрнутое сообщение на тему:
- «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Картины войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Смысл противопоставления образов Котузова и Наполеона.
Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15–16).
Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33).
Картины войны(т. 3, ч. 2, гл. 20–22).
2) Подготовиться к характеристике женских образов романа (Наташа, Марья в сравнении с Элен).
Наташа:
Портрет, именины, разговор о любви ( т.1, ч1., гл. 8,16; ч.3 гл.6)
«Первый бал Наташи»: т. 2, ч. 3, гл. 15–17)
(Эпизод «Наташа у дядюшки»: т. 2, ч. 4, гл. 7)
Наташа и Элен (Т. 2, ч. 4, гл. 12–13)
«Наташа в период духовного кризиса»: т. 3, ч. 1, гл. 17
передача подвод раненым? Т. 3, ч. 4, гл. 16
Наташа и раненный Андрей? (Т. 4, ч. 4, гл. 31–32)
после смерти Пети? (Т. 4, ч. 4, гл. 2)
«Семейное счастье»: эпилог, ч. 1, гл. 10–12
Марья:
( т.1, ч.1 гл. 22, 25, ч.3 гл. 3-5;
т.2, ч.5 гл. 2-4, т.3, ч.2 гл.9-14,
т.4 ч.1, гл. 6-8,14-16, ч.4 гл.1-3, т.4. эпилог ч.1 гл.5-9)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова Семья в романе Толстого "Война и мир" Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Дидактические материалы по литературе, 10 класс

Похожие статьи:

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание»», 10 класс

Урок литературы, 10 класс. Сочинение по драме «Гроза». Конспект

Урок литературы, 10 класс. Наташа Ростова

Конспект урока русского языка. Обобщения по теме "Местоимение", 6 класс | Урок по роману Ремарка "Три товарища". Литература 11 класс
Опубликовано: 1596 дней назад (13 января 2018)
Просмотров: 7035
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!