Конспект урока по литературе «Особенности русского национального характера в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Цель: анализ повести, позволяющий раскрыть её идейно - художественное своеобразие. Задачи: научить учащихся поиску ключевых слов, позволяющих понять произведение;
развить навык вдумчивого прочтения художественного произведения;
воспитать чувство патриотизма.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас её святых и праведников». Его «праведники - маленькие великие люди».
М. Горький.
Творчество Николая Семёновича Лескова - одно из ярких и самобытных явлений русской литературы 19 века.
В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях.
Творческая манера Лескова необычна, самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяющий писателя среди других художников 19 века.
В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не теряет надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.
Что это был за человек, откуда он черпал материал для произведений, расскажет один из учащихся.
Ваша задача не просто слушать доклад, но и письменно ответить на вопрос: Какова основная тема творчества Лескова, и где он брал материал для творчества.
3. Сообщение учащегося о биографии Н. С. Лескова.
4. Слово учителя.
Итак, ответьте на поставленный вопрос. (Ответы учащихся).
Теперь обратимся к повести «Очарованный странник», но для начала вспомним особенности жанра повесть, (запись в тетради)
Повесть - это эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне.
Характеристика главного героя дана уже в заглавии повести.
Очарованный - тот, кого околдовали.
Странник - человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.
Праведник - 1. Верующий человек, который живёт праведной жизнью.
2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали. Наша задача - проанализировать повесть «Очарованный странник» и выделить те черты русского национального характера, которые заметил и отразил сам автор, причём как положительные, так и отрицательные.
В процессе работы мы заполним таблицу:
1. Положительные черты характера.
2. Отрицательные
5. Беседа по содержанию повести «Очарованный странник».
1. Внешность героя нередко определяет отношение к нему. Это - тоже средство характеристики. Посмотрим, каким предстаёт главный герой.
- чтение отрывка из 1 главы.
Выделим ключевые слова: человек огромного роста с открытым лицом, интересный, лет за 50, богатырь, человек, много видевший.
- чтение 2 главы.
2. Чем занимался Иван Северьянович?
3. Сам ли он выбрал своё призвание?
4. Как крепостное право повлияло на формирование судьбы Флягина?
5. Однажды Иван Северьянович, будучи маленьким, послужил причиной смерти монаха, и этот монах пришёл к нему во сне и сказал, что мама обещала его при рождении Богу. Но Иван Северьянович не поверил сну и не был готов идти в монастырь. И было ему предсказание, что много раз он будет на краю смерти, но не погибнет, пока не придёт в монастырь.
Итак, как дальше сложилась его судьба, и какие черты характера были сформированы.
- чтение отрывка из 2 главы.
6. Какие же четы характера проявил Иван Северьянович в этом эпизоде?
Смелость, отвага, умение быстро принимать решение.
- чтение отрывка из 4 главы.
7. Что послужило причиной того, что Иван Северьянович стал разбойником?
8. Как можно прокомментировать поступок героя? Непримиримость, поддаётся чужому влиянию.
9. Что можно сказать о герое?
Импульсивный, азартный, умеет приспособиться к любой жизненной ситуации, не унывает.
- чтение отрывка из 9 главы.
10. Как характеризуется герой в данном эпизоде? Свободолюбие, находчивость.
Обретя свободу, Иван Северьянович работает на рынке, помогая подбирать лошадей покупателям. Один князь предложил ему служить конэсером.
- чтение отрывка из 10 - 18 глав.
11. Как себя ведёт Флягин, общаясь с хозяином? Непринуждённо, без страха.
-чтение 13 главы.
12. Умеет ли Иван Северьянович ценить женскую красоту? В чём отличие его оценки и оценки князя?
Умеет искренне ценить красоту, не измерять её деньгами, сострадать, служит причиной смерти цыганки.
После трагической смерти цыганки, причиной которой невольно послужил Иван Северьянович, он решил сдаться властям. Но по пути встречает пожилую семейную пару, у которых забирают в солдаты единственного сына. Флягин решил идти вместо него, пожалев стариков.
- чтение отрывков из 19 главы.
13. Как себя ведёт герой, попав на войну?
14. Почему он признаётся в убийстве?
Смелый, отчаянный, способный на самопожертвование.
6. Подведение итогов.
Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось, какие черты характера русского человека нам
удалось выделить
1. Человек огромного роста с открытым лицом, интересный, лет за
50,богатырь, человек, много видевший. Смелый, отважный, умеет быстро
принимать решение . Умеет приспособиться к любой жизненной ситуации, не унывает. Свободолюбие, находчивость. Непринуждённость, бесстрашие. Способен на самопожертвование.
2. Поддаётся чужому влиянию. Импульсивный, азартный. Уходит в запои,
послужил причиной гибели нескольких людей. Непримиримый.
Можно ли сказать, что именно о таких героях, как Иван Северьянович Флягин говорит М. Горький в высказывании, которое мы взяли в качестве эпиграфа к уроку?
Напишите сочинение миниатюру «Русский богатырь Иван Флягин»
Чтение и обсуждение работ учащихся.
Таким образом, Н.С.Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на помощь нуждающимся, любовь к своему народу. Родине. Это основные черты русского национального характера.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»