Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект литературного вечера для старшеклассников. Жизнь и творчество Распутина

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству В.Г. Распутина
Цели: углубить знания учащихся о творчестве и личности В. Г. Распутина,
показать высокую гражданственность, самобытность его творчества
На примере творчества В. Г. Распутина воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.
Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.
Оформление: выставка книг В.Г. Распутина, иллюстрации учащихся к его произведениям
Столы можно составить буквой «П», в центре на столике цветы. Необходимо пространство для инсценировок.
Ход вечера.
Звучит музыка Листа «Шум леса». На экране слайды. Выходят ведущие.
1 ведущий: Саша
До сих пор ходят глупые сказки,
Что Сибирь – де без солнца, без ласки,
До сих пор ходят басни досужие,
Что Сибирь знаменита лишь стужею.
Мол метели там песни заводят,
Да медведи по улицам бродят.
До сих пор ещё часто при встрече
Спросит, ахая, житель столичный:
- Из Сибири? Да что вы? Далече!...
Глухомань вам неужто привычна?

2 ведущий: Настя
Да, Сибирь далеко от столицы,
Да, здесь вьюга неделями злится,
Да, садами наш край еще беден,
Да, в тайге есть, конечно, медведи,
Но медвежьим одним лишь невежды
Край сибирский считают, как прежде!

3 ведущий: Эмине
А какие тут дивные вёсны!
А какие тут звонкие сосны!
Тихо кедры мохнатые дремлют,
Разбежались цветы по увалам.
Поглядишь – не поверишь: на землю
Словно радуга с неба упала.

1 ведущий: Саша
Но богат наш сибирский край, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин.
(Ведущие уходят)
На экране – портрет Распутина.
1 группа рассказывает о детстве писателя.

Али К.: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.

Надя И.: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем. «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, ей забот, сколько помню, всегда хватало».

Эмир А.: Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, полуголодной. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.

Асан Х.: Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».
О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чём думал, чем занимался, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»

Инсценировка эпизода из рассказа «Уроки французского»
Белял: (После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.
Вика: - Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она.
Белял: Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:
Али М.: - Правда.
Вики: - Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.
Вика: - Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?
Али М.: - Вы... выигрываю.
Вика: - Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?
Белял: В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.
Вика: - Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
Али: - Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
Вика: - И больше не играешь?
Али: - Нет.
Вика: - А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
Али: - Покупаю молоко.
Вика: - Молоко?
Белял: Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?
Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.
Вика: - И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Лидия Михайловна. - Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись? Белял: Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:
Али: - Можно.
Белял: Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками. )

Звучит музыка. Выходят ведущие.
1 ведущий. Саша
Родной сибирский говорок,
Как тёплый лёгонький парок
У губ, когда мороз под сорок.
Как омуль, вымерший почти,
Нет-нет он вдруг блеснёт в пути
Забытым всплеском в разговорах.

2 ведущий. Настя
Родной сибирский говорок,
Меня ты, паря, уберёг
От всех прилизанных речей
Из гладких ровных кирпичей,
Где нет наличников резных
И голубятен озорных,
Как над тобой, моя изба.
Как над тобой, моя судьба.

3 ведущий. Эмине
Я был во всём огромном мире
Послом не чьим-нибудь – Сибири,
Хоть я совсем не дипломат.
И до конца – в ответ наветам –
Сибирским буду я поэтом,
А тот, кто мне не верит в этом,
Что ж – тот ничо не понимат.

1 ведущий. Саша
Как же начинался писатель Распутин?
2 группа. Становление писателя.
1 ученик.
«По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году», - говорит Распутин в одном из интервью.

2 ученик.
Будучи журналистом, Распутин написал две книжки очерков о людях современной Сибири, её стройках – Братской, Саяно-Шушенской ГЭС, дороге Абакан – Тайшет.
3 ученик.
Читателям всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя. Вот что говорит о своей работе Распутин: « Начинаю писать тяжело – страница-полторы в день. Чаще всего не знаю, что будет в следующей главе. Постепенно материал проясняется, впереди брезжит финал повествования, я уже представляю, как к нему подобраться, и тогда пишу очень много, часто не хватает дня. Пишу карандашом, к сожалению, очень мелко, приходиться потом самому перепечатывать написанное»

4 ученик.
Много сейчас говорят о языке повестей Распутина. Читателей радует его свежесть, образность, неповторимость. Валентин Григорьевич как-то сказал: «Не сочтите за нескромность, но я считаю, что языку, каким пишут «деревенские» писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя. Этот язык принадлежит им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы – это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки»

5 ученик
Вот некоторые сибиризмы Распутина.
Шпарить – быстро, энергично говорить
Пошвыркать – похлебать
Вякать – болтать, говорить
Непогодье – плохая погода, ненастье
Тюкать – несильно ударять
Хлюзда – плут, обманщик
Притайка – то, что спрятано
Обутка – обувь
Драть – убегать
Дикламация стихотворений, посвящённых В.Г. Распутину учениками:
Пётр Реутский.
СРЕДИ ЗИМЫ.

Валентину Распутину.
Я весь в долгах, не утаю.
Они кругом, я ими маюсь.
Как мало людям отдаю
И очень много занимаю.
Я занимаю доброту,
Пусть тот заём ещё продлится.
По белу свету побреду,
Чтоб добротою поделиться.
Я обойду знакомых всех,
Спрошу, кому и сколько должен.
И знаю, кто-то скажет: «Дожил»,
И выдворит в ночи на снег.
Замёрзну я среди зимы.
Ну что ж, как нам диктует старость,
И это надо брать взаймы,
Чтоб в людях меньше зла осталось.
Приняв, его я не отдам
Друзьям или кому другому.
Скорей проклятию предам,
Чем отнесу к чужому дому.
Знакомы мне и грусть и смех,
Добро и зло.
Но больше в свете
Тех, кто как близкого приветит,
Не отошлёт в ночи на снег.

Василий Козлов
СТАРУХА.

В.Распутину.
Хлопотала. Копошилась.
Вынесла немало бед…
Даровала божья милость
Этой бабе сотню лет.
Вмете с солнцемпросыпалась,
Молча солнцу улыбалась,
И крестилась на восход.
Больше как-то всё молчала,
Ну а если и ворчала,
Не от сердца, от забот.
В день единый отстрадала-
Не оставила хлопот.
И ушла в небытиё,
Словно не было её.
Посреди светёлки тесной-
Гроб, одетый в цвет небесный,
Сыновья толпятся, внуки.
«Попрощайся подойди…»
И лежат сухие руки,
Днём впервые эти руки
Отдыхают на груди
Выходят ведущие.
1 ведущий. Саша
Мечтою чуть не каждый ныне
Стать дворянином обуян –
В архивной утопает тине,
А я горжусь, что из крестьян!
И я горжусь, что наши деды
Растили хлеб, а в дни войны
С мечом шагали до Победы,
Не посрамив родной страны.

2 ведущий. Настя
Ну кто вот так ещё до боли
Любил свой васильковый край?
Они сначала вспашут поле,
Потом уж соберутся в рай.
Хотелось бы поймать жар-птицу,
Чтоб стала жизнь светлей кругом,
И разве кто на заграницу
Из них сменял бы отчий дом?!

3 ведущий. Эмине
Не зря в душе растёт тревога:
Заполонил поля бурьян.
Дворян в России стало много,
Зато поди найди крестьян.

3 группа. Вечные и современные проблемы в творчестве писателя.
1 ученик. Майре
От любви к малой родине берут истоки все книги Распутина. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. У Распутина Матёра – и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадал в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый посёлок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи обливалась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это родина её предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.

2 ученик.
Подобная участь постигла и село Аталанка, с которой связаны детские годы Распутина. Его перенесли на другое место. В новую Аталанку переехала мать писателя. Но можно ли на новое место перенести прежний жизненный уклад? Оказалось, что нет. Ведь совершился не просто переезд. Людям пришлось менять ремёсла. Рукотворные моря лишили их привычного уклада. Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина. В землю тоннами вбухивали удобрения, но они мало помогали. Вот почему стали меняться нравы.

3 ученик.
После публикации повести Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться – нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому – спасению Земли, жизни, полезных традиций – посвящено практически всё творчество и вся общественная деятельность писателя.

4 ученик.
Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие. Она подкреплена конкретными делами: борьбой за Байкал, стремлением сохранить исторические облики российских городов, возвращением древним центрам страны прежних названий.
Звучит музыка. Загорается яркий свет. Вечер заканчивается.
Скачать Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству В.Г. Распутина

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий литературного вечера для старшеклассников к 100-летию со дня смерти Толстого Перевод пьесы А. Пратова с узбекского языка. Мужество и верность Сценарий городской краеведческой игры для школьников 5-7 класса Сценарий литературного вечера в колледже с презентацией. А. А. Блок и его творчество

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Творчество Шолохова

Кукольный спектакль для школьников по мотивам книги Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Литературный праздник «Наш Пушкин». Сценарий для школьников

Инсценировки по произведениям Пушкина, 9-10 класс

Внеклассное мероприятие для школьников 9-10 класса. В гостях у поэта. Сергей Есенин»

Сценарий литературной гостиной для старшеклассников «Поэзия серебряного века» | Конспект литературной гостиной для старшеклассников. Жизнь и творчество Симонова
Опубликовано: 2541 день назад (11 января 2018)
Просмотров: 1787
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!