Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий литературной гостиной для старшеклассников «Поэзия серебряного века»

Литературная гостиная для учащихся старших классов «Поэзия серебряного века»
Оборудование: три стола, оформленные в стиле каждого направления, поверх них ткань: светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая; подсвечники; таблички с назва-нием направлением для столиков; пригласительные билеты с именами поэтов; порт-реты поэтов; проектор, экран, компьютер, музык. сопровождение, презентации, ви-деоряд.
Гости и участники собираются в зале.
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века!

Ведущий 1: Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произве-дения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли лите-ратурными салонами.

Ведущий 2: Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в « тот мир очарований, в тот мир из серебра».

Ведущий 1: Да, загадочный серебряный век. Знаешь, каким я его всегда представ-лял? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, се-ребряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса зву-чали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие.

Ведущий 2: Серебряный век – это конец 19 - начало 20 века. Рубеж веков! Само понятие «Серебряный век» является весьма условным. Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.

Ведущий 1: Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Они были очень разными поэты серебряного века.

Ведущий 2: Вслушаемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разъединяло их.

Ведущий 1:
Обратите внимание на пригласительные билеты, которые лежат перед вами, на фамилии поэтов. Назовите их.
1 столик.
Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмит-рий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Аннен-ский.
2 столик.
Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельш-там, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).
3 столик.
Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гу-ро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.

Ведущий 2: Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литера-турной группировке; появились новые литературные направления. (акмеизм, сим-волизм, футуризм).

Ведущий 1: Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в про-шлом, футуризм смело смотрит в будущее.

Ведущий 2: Символисты на сцене.

Ведущий 1: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.
Выходит Блок (Бекиров Нуриддин)

Блок: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Чтец 1: Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.

Чтец 2: Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.

Чтец 3: Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что другой не видал.

Чтец 4: Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой сколько хватит рук.
И льется аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.

Ведущий 2: Благодаря символистам поэтической эмблемой Серебряного ве-ка стало стихотворение А.Блока «Незнакомка»:
Курманов Артур
Чтец 5: Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Ведущий 1. Константин Бальмонт был одним из ярчайших представителей симво-лизма. Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записы-вать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От со-звучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума па-дающий с крыши капель; стихотворение «В столице» — от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи.
На сцене появляется Бальмонт ( слегка рыжеватый, с большими быстрыми глаза-ми, высоко поднятой головой, высокие прямые воротнички, бородка клинышком )

Бальмонт: Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я-для всех и ничей ...
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих.

Ведущий 2: А сейчас встречайте, Зинаида Гиппиус. Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки.

Гиппиус: Изнемогаю от усталости.
Душа изранена, в крови ...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идем - неведомо куда.
И ноша наша, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей ...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.

Ведущий 1: Превыше всех искусств символисты ставили музыку, так как именно музыка, по их мнению, ближе всего к тайнам человеческой души.

Музыкальная пауза Фортепиано: Велюлаева Сусанна 6-В.

Ведущий 2. Приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петер-бурге «Бродячая собака». Здесь собирались поэты-акмеисты.

Ведущий 1. Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от симво-лического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусто-ронним миром. У акмеистов тоже была своя программа.

Ведущий 2. У истоков акмеизма стоял поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой. Я приглашаю сюда талантливейшую поэтессу, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова.

Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.

Ведущий 1. Дружбу с А. Ахматовой и Н. Гумилёвым самой главной удачей в жиз-ни считал Осип Мандельштам.
Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В черном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?

Ведущий 1. Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм. Сейчас бу-дут выступать футуристы. Для русского футуризма характерны: бунтарство, выра-жение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.

Ведущий 2. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные пуб-личные выступления участников движения.

Ведущий 1. Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский.

На сцену выходят Маяковский – в жёлтой рубашке. в цилиндре на затылке,
Темиров Тимур
Маяковский: Пока вы выкипячиваете,
Рифмами пиликая,
Из любвей и соловьев
Какое-то варево,
У лица корчится
Безъязыкая,
Ей нечем кричать
И разговаривать.
(Обращаясь к залу)
Выньте, гулящие,
Руки из брюк,
Берите камень,
Нож или бомбу,
А если у которых нету рук
Пришел чтоб и бился лбом бы.

Ведущий 1. Господа предлагаю немного отвлечься и отдохнуть в следующем кон-курсе «Танец на газете» Несколько участников конкурса по¬лучают одну газету и кладут на пол. Под быструю фонограмму (рок-н-ролл, твист, чарльстон) в течение одной минуты они танцу¬ют на газете и стараются разорвать ее на как можно большее ко¬личество частей. По окончании времени подсчитывается количество клочков газеты и определяется победитель.

Ведущий 2. На ваших табличках с именами поэтов каждого направления вы не увидите имена великих поэтов Сергея Есенина и Марины Цветаевой.

Ведущий 1. Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направ-лений. Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.

Звучит песня и презентация «Мне нравится, что Вы больны не мной…» (стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева).

Ведущий 1. Сергей Есенин. Его поэзия выражает горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Ведущий 2. Перед нами поэт Максимилиан Волошин, который был не просто та-лантливым поэтом, незаурядным художником, но и оригинальной личностью.

Волошин.
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер на диван лягу я в мансарде темной.
И напомнят мне оне
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И извилистый ствол оливы.
Вечер в комнате простой,
Силуэт седой колдуньи
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий, и живой.

Ведущий 2. Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Ника-кого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить.

Ведущий 1. Серебряный век эмигрировал – в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Чудный серебряный век подарил нам много талант-ливых поэтов.
На экране показывают видеофильм «Серебряный век».
Скачать Сценарий литературной гостиной «Поэзия серебряного века»

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра для 11 класса на тему Булгаков Литературная гостиная для старшеклассников Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса Перевод пьесы А. Пратова с узбекского языка. Мужество и верность

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Творчество Шолохова

Кукольный спектакль для школьников по мотивам книги Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Литературный праздник «Наш Пушкин». Сценарий для школьников

Инсценировки по произведениям Пушкина, 9-10 класс

Внеклассное мероприятие для школьников 9-10 класса. В гостях у поэта. Сергей Есенин»

Конспект урока русского языка на тему "НЕ с именами прилагательными», 6 класс | Конспект литературного вечера для старшеклассников. Жизнь и творчество Распутина
Опубликовано: 1415 дней назад (11 января 2018)
Просмотров: 7310
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!