Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий литературной гостиной для старшеклассников «Поэзия серебряного века»

Литературная гостиная для учащихся старших классов «Поэзия серебряного века»
Оборудование: три стола, оформленные в стиле каждого направления, поверх них ткань: светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая; подсвечники; таблички с назва-нием направлением для столиков; пригласительные билеты с именами поэтов; порт-реты поэтов; проектор, экран, компьютер, музык. сопровождение, презентации, ви-деоряд.
Гости и участники собираются в зале.
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века!

Ведущий 1: Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произве-дения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли лите-ратурными салонами.

Ведущий 2: Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в « тот мир очарований, в тот мир из серебра».

Ведущий 1: Да, загадочный серебряный век. Знаешь, каким я его всегда представ-лял? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, се-ребряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса зву-чали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие.

Ведущий 2: Серебряный век – это конец 19 - начало 20 века. Рубеж веков! Само понятие «Серебряный век» является весьма условным. Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.

Ведущий 1: Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Они были очень разными поэты серебряного века.

Ведущий 2: Вслушаемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разъединяло их.

Ведущий 1:
Обратите внимание на пригласительные билеты, которые лежат перед вами, на фамилии поэтов. Назовите их.
1 столик.
Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмит-рий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Аннен-ский.
2 столик.
Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельш-там, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).
3 столик.
Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гу-ро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.

Ведущий 2: Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литера-турной группировке; появились новые литературные направления. (акмеизм, сим-волизм, футуризм).

Ведущий 1: Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в про-шлом, футуризм смело смотрит в будущее.

Ведущий 2: Символисты на сцене.

Ведущий 1: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.
Выходит Блок (Бекиров Нуриддин)

Блок: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Чтец 1: Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.

Чтец 2: Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.

Чтец 3: Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что другой не видал.

Чтец 4: Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой сколько хватит рук.
И льется аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.

Ведущий 2: Благодаря символистам поэтической эмблемой Серебряного ве-ка стало стихотворение А.Блока «Незнакомка»:
Курманов Артур
Чтец 5: Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Ведущий 1. Константин Бальмонт был одним из ярчайших представителей симво-лизма. Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записы-вать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От со-звучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума па-дающий с крыши капель; стихотворение «В столице» — от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи.
На сцене появляется Бальмонт ( слегка рыжеватый, с большими быстрыми глаза-ми, высоко поднятой головой, высокие прямые воротнички, бородка клинышком )

Бальмонт: Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я-для всех и ничей ...
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих.

Ведущий 2: А сейчас встречайте, Зинаида Гиппиус. Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки.

Гиппиус: Изнемогаю от усталости.
Душа изранена, в крови ...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идем - неведомо куда.
И ноша наша, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей ...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.

Ведущий 1: Превыше всех искусств символисты ставили музыку, так как именно музыка, по их мнению, ближе всего к тайнам человеческой души.

Музыкальная пауза Фортепиано: Велюлаева Сусанна 6-В.

Ведущий 2. Приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петер-бурге «Бродячая собака». Здесь собирались поэты-акмеисты.

Ведущий 1. Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от симво-лического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусто-ронним миром. У акмеистов тоже была своя программа.

Ведущий 2. У истоков акмеизма стоял поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой. Я приглашаю сюда талантливейшую поэтессу, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова.

Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.

Ведущий 1. Дружбу с А. Ахматовой и Н. Гумилёвым самой главной удачей в жиз-ни считал Осип Мандельштам.
Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В черном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?

Ведущий 1. Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм. Сейчас бу-дут выступать футуристы. Для русского футуризма характерны: бунтарство, выра-жение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.

Ведущий 2. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные пуб-личные выступления участников движения.

Ведущий 1. Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский.

На сцену выходят Маяковский – в жёлтой рубашке. в цилиндре на затылке,
Темиров Тимур
Маяковский: Пока вы выкипячиваете,
Рифмами пиликая,
Из любвей и соловьев
Какое-то варево,
У лица корчится
Безъязыкая,
Ей нечем кричать
И разговаривать.
(Обращаясь к залу)
Выньте, гулящие,
Руки из брюк,
Берите камень,
Нож или бомбу,
А если у которых нету рук
Пришел чтоб и бился лбом бы.

Ведущий 1. Господа предлагаю немного отвлечься и отдохнуть в следующем кон-курсе «Танец на газете» Несколько участников конкурса по¬лучают одну газету и кладут на пол. Под быструю фонограмму (рок-н-ролл, твист, чарльстон) в течение одной минуты они танцу¬ют на газете и стараются разорвать ее на как можно большее ко¬личество частей. По окончании времени подсчитывается количество клочков газеты и определяется победитель.

Ведущий 2. На ваших табличках с именами поэтов каждого направления вы не увидите имена великих поэтов Сергея Есенина и Марины Цветаевой.

Ведущий 1. Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направ-лений. Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.

Звучит песня и презентация «Мне нравится, что Вы больны не мной…» (стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева).

Ведущий 1. Сергей Есенин. Его поэзия выражает горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Ведущий 2. Перед нами поэт Максимилиан Волошин, который был не просто та-лантливым поэтом, незаурядным художником, но и оригинальной личностью.

Волошин.
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер на диван лягу я в мансарде темной.
И напомнят мне оне
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И извилистый ствол оливы.
Вечер в комнате простой,
Силуэт седой колдуньи
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий, и живой.

Ведущий 2. Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Ника-кого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить.

Ведущий 1. Серебряный век эмигрировал – в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Чудный серебряный век подарил нам много талант-ливых поэтов.
На экране показывают видеофильм «Серебряный век».
Скачать Сценарий литературной гостиной «Поэзия серебряного века»

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра для 11 класса на тему Булгаков Литературная гостиная для старшеклассников Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса Перевод пьесы А. Пратова с узбекского языка. Мужество и верность

Похожие статьи:

Мероприятие для старшеклассников «Творчество Ахматовой». Конспект

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Ахматовой

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. Творчество Шолохова

Кукольный спектакль для школьников по мотивам книги Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Литературный праздник «Наш Пушкин». Сценарий для школьников

Конспект урока русского языка на тему "НЕ с именами прилагательными», 6 класс | Конспект литературного вечера для старшеклассников. Жизнь и творчество Распутина
Опубликовано: 2294 дня назад (11 января 2018)
Просмотров: 11778
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!