Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Культура речи педагога дошкольного образования

О культуре речи педагога для воспитателей
Автор: Пуларгина Олимпиада Петровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 186» г. о. Самара.
Описание материала: Статья предназначена для повышения культуры речи воспитателей детских садов.
Цель: повышение профессионализма воспитателей, работающих с дошкольниками.
Какие бы реформы ни происходили в системе дошкольного образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – воспитателе детского сада. Именно он реализует основные инновации в образовании. Профессионализм педагога сегодня рассматривается как условие достижения современного качества образования. И непременной составляющей его профессионализма является речь, интегративный показатель общей культуры человека.
Однако в последнее время наблюдается заметное снижение уровня речевой культуры общества.
Печатные и эфирные СМИ, не контролируемые цензурой, в значительной степени «расшатали» языковые нормы, «растворили» их в сплошном потоке нарушений.
Приверженность штампам, немотивированные заимствования, жаргонная лексика, словесная отрава, языковой смок – вот далеко не полный перечень современной языковой ситуации. Иными словами, речевая деградация – проблема всероссийского масштаба.
Становится очевидным, что русский язык – «национальное достояние», «душа народа» - нуждается в защите, причем на государственном уровне.
Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин на совместном заседании Советов по межнациональным отношениям и по русскому языку отметил, что в вопросах реализации языковой политики недопустим отраслевой, ведомственный подход. Вопрос защиты, развития языка - одно из приоритетных направлений деятельности государства.
Особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества принадлежит педагогу.
Нет необходимости доказывать, что речь современного воспитателя должна быть эталоном грамотности, нормированного произношения.
Слово – основное орудие воспитателя, инструмент, с помощью которого он учит и воспитывает детей. И чем лучше педагог владеет этим инструментом, тем более результативно его воздействие на ребенка.
Большое значение имеет наличие в ближайшем окружении ребенка правильных речевых образцов. Воспитатель должен помнить, что пренебрегая языковой репутацией, считая культуру речи чем-то второстепенным, он автоматически переводит себя в разряд некомпетентных людей, а значит, не владеющих в полной мере профессией.
Иногда воспитатель, блестяще формирующий методическую ситуацию на занятии, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями.
Речевые ошибки, иногда позволительные в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной речи, тем более там, где говорит представитель речевой профессии – педагог.
К сожалению, нередки случаи, когда воспитатель не имеет уровня речевой культуры, достаточного для успешной профессиональной деятельности. В речи такого педагога часто появляются ошибки. Такого рода: свекла (вместо свёкла,) заключить дОговор (договОр), откройте жАлюзи,красивЕе, ляжьте спать, не ложь сюда, возьми со старшей группы, от ихних занятий и проч. Речь ребенка – это слепок языка окружающих его людей – родителей, воспитателей, помощников воспитателя. Дети очень чутко улавливают нюансы нашей речи и, подражая, копируют. Неправильное произношение могут взять за эталон.
Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых
Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры, становится их достоянием.
Поэтому речь воспитателя должна быть: правильной точной, логичной, уместной, богатой, выразительной, чистой.
Кроме этого, педагог должен являть собой эталон вежливости, корректности, предупредительности.
Но иногда от воспитателя можно услышать категоричные, резкие суждения и требования: Делай так, как тебе сказано! Сколько раз можно говорить одно и то же! Не орите, чего орете? Ну-ка, рты закрыли! Сейчас же встань! Кому сказано...Я кому говорю.
Такая категоричность и даже грубость речи создает неблагоприятный психологический климат. Комфортная, творческая атмосфера одинаково необходима как для детей, так и для педагогов.Многие педагоги понимают важность и необходимость речевого самосовершенствования, однако в то же время откровенно признают, что не всегда придерживаются языковых норм, не исправляют ошибки в речи ребенка, а если исправляют, то эпизодически, нерегулярно. Часть педагогов, к сожалению, даже не осознает значимость педагогической речи в формировании речи ребенка. И все-таки постепенно, в ходе различных методических мероприятий по развитию речи педагоги приходят к осознанию того, что именно воспитатель может кардинально воздействовать на речевую среду образовательного пространства. Именно воспитателю принадлежит важнейшая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры ребенка, а значит, и речевой культуры общества в будущем.
Повышение уровня мастерства педагога – приоритетное направление методической работы.
Важно понимать, что работу по повышению культуры речи сможет осуществить лишь педагогический коллектив, понимающий серьезность проблемы, подготовленный психологически, теоретически и методически.
В практике нашего сада мы акцентируем внимание на адресность методического сопровождения педагога, оперативность реагирования на конкретный запрос.
Условно все воспитатели могут быть разделены в группы. Соответственно каждой группе дифференцированно подбираются формы методической поддержки.
Какие же задачи ставятся перед педагогами в рамках повышения культуры речи? Это мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений; познакомить с компонентами профессиональной речи и требованиями к ней; раскрыть значение культуры речи воспитателя для формирования речи детей; вооружить воспитателей речевой техникой, необходимой для повышения речевой культуры; повысить компетентность педагогов в области культуры речевого общения в целом
Форм очень много. Для нас наиболее востребованными стали интерактивные формы работы:
конкурс «Знатоки методики», турнир эрудитов, мастер-класс, тренинги по речевой технике, «Дискуссионные качели», «Творческий час», «Информационные минутки», имитационные игры, анкетирование, квик-настройка, «Свеча», экспресс-опрос, «Устный журнал», открытые просмотры НОД, заочные экскурсии в мир риторики, викторины, семинары, выставки. «Аквариум», «Древо мудрости», памятки «Говорим по-русски» и др. Вот пример некоторых форм.
«Нарочно не придумаешь» или «Найди и исправь ошибки». Это необходимо для того, чтобы выработать взыскательность и требовательность к собственной речи на контрасте с нелепыми, безграмотными объявлениями. Дается задание педагогам найти нелепые, смешные объявления, прокомментировать их с точки зрения соблюдения требований к русской речи, исправить ошибки.
Эта форма наглядно показывает, как убого, уродливо может искажаться родной язык, доставшийся безграмотному человеку.
Нельзя отстать от времени. Но при этом понимать, что даже при самом интенсивном внедрении технических средств в образовательный процесс педагогическое слово останется самой действенной силой.

Рекомендуем посмотреть:

Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто Как сделать детский сад престижным? Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности Использование технологии проблемной задачи в конструктивно - модельной диеятельности

Похожие статьи:

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста

Опубликовано: 2294 дня назад (13 января 2018)
Просмотров: 3030
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!