Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зеленая аптека»
Данная публикация будет интересна и полезна воспитателям детского сада, родителям, педагогам.
Тема: «Зеленая аптека»
Направление: Ознакомление с миром природы .
Цель:
- Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения;
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с новым лекарственным растением «календула»;
- Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений;
- Закреплять знания о строении растений, формировать представление о правильном использовании полезных трав (у какого растения, какую часть надо взять для приготовления лекарства, о правилах их сбора и хранения);
- Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;
Развивающие:
- Развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- Развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Воспитывать умение правильно вести себя на природе
Методы: игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы: погружение в игровую ситуацию, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.
Обогащение и активизация словаря:
Лекарственные растения, календула, настой, отвар, полоскать, прозрачная, чистая, бесцветная.
Предварительная работа:
- Беседа о Красной книге ЛНР;
- Беседы о пользе лекарственных растений;
- Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных трав, находящихся на грани исчезновения;
- Составление с детьми схем о правилах сбора лекарственных растений;
- Разучивание стихов, отгадывание загадок.
- Игры «Узнай растение», «Определи на запах».
Материалы и оборудование:
Иллюстрации лекарственных растений (ромашка, крапива, подорожник, календула, липа, аптечная упаковка «Ромашка», коробки с травами, разрезные картинки с отдельными частями растений, стакан с крышкой; ложка; стакан с горячей водой.)
Здоровьесберегающие технологии:
1. Физкультминутка «Вместе по лесу идем»;
2. Элементы ароматерапии.
3. Продолжать учить детей следить за своей осанкой.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
(стоим в кругу перед выставкой)
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня поговорим о здоровье как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить. Как вы думаете какая польза от растений?
(Ответ)
Воспитатель: Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу.
Воспитатель: А знаете ли вы, что это за книга?
(демонстрация Красной книги ЛНР)
(Ответ ребенка). Это Красная книга., в нее занесены исчезающие виды растений, животных и насекомых.
Воспитатель: Правильно. Это книга, в которую занесены разные виды растений, животных и насекомых, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.
Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения. Люди собирают лекарственные растения, которые могут им помочь справиться с болезнями.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете чей это портрет?
(Ответ детей) Это портрет Владимира Ивановича Даля.
Воспитатель: Правильно. Одним из самых известных наших соотечественников, ученым, писателем и врачом был Владимир Иванович Даль, годовщину со дня его рождения 220 лет мы отмечаем в этом году. В.И очень любил природу и очень тщательно ее изучал, стал автором книги о растениях, которая называется «Ботаникой».
Воспитатель: Скажите, кто такой ботаник?
(ответ)
(Ответ) Ботаник, человек, изучающий растения.
Воспитатель: К нам пришло необычное письмо. Нам пишет Незнайка из Солнечного города, у него заболело горло, он знает, что таблетки от горла горькие и невкусные, поэтому он решил пойти в зеленую аптеку и собрать разные растения, чтобы полечить больное горло. Как вы думаете, все ли травы помогут вылечить Незнайке горло?
(Ответ детей). Не все травы могут вылечить горло.
- Ребята, Незнайка прости нас помочь ему и собрать лекарственные растения для зеленой аптеки. Поможем ему?
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу «Зеленую аптеку». Дети проходят к ширме.
(Перед ними емкости с высушенными лечебными травами: зверобой, тысячелистник, календула, крапива, подорожник, липа, шиповник.)
Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.
Воспитатель: Послушайте мою
загадку и отгадайте ее:
Не пустили в огород-
Оттого она и жжет.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(крапива)
(Показать картинку крапивы)
Воспитатель: Как вы думаете, почему крапива жжет?
Ответ: Крапива жжет, потому что на листьях и стебле крапивы есть маленькие волоски, в которых находится жидкость. Дотронешься к листьям, получишь тысячи маленьких уколов.
Воспитатель: Правильно. Спасибо.
Воспитатель: Какое блюдо можно приготовить из крапивы?
Ответ: (Из крапивы можно приготовить щи ли салат.)
Тому ребенку, который ответил правильно поручаю выйти и найти в « Зеленой аптеке» засушенное растение крапиву и показать его ребятам. Сухой образец находится в пластмассовом контейнере без крышки.
Ребенок выходит берет образец растения.
Воспитатель: В крапиве много веществ, убивающих микробы, люди использовали крапиву, чтобы остановить кровь. Как вы думаете крапиву можно использовать, чтобы вылечить горло?
Ответ: Нет.
Воспитатель: Давайте поищем другое лекарственное растение.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Каждый Лист мой любит тропки
У обочины дорог.
И однажды людям добрым
Раны вылечить помог
(подорожник)
(После отгадывания показываю картинку подорожника.)
Воспитатель: Какую часть растения используют люди для лечебных целей?
Ответ: Для лечения используют листья подорожника.
Воспитатель: Какими свойствами обладает подорожник?
Ответ: Заживляет раны, останавливает кровь.
Воспитатель: Выйди Даша и покажи листья сухого подорожника.
(Берет коробочку, демонстрирует детям, дети рассматривают и чувствуют на запах траву.)
Воспитатель: Правильно, спасибо. Подорожник подходит для лечения горла?
Ответ: Нет. Подорожник не подходит для лечения горла.
Воспитатель: У меня есть еще
загадки о лекарственных растениях может быть они нам помогут?
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
(липа)
Стоит Солнышко на ножке.
Середка желтая, юбка белая.
(ромашка)
Воспитатель: Ребята, скажите какими лечебными свойствами обладает липа?
Ответы. Липа лечит от кашля и гриппа. Свежий отвар из липы дают детям на ночь для крепкого сна. Свежим отваром из ромашки можно полоскать горло и рот.
Воспитатель: Ребята скажите какими лечебными свойствами обладает ромашка?
Ответ: Свежим отваром ромашки полоскают горло рот и нос. Отвар ромашки убивает микробы.
Воспитатель: Как вы думаете мы нашли лекарственное растение для Незнайки чтобы вылечить горло?
(Ответ)Нашли.
Воспитатель:Сегодня я хочу вас познакомить с растением, которое называется календула.
(показываю изображение календулы). Цветы календулы можно легко узнать среди других цветов. Они отличаются яркой расцветкой. Словно маленькие солнышки горят на зеленой лужайке желто-оранжевые кустики ноготков-так в народе называют календулу
(легенда о календуле).
Название календула получила в связи с необычным поведением, еще в древнем Риме люди заметили, что цветки растения поворачиваются за солнцем, а вечером цветы закрываются. Растение как часы напоминало о начале дня и ночи. Так и произошло название «календуле», что в переводе с греческого обозначает первый день месяца. Отвар из календулы поможет справится с микробами и снять воспаление. Я предлагаю вам почувствовать нежный и приятный аромат сухих цветов календулы.
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели,
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, Незнайка неправильно собрал растения, давайте их разберем скажем и какая часть полезна для человека. Дети, присядьте за свои столы.
(Дети присаживаются за столы, на которых лежат смешанные разрезные картинки лекарственных растений: тысячелистник, зверобой, шиповник).
Ответы детей. У нас с Ариной ромашка, у ромашки полезны цветки. И т.д.
Воспитатель: К нам в корзину попало растение, которое тоже относится к лекарственным, но оно имеет ядовитые вещества. Поэтому нам рассказать Незнайке как нужно правильно собирать растения.
(Возвращаемся в зеленую аптеку. Показ картинки с изображением сбора и засушивания растений).
Дети называют правила сбора растений:
1. Лекарственные растения может собирать только взрослый человек, который хорошо знает травы.
2. Дети не могут самостоятельно собирать лекарственные травы, потому что могут спутать полезные травы и ядовитые.
3. Травы собираются рано утром, чтобы на них не было росы.
4. Просушиваются в тени и под навесом, чтобы не намочил дождь.
5. Собирать нужно каждый вид трав отдельно.
6. У автомобильных дорого лучше травы не собирать.
7. На вкус нельзя пробовать травы.
8. Не рвать и вытаптывать растения, занесенные в Красную книгу.
Воспитатель: Вы не забыли, что такое Красная Книга? Если не соблюдать все эти правила, то можно остаться без растений. Вот мы и познакомились с правилами сбора лекарственных растений.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам присесть за столы и узнать, как можно сделать настой из лекарственного растения ромашка для того чтобы вылечить горло.
Проводится опыт заваривания ромашки
Воспитатель: Итак, что мы будем готовить?
Ответ: Настой из лекарственного растения.
Воспитатель: Какое лекарственное растение, мы будем использовать, чтобы вылечить горло?
Ответ: Правильно, ромашку. Для приготовления настоя, нужно взять чистый стакан насыпать в него столовую ложку цветков ромашки А теперь я залью траву кипятком. Настой называется настоем, потому что должен постоять. - Скажите, вода, которую я наливала была какого цвета?
Ответ: Чистая и прозрачная.
Воспитатель: Правильно, чистая и прозрачная. А теперь накроем настой крышкой и посмотрим изменится ли цвет воды?
Ответ: Цвет воды изменился.
Воспитатель: А почему Вода меняет свой цвет?
Ответ: Растение отдает свой цвет а вместе с ним и лечебные свойства.
Воспитатель: Правильно. Вот и получился настой, которым Незнайка сможет вылечить больное горло.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Теперь мы сможем собрать необходимые лекарственные растения для зеленой аптеки Незнайки. Ну что ж, я предлагаю выбрать лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили и отравить их Незнайке.
Берут картинку и проговаривают свойства растения.
Воспитатель: Сейчас я хочу вам предложить взять ромашку с изображением эмоции, которую вы испытали сегодня и объяснить свой выбор.
Дети берут ромашку, в серединке которых нарисованы эмоции
( радость или грусть) и описывают, что вызвало такие эмоции на занятии.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. На этом наше занятие заканчивается.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект досуга для детского сада. Вторая младшая группа. Тема: Лекарственные растения
Исследовательский проект в старшей группе. Лекарственные растения
Занятие по экологии в средней группе ДОУ
Конспект ОД на тему: Крапива для детей старшей - подготовительной группы