Проект в подготовительной группе детского сада "Мой город"
По продолжительности: краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатель, родители подготовительной группы. Актуальность: каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Луганская Народная Республика. Цель проекта:
- расширение знания детей о родном городе;
- приобщение к истории и культуре родного города, микрорайона, в котором находится детский сад, местным достопримечательностям;
- закрепить и расширить знания о профессиях в городе;
- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине. Задачи:
1. Формировать представления детей о родном городе.
2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
3. Формировать общее представление об истории нашего города, выдающихся людях нашего города.
4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
5. Расширить знания детей о растительном и животном мире Луганщины.
6. Расширить знания о полезных ископаемых нашего края Луганщины.
7. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Гипотеза проекта: в результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный
- Изучение методической литературы;
- Составление перспективного плана;
- Создание развивающей среды;
- Подбор игр и оборудования.
2. Формирующий. Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
3. Итоговый. Оценка уровня усвоенных знаний о родном городе; сформированность нравственно-патриотических чувств.
Содержание проектной деятельности
1 День (понедельник, 21 сентября) Первая половина дня. 1) Ситуативный разговор «Знаешь ли ты свой город?» (с использованием иллюстраций «Виды города») Цели: выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы:
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Что является центром нашего города?
- В нашем городе много памятников, назови их.
- Чем отличается город от деревни?
- Где в городе люди лечатся?
- Где покупают продукты, лекарства? Где отправляют и получают посылки?
- Назови свой адрес.
- Что находится рядом с детским садом?
2) ОС. Развитие речи. Интегрированное образовательная ситуация «Город, в котором я живу» Цели: - активизировать речевой материал по теме «Город».
- учить детей составлять рассказ о достопримечательностях города Стаханова, развивать внимание и память.
3) Образовательная деятельность в режимных моментах. Беседа с детьми о стране и городе, в котором они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе. Цель: - выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.
4) Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Цель: продолжать формировать знания о профессии швея.
Вторая половина дня. 1. Д/и «Расскажи о родном городе» (какой он, г. Стаханов)
Цели: - учить подбирать определения, прилагательные к существительным.
2. ЧХЛ. Чтение и разучивание стихотворений о родном крае.
2) Образовательная деятельность в режимных моментах .
1. Д/И «Моя страна, мой город» (работа с контурной картой)
Цели: - ознакомление с контурной картой города; - развития творческого потенциала.
Ход игры: - предложить детям на карте найти знакомые, известные места.
3) Работа с родителями: консультация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
2 День (Вторник, 22 сентября) Первая половина дня
1. Рассказ - беседа об истории возникновения родного города.
Цели: - уточнить и расширить знания детей об истории возникновения г. Стаханова, познакомить с историческим прошлым родного города.
2. Развивающая игра «Путешествие по нашему микрорайону»
Цели: - при помощи картинок закреплять названия мест микрорайона проспект им.Ленина.
2) Образовательная деятельность в режимных моментах:
1. Д/И «Найди и назови» (виды микрорайона пр. им. Ленина) Цели: - познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты.
1) ОС. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Моя Родина» (герб, флаг, гимн ЛНР)
Цели: Закрепить с детьми знания и представления о Родине. Расширять представления детей о Луганской Народной Республике
2) ОС. Рисование «Улицы моего города».
Цели: - Учить передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицы; побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма)
Вторая половина дня.
1) Беседа «Экскурсии по нашему микрорайону»
Цель: - вспомнить, в каких местах нашего микрорайона дети побывали.
- рассказать о тех людях, которые работают в этих местах.
2) Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми прогуляться по микрорайону.
3 День (Среда, 23 сентября) Первая половина дня
1. Ситуативный разговор по ОБЖД «Если ты потерялся в городе, что делать?»
Цель: - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города, своего домашнего адреса.
2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).
3) ОС. Конструирование «Моя улица»
Цели: - расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад; – учить работать коллективно, обсуждать детали работы; - развивать воображение.
Вторая половина дня.
1) Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по микрорайону проспект им.В.И.Ленина». Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, салон красоты, аптека, библиотека, школа, детский сад);
2) Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города.
4 День (Четверг, 24 сентября) Первая половина дня.
1)1. Коммуникативная. Рассказ воспитателя «Люди, которые добывают уголь».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям.
2. ЧХЛ. Чтение и заучивание стихотворений о родном городе.
2) Просмотр презентации «Земляки-моя гордость»
3) ОС. Ознакомление с окружающим. Социально-коммуникативное развитие. Профессии моего города: «Труд шахтеров».
Цели: - Познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от добычи до людей (потребителей).
Вторая половина дня.
1) Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
2) Работа с родителями: оформление выставки рисунков «Профессии моих родителей».
5 День (Пятница, 25 сентября) Первая половина дня.
1) О. С. по ознакомлению с окружающим миром «Свойства каменного угля».
Цели: Формирование реалистического представления о свойствах и качествах предметов неживой природы (каменный уголь)
Вторая половина дня.
1) ЧХЛ. Познавательная легенда «Сказка об угольке».
Цель:-познакомить детей с легендой об угле.
2) Д/и «Угадай, где я нахожусь».
Ожидаемые результаты:
- сформированность у детей представлений о родном городе;
- закрепление знаний о названиях улиц, районов, ближайших социальных учреждениях;
- знания о животном мире Луганщины;
- сформированность представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках города и микрорайона.
- умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;
- знания различных профессий в городе;
- умение ориентироваться по карте.
Результат проекта: квест-игра «День города». Цель: закрепить полученные знания
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.