Статья по теме «Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми»
Автор:Болдушевская Валерия Викторовна, воспитатель ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», город Черногорск.
Описание материала: Предлагаю вам статью по коррекции поведения детей 3 и 6-7лет по теме «Использование песочной терапии в работе с гиперактивными детьми». Данный материал будет полезен родителям и лицам, их замещающим, воспитателям, педагогам.
«Гипер…»-(от греч.Hyper-сверху)-составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «ativus» и означает «действенный, деятельный». Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей потому, что они-необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 и 6-7лет. Чтобы работа с данной категорией детей была более эффективной, я в своей практике использую современные технологии: арт-терапию, технологию музыкального воздействия, технологию коррекции поведения, технологию воздействия цветом, песочную терапию.
Песочная терапия-один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «Я».
Что дает работа с песком? Снятие внутреннего напряжения, возможность самовыражения, развитие тактильной чувствительности, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с гиперактивными детьми.
Необходимые условия для работы с детьми: согласие и желание ребенка; отсутствие аллергии на пыль от сухого песка; творческий подход к проведению занятий.
Предметно-развивающая среда: водонепроницаемый деревянный ящик высотой не менее 10 сантиметров, дно и бока которого должны быть голубого или синего цвета, так как дно символизирует воду, а борта-небо; песок желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный; набор игрового материала.
Этапы работы с песком:
- разогревающие игры;
- игры на поверхности песка;
- игры и упражнения с погружением рук в сухой песок;
- игры и упражнения с погружением рук в мокрый песок.
Поэтапное погружение детей в работу с песком:
[1.Упражнение «Здравствуй шишка».
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: шишки среднего размера
Детям предлагается отгадать загадку: «Я на елке расту, белкам я сойду в еду» и поздороваться с шишками. Для этого нужно зажать шишку между ладоней и по часовой стрелке делать круговые движения.
2.Упражнение «Нарисуй эмоцию».
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса к эмоциям человека.
Оборудование: песок, лотки с зеркальным дном, карточки эмоций. Детям показывают пиктограмму с эмоциями и предлагают подойти к лотку и, посмотрев в зеркало, изобразить по очереди разные эмоции и нарисовать их на песке в том же лотке.
3.Игра-упражнение «Песочные прятки».
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия. Оборудование: лоток с песком, ламинированные картинки сказочных персонажей.
Педагог: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки). А теперь представь, что твои руки-это маленькие кроты, которые решили найти под землей что-то необычное, сказочное. Аккуратно запускаем крота и достаем одну из находок, другие дети должны угадать из какой это сказки».
4.Упражнение «Победитель злости».
Цель: развитие умения у ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с чувством гнева, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Педагог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы детей). Твое злое настроение заставляет тебя говорить и делать разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того, как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет, каждый большой и маленький человек имеет право злиться, но нужно уметь побеждать злость». Детям предлагается нарисовать злого волшебника;вылепить из мокрого песка шар, на котором углублениями обозначить глаза, нос, рот; прогнать злого волшебника-разрушить песочный шар со словами: «Прогоняем злость, приглашаем радость»; медленно выровнять поверхность песка руками, положить ладошки на песок и почувствовать победу над злостью.
Песочная терапия помогает развитию коммуникативных навыков, снятию агрессии и повышению самооценки. Песочная терапия также помогает взрослому человеку, вовлеченному в совместную деятельность с ребенком, снижается уровень депрессии, снимается стрессовое состояние, обретается душевное равновесие и спокойствие.
Рекомендуем посмотреть:
Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну чисел в пределах 10»
Консультация для педагогов. Песочная терапия
Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада
Похожие статьи:
Гиперактивный ребёнок
Как успокоить ребёнка непоседу
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности
Гиперактивность. Причины возникновения у детей