Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов, работающих с детьми с ЗПР

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития
Педагогу, работающему с детьми с ЗПР, важно знать как можно больше о данной форме дизонтогенеза. А при проведении любого вида занятий или игр надо помнить, что мы решаем не только задачи общеобразовательной программы, но в первую очередь - коррекционные задачи.

В работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать такие психологические особенности, как нестойкость и незрелость эмоциональной сферы; истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность; изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления).

Для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития важно единство требований со стороны воспитателей и всех специалистов. Кроме того, так как для детей с ЗПР, особенно со сниженной познавательной активностью, часто характерно избегание произвольной деятельности, то важно соблюдать четкий последовательный режим занятий для того, чтобы исключить возможность незавершения начатых ребенком действий.

Педагогу в своей деятельности нужно учитывать направления и задачи психокоррекции познавательной сферы у детей с различными формами задержки психического развития:
1. Дети с некоторыми формами ЗПР испытывают трудности при выделении, осознании и принятии цели действия. Задача педагога – формировать познавательные мотивы:
• создавать проблемные учебные ситуации;
• стимулировать активность ребенка на занятии;
• обратить внимание на тип семейного воспитания.
Посредством создания игровых учебных ситуаций; дидактических и развивающих игр.

2. Детей с ЗПР отличает неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию. Задача педагога - обучать ребенка планированию своей деятельности во времени:
• предварительно организовывать ориентировки в заданиях;
• анализировать с ребенком используемые способы деятельности
Посредством обучения детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).

3. Дети с ЗПР не умеют контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.
Задача педагога - обучить контролю:
• по результатам;
• по способу деятельности;
• в процессе деятельности.
Посредством игр и упражнений на внимание, память, наблюдательность; обучения конструированию и рисованию по моделям.

Важно отметить, что в психокоррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата важно учитывать, что развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия, поэтому важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в процессе конструктивной деятельности. При психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей следует учитывать форму и степень задержки психического развития.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Избегайте сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить (под руководством учителя – дефектолога).

Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине, видеоматериалу.

При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий специалистов.

Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя - логопеда группы.

Каждый день
Создавайте ситуации успеха, поощряйте за малейшие достижения.
Не концентрируйте внимание на недостатках ребенка.
Давайте ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробите ее на части.
Активизируйте работу всех анализаторов. Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, трогать и обследовать и т.д.

Соблюдайте принцип наглядности.
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию, использовать прием неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
Необходимо прибегать к дополнительному стимулированию (похвала, жетоны, фишки, наклейки и др.), использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
Создавайте максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживайте атмосферу доброжелательности.
Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
На занятиях и в режимные моменты необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
Давайте посильные поручения, вырабатывайте самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
Предоставляйте ребенку выбор, формируйте умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Учите анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивайте на положительной ноте.
Включайте ребенка в общественную жизнь, показывайте его значимость в социуме, учите осознавать себя личностью.
Устанавливайте доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относитесь к запросу родителей, к тому, что на их взгляд важно и нужно в данный момент для ребенка, договаривайтесь о совместных действиях в поддержку ребенка

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Картотека игр по ФЭМП для детей средней - старшей группы | Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с детьми с ЗПР. Счёт до 5
Опубликовано: 2489 дней назад (28 февраля 2018)
Просмотров: 4117
+2
Голосов: 2
Светлана Васильевна Глотова # 2 марта 2018 в 22:53 +1
Да, в нашей работе самое главное -принцип наглядности! Поэтому необходимо применять его в работе как можно чаще. Спасибо за очень важные рекомендации.
Хабирова Ирина # 10 апреля 2018 в 17:10 +1
Надежда Анатольевна,здравствуйте.Я работаю с детьми с нарушениями слуха. Среди наших детей где-то 80% детей - это дети с ЗПР. Поэтому для меня очень важна проблема, которую вы затронули. Прочитала, повторила (как говорится "Повторение - мать учения"), взяла новые важные моменты для своей работы из вашей статьи.
Надежда Анатольевна Рудомётова # 23 апреля 2018 в 19:31 0
Уважаемые коллеги, большое Вам спасибо ваши отзывы.Очень приятно читать, значит, не зря ем свой хлеб