Долгосрочный познавательный проект «Правила движения – достойны уважения» в средней группе
Паспорт проекта:
Сроки проведения: 01.09 – 31.05.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: долгосрочный (9 месяцев).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Состав проектной группы:
Воспитатель Никулина Ю.Г., дети группы №9 «Фиксики», родители.
Актуальность: В наше время в дошкольных учреждениях одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Обязанность взрослого помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Поэтому мы разработали долгосрочный познавательный проект по правилам дорожного движения «Знаки движения достойны уважения» для средней группы. Участники : педагог, воспитател, дети средней группы, муз. руководитель, инструктор по физ. подготовке, преподаватель оригами.
Цель проекта: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения и повышение компетентности родителей в данной области .
Задачи проекта:
1. Развивать у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице с помощью разнообразной предметно – развивающей среды в группе, то есть создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения
2. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, а также формировать устойчивые положительные привычки правильного и безопасного поведения на улице.
3. Воспитать дисциплинированного и сознательного выполнения правил дорожного движения,
4. Сформировать культуру поведения детей в дорожно-транспортном процессе.
5. Повысить компетенцию родителей в области правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Задачи для педагога:
1.Создание информационной базы;
2.Создание условий для деятельности детей.
Задача для родителей: активизировать роль родителей в развитии познавательных и творческих способностей у детей.
Виды деятельности: практическая деятельность, продуктивная деятельность, конструирование из бумаги, беседы, организованная деятельность, целевые прогулки, дидактические игры, домашние задания для детей и родителей.
Предполагаемый результат:
для детей:
1.Сформировать знания о правилах дорожного движения у детей и родителей.
2.Повысить познавательный интерес не только к правилам безопасности на улице, но и к дорожным знакам.
3.Соблюдать правила дорожного движения должны не только дети, но и их родителями.
для педагогов:
1. Изучить данную тему, разработать и оформить иллюстрационный, художественный, видеоматериалы для реализации проекта.
для родителей:
2. Принять активное участие в реализации целей и задач проекта.
Сентябрь
Тема: «Ориентация на местности».
Цель: совершенствование навыков детей в ориентации на местности и формирование способности ориентироваться на макете.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Беседа «Расскажи, что и где находится на участке детского сада».
Обсуждение тематических картинок (что находится впереди, сзади, посередине, высоко, низко, далеко, близко, справа, слева).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Работа с планом группы «Где спряталась машинка?».
«Кладоискатели» - ориентировка по плану групповой комнаты.
Игры на определение расстояния до предмета (далеко, близко, очень далеко, очень близко): «Горячо – холодно, левее - правее».
Дидактические игры: «Найди спрятанный предмет», «Где находится машинка?», «Что справа?», «Скажи наоборот», «Я еду на машине», «Выложи машину из геометрических фигур».
Обучающая игра «Повороты» (на закрепление пространственных ориентиров).
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение и обсуждение произведений: Я.Пишумова «Юрка живет на другой стороне», Т.Шорыгина «Учимся ориентироваться в пространстве», В.Берестов «Стоял ученик на развилке».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Лепка «Светофор»
«Раскрась верно светофор».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Найди свою машину», «Слушай и делай!», Игра «Весёлая зарядка», «Зеркало»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Анкетирование: «Осторожно – дорога!»
Итоговое мероприятие: расстановка на макете домов, аптек, детского сада, школы, магазинов, пешеходов, модели транспортных средств, обыгрывание постороек.
Октябрь
Тема: «Наш приятель – светофор».
Цель: закрепление знаний детей о назначении и применении светофора, ознакомление с различными светофорами; формирование у детей компетенций безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ситуативный разговор «А что такое светофор?».
Беседы: о назначении светофора, о работе регулировщика.
Рассказывание из опыта детей «Как надо переходить дорогу по сигналу светофора».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Рассматривание картины «Улицы города».
Целевая прогулка «Экскурсия к дороге» (наблюдение за движением транспорта, светофором).
Просмотр мультфильма «Гармония светофора» («Смешарики» раздел «Безопасность»).
Пальчиковая игровая гимнастика «Светофор».
Дидактические игры: «Назови цвета светофора сверху вниз и снизу вверх», «Собери светофор», «Форма и цвет», «Машины и светофор», «Укрась улицы».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Тематические загадки.
Чтение и обсуждение стихотворений: С.Маршак «Если цвет зажегся красный», «Скверная история», Т.Александрова «Светофорчик», Л.Лущенко «Светофор», А.Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г.Георгиев «Светофор».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Инсценировка песни «Три цвета светофора».
Аппликация с элементами рисования «Дорога и светофор».
Конструирование из бумаги «Светофорчик».
Рисование - «Раскрась правильно светофор».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Утренняя гимнастика «Весёлый пешеход».
Физминутка «Цвета светофора».
П/и: «Найди свой цвет», «Сигналы светофора», «Мяч в корзину».
Пальчиковая гимнастика «Светофор».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Издание буклетов и памяток для родителей с рекомендациями по обучению ребёнка ПДД.
Итоговое мероприятие:
Дополнение макета участка улицы светофором.
Презентация детских работ «В стране Светофории»
Ноябрь
Тема: «Дорожные знаки – мои друзья».
Цель: общее ознакомление с дорожными знаками.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Беседа «О чем говорят дорожные знаки».
Рассказ воспитателя о том, что дорожные знаки имеют разную геометрическую форму и цветовую окраску.
Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Найди такой же знак», «Каждому знаку - свое место», «Чего не хватает?» (поставить необходимый дорожный знак), «Что дорожный знак рассказал о себе?», «Какой знак спрятался?».
Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Рассматривание знаков на территории детского сада.
Целевая прогулка «Экскурсия к дороге» (найти дорожный знак, рассказать о нём).
Классификация дорожных знаков: запрещающие, разрешающие, знаки сервиса.
Презентация детских познавательных проектов «Важный знак».
Игра «Знаки заблудились».
Настольно – печатная игра «Дорожные знаки».
Пальчиковый театр «Давайте познакомимся».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение произведений: «Сказка о городе дорожных знаков», В.Токмак «Сказка о дорожных знаках и водителе в поучение детям и родителям»
Стихи о дорожных знаках.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Рисование «Раскрась знаки в нужный цвет»
Коллективная работа «Макет улицы»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «К знаку беги», «Добеги до знака».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
совместное изготовление дорожных знаков для организации сюжетно – ролевых игр.
Итоговое мероприятие:
Дополнение макета участка улицы дорожными знаками.
Компьютерная презентация «Дорожные знаки»
Декабрь
Тема: «Транспорт моего города».
Цель: расширение знаний о видах городского транспорта (грузовой, легковой, специального назначения).
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Викторина «Угадай транспорт».
Рассказ воспитателя «Как машины людям помогают».
Фантазируем на тему: «Автомобиль будущего».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Оформление выставки «Машины бывают разные» (иллюстрации, книги, игрушки).
«Чудесный мешочек - виды городского транспорта».
Наблюдение на прогулке за движением транспорта по зимней дороге: виды транспорта.
Познавательный проект «Колесо истории».
Дидактические игры: «Транспорт: раздели на группы», «Собери такой же автомобиль», «Какая машина лишняя?», «Что к чему» по теме «Поездка в автобусе».
Настольная игра «Техника», «Летит, плывет, едет».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Загадки на тему транспорта.
Чтение: В.Кожевникова «Машина моя», Г.Лебедева «Пожарная машина», «Скорая помощь», В.Клименко «История про грузовичок», «Кто важнее всех на улице».
Заучивание стихотворения Л.Некрасовой «Машина».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Коллективная аппликация (по выбору) «Виды транспорта моего города».
Раскраски по теме «Транспорт».
Раскрашивание трафаретов по теме «Транспорт».
Лепка «Машина для папы».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Утренняя гимнастика «Машины».
Подвижные игры: «Автобус», «Грузовики», «Весёлый трамвайчик», «На чем я путешествую», «Цветные автомобили».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Оформление информационного стенда «Безопасность на дороге».
Итоговое мероприятие: Литературная викторина «Автомульти»
Январь
Тема: «Моя улица».
Цель: расширение знаний детей о составных частях улицы (проезжая часть, пешеходный переход, транспорт, бордюр, тротуар); дать понятие, что каждая улица имеет своё название
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Составление с детьми рассказов по серии картин «Улицы моего города».
Беседа по картине улицы, обсуждаем назначение домов, зданий, проговариваем слово «тротуар», «проезжая часть»: одностороннее и двустороннее движение.
Анализ проблемных ситуаций «Вот как бывает на улице», «Сломался светофор».
Придумывание описательных загадок по теме: «На улице».
Дидактическая игра «Чего не хватает?».
Настольно – печатная игра «Прогулка».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Работа с макетом улицы: анализ ситуаций «Торопыжкин на прогулке по городу».
Выставка фотографий «Достопримечательности моей улицы».
Рассказы детей «Моя улица» по графическому изображению плана улицы.
Экскурсия по улицам города.
Конструирование «Улицы моего города».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение фрагмента сказки С.Волкова «По правилам дорожного движения», С.Михалков «Моя улица», Я.Пишумов «Это улица моя», И.Серякова «Улица, где все спешат».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Аппликация с элементами рисования «Улица моей мечты».
Конструирование «Перекрёсток».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Нарисуем дорогу».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Беседа «Улица требует к себе уважения».
Итоговое мероприятие:
Обыгрывание обычных ситуаций на макете и разметке на полу.
Конкурс рисунков родителей с детьми «Это папа, это я, это улица моя».
Февраль
Тема: «Я - пешеход».
Цель: расширение знаний детей о поведении на улицах и дорогах, закрепление с детьми правила перехода через улицу.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Ситуативный разговор «Как правильно перейти проезжую часть».
Беседа «Как я с мамой перехожу дорогу», «Осторожно, зимняя дорога!»
Обсуждение видов пешеходных переходов (подземный, наземный, пешеходный мост).
Сюжетно-ролевая игра «Мы - пешеходы».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Наблюдение за пешеходами на тротуаре из окна группы.
Целевая прогулка «Правила для пешеходов».
Дидактическая игра «Подбери пару» (лото по теме «Пешеход»), «Дорожные знаки для пешехода», «Учись быть пешеходом».
Настольно – печатная игра «Я - пешеход».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение: Т.Шорыгина «Осторожные сказки», Б.Нойсе "Маша - пешеход", И.Лешкевич «Азбука безопасности».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Лепка «Пластилиновый пешеход».
Рисование «Мы идём гулять».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Игровое упражнение «Разминка для пешеходов».
Подвижные игры: «У медведя во бору» с использованием «островка безопасности», «Перейди дорогу правильно», «Внимание на дороге», «Умелый пешеход».
Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог», Тест для родителей «Грамотный пешеход».
Папка – передвижка «Советы родителям в осеннее – зимний период».
Итоговое мероприятие:Сказка – игра «Азбука маленького пешехода»
Март
Тема: «Будущие водители».
Цель: закрепление представлений детей о труде водителя,
воспитание интереса и уважения к труду взрослых.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Составление рассказа по семейной фотографии «Наш автомобиль».
Ситуативный разговор о составных частях транспорта.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Где кататься?» («Смешарики» раздел «Безопасность»).
Дидактические игры: «Водители», «Кто и чем управляет?», «Автомагазин»
Игра – тренинг «Паровозики и машины».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Наблюдение за работой водителя.
Просмотр видеофильма «На перекрёстке».
Сюжетно-ролевая игра «Я - шофер» сюжеты: «На автомойке», «Перевозка грузов».
Режиссерская игра «На дороге».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение: А.Усачёв «Дорожная песенка», Я.Пишумова «Я сижу в машине…», Б. Жидков «Что я видел», Е.Житков «Как котёнок Мурлыка перестал кататься на велосипеде», семья Ефремовых «Крутой поворот».
Заучивание считалки «Научилась я считать»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Рисование «Мы едем, едем, едем…»
Аппликация «Грузовая машина» из заранее вырезанных частей машины.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «По дороге», «Регулировщик», «Стоп», «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем», «Едет весело машина».
Подвижные упражнения: «Шофер», «Поливальная машина».
Эстафета парами «Маневрирование автомобилей».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Тестирование «Родители - водители».
Итоговое мероприятие: Детско - родительские письма водителям на тему: «Доброго пути и безопасной дороги».
Апрель
Тема: «Уроки вежливости для маленького пассажира».
Цель: Формирование у детей основ культуры поведения на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Беседа «Мы едем в общественном транспорте».
Обсуждение ситуаций в общественном транспорте и на остановках «Это правда или нет?»
Развивающая речевая игра «Запрещается - разрешается», «Это я».
Инсценировка ситуаций: в автобус входит женщина с тяжёлыми сумками; в автобус входит девушка с младенцем на руках.
Режиссерская игра «На остановке автотранспорта».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»: сюжет «Покупаем автомобильное кресло»; «Автобус»: сюжет «Вежливый пассажир».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Целевая прогулка на остановку пассажирского транспорта, наблюдение за транспортом и пассажирами.
Дидактические игры: «Правила поведения», «Можно - нельзя», «Ты - большой, я - маленький».
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение: В.Клименко «Кто важнее всех на дороге», В.Семерин «Запрещается - разрешается», Е.Малеванная «Крутой поворот»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Рисование «Правила поведения в транспорте».
Аппликация «Разноцветные автобусы».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «Пешеходы и водители», «Уступи место».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация: «Ребенок в автомобиле».
Беседа: «Взрослые! Вам подражают!»
Итоговое мероприятие: Презентация журнала «Безопасность на дороге».
Май
Тема: «Мой безопасный маршрут в детский сад».
Цель: Формирование у детей целостного восприятия окружающей дорожной среды.
Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Беседа «Где можно играть на улице».
Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».
Настольно – печатная игра «Путешествие по городу», лото «Основы безопасности для малышей».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Наблюдение на прогулке за участниками дорожного движения.
Разработка и демонстрация ребёнком карты безопасного маршрута движения от дома до детского сада.
Знакомство с улицей, на которой расположен детский сад
Дидактические игры: «Я иду по городу», «Безопасный маршрут», «Как избежать неприятностей: на улице и во дворе», «Рисуем дорожку к участку», «Мяч на дороге»
Игры с песком: строим дороги и мосты.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение: В.Тимофеев «Для пешеходов», В.Семернин «Запрещается - разрешается», С.Михалков «Шагая осторожно…»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Рисование «Пешеходный переход»
Коллаж «Дети на прогулке» (аппликация, оригами, бросовый материал).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «Зебра», «Будь внимательным», «Пройди полосу препятствий».
Физкультминутка «Мы выходим со двора».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Консультация «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?»
Итоговое мероприятие: Викторина совместно с родителями «Азбука дороги».
Рекомендуем посмотреть:
Проект по ПДД «Мой друг - светофор». Младшая группа
Проект по ПДД «Безопасная дорога» для детей старшей группы ДОУ
Проект по ПДД в детском саду в средней группе
Паспорт педагогического проекта по ПДД для детей средней группы
Похожие статьи:
Проект по ПДД в старшей, подготовительной группе «Дети и дорога»