Конспект занятия педагога - психолога с детьми подготовительной группы ДОУ
Фамилия, имя, отчество автора: Визгина Елена Николаевна.
Занимаемая должность: педагог-психолог.
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» г.Новочебоксарск.
Предмет: развивающее занятие педагога-психолога дошкольной образовательной организации с воспитанниками подготовительной к школе группы с применением метода «сказкотерапия», занятие-знакомство.
Тема:
«Знакомство дошкольников с мужскими архетипами» (из цикла занятий по сказкотерапии, с целью обогащения внутреннего мира ребенка и расширения представлений о себе).
Продолжительность: 1 занятие (25 минут).
Группа: подготовительная к школе группа (мальчики), 5-6 человек
Технологии: демонстрационные (просмотр фрагмента мультфильма, мультимедия) с использованием средств визуализации; учебно-игровые (проигрывание поведения сказочного героя в различных архетипах); прослушивание музыкальных композиций (аудиозаписи: симфонии Поль Мориа, кинофильм про Кота Леопольда «Песня о дружбе»).
Аннотация:
Занятие включается в общий цикл развивающих программ педагога-психолога в работе с дошкольниками методом «сказкотерапия» по Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой. Знакомство с мужскими архетипами носит ведущее значение в формировании личности ребенка-мальчика. Даёт представление о внутреннем мире ребенка, его чертах характера и умениях взаимодействовать с окружающими. На занятии использованы приёмы и методы: наблюдения за действиями педагога и воспитанников; наглядная демонстрация материала, активного включения в образовательный процесс; словесные методы и приемы (рассказ в форме сказки, объяснение); метод практических действий (продуктивная деятельность – изготовление/рисование; вживание воспитанника в роль, воспроизведение действий). Таким образом, применение сказкотерапии как метода, позволяет сочетать традиционные техники с инновационным подходом в работе с дошкольниками современной дошкольной образовательной организации.
Конспект занятия:
Оборудование: магнитофон; планшет, компьютер или иное средство передачи наглядной информации (видеофильм, презентация); проектор и экран (или интерактивная доска), колонки музыкальные.
Раздаточный материал: персонаж сказки Кукла Иржик; шапочки на куклу с обозначениями семи мужских архетипов; мешок для шапок.
Цель: обогащение, развитие представлений ребенка о себе, о внутреннем мире человека.
Задачи:
активизация творческого мышления, воображения и фантазии;
развитие произвольного внимания;
активизация лучших черт ребенка; способности к перевоплощению;
воспитание чувства дружбы, лада.
Ход занятия:
1.
Ориентация
Знакомство.
Приветствие друг друга.
Психолог:
Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла из королевства, которое называется «Детский сад «Маленькая страна». В нашем королевстве живут ребята очень похожие на вас.
Сегодня моё имя Елена Николаевна.
Я так счастлива, что попала сюда, и мне бы хотелось с вами познакомиться…
Психолог предлагает встать ребятам в круг, передавать мяч и называть свои имена.
Ласковое имя, которым вас называют дома. Да и в сказочных странах имена звучат иначе…
2.
Ритуал «входа» в занятие
Создать настрой на совместную работу, разделить мир материального и волшебного
Коллективное упражнение, которое разграничит реальный и сказочный миры.
Итак, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочную страну и познакомиться там с моим другом Иржиком.
Дети и педагог: Возьмемся за руки…для того чтобы попасть, сначала шаг вправо, потом в лево…и все вместе произносим волшебное заклинание: снип, снап, снури…
3.
Расширение
Расширить представления ребенка о чем-либо. Предложить новую информацию в виде сказки, притчи, легенды.
Психолог рассказывает или показывает детям что-то новое. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь Иржику.
Главный герой и соведущий Иржик.
Рассказать сказку о 7 архетипах. И поговорить о них как о 7 частях, которые находятся в каждом человеке.
От лица Иржика представиться детям и попросить помочь определиться: кто же он? (мальчик или девочка? Почему вы так решили?)
Психолог говорит от лица Иржика: Порой я бываю не похож сам на себя. То я зол, то я задумчив, то услужлив, то как рыцарь рвусь в атаку. Помоги разобраться. А поможет нам в этом сказка.
Дети садятся вокруг психолога и начинается сказка.
Итак, сказка начинается. Однажды маленький мальчик спросил у мамы «Где Иржик? Вот мои ручки, вот ножки, вот животик, а где же Иржик?» Я тебе ответила, что и ручки и ножки и все остальное, что ты видишь в зеркале – это ты. Но ты, это и тот, кто думает, делает, чувствует. Вот сегодня давай поговорим о том тебе, которого не видно, но который себя проявляет разными мыслями, чувствами, поступками, желаниями.
Ты уже замечал, то тебе хочется соревноваться, то командовать, то что-то изобретать, то рассказывать.
Так вот у тебя есть 7 слуг, 7 братьев, это они так по - разному проявляются в тебе. Я расскажу тебе о них.
Сначала я скажу тебе как их зовут. Воин, Король, Крестьянин, Купец, Учитель, Монах и Слуга.
Психолог демонстрирует Шапки с разными иллюстрациями согласно мужским архетипам.
Итак, разреши представить тебе 1-го слугу, которого зовут Воин.
Психолог поднимает Шапку воина и одевает на Иржика.
На кого он стал похож, ребята? – спрашивает психолог.
Ему всегда надо быть первым. Он очень любит соревноваться и побеждать. И у него есть все качества для этого и смелость, и упорство, и задор. Он защищает слабых (детей и женщин) и соревнуется только с равными. Бывает так, что Воин злится, когда проигрывает. Но он помнит, что ему нужно научиться управлять собственным гневом и собственной силой, тогда он будет непобедимым.
Второй слуга –
Король, или еще его можно назвать Царь.
Психолог поднимает Шапку монарха и одевает на Иржика.
Он стремиться быть главным. Ему важно, чтобы все окружающие его внимательно слушали и выполняли его указания. Но ты знаешь, что короли бывают разные. Вспомни сказку «Златовласка».
Психолог спрашивает: Ребята, а короли какими бывают? Добрыми, умными, справедливыми или…
Ребятам демонстрируется отрывок Сказки Златовласка
Там было 2 короля. Один у которого служил Иржик, а другой отец Златовласки. Тебе какой больше понравился? А почему? Да, верно, отец Златовласки был добрым, заботливым, терпеливым и мудрым. Согласись, очень не просто одному воспитывать 12 дочек. А какой порядок был у него во дворце, как любили и уважали его дочери, как хорошо он встретил Иржика. Иржик сначала даже решил, что это простой рыбак, а не король. Так просто он был одет и приветливо себя вел. А другой король был злым, завистливым, подозрительным. Поэтому он и жил один в окружении слуг, которые его боялись и солдат, которые его охраняли. И какую песню он пел, помнишь? «Кто на свете всех умнее – я, я, только я». Согласись не приятно смотреть на такого короля, да и жить в его королевстве также не сладко. На какого короля ты хотел бы, быть похожим? Тогда нужно уметь управлять собой и вести себя достойно.
Третий слуга – это
Крестьянин.
Психолог поднимает Шапку крестьянина и одевает на Иржика.
Ребята, а подумайте, крестьянин – кто это? – спрашивает психолог.
Крестьянами называют людей, которые живут на земле, ухаживают за ней, питаются ее плодами.
Знаешь ли ты таких людей?
Кто из наших знакомых пашет, сеет, косит, держит корову, овечек, курочек?
Ты заметил, какое у них всех большое хозяйство. И дом большой и хлев и огород. А в гараже чего только нет!
И трактор, и косилка, и везьдеход. А ты заметил, что когда бы мы не пошли с тобой гулять, они всегда при деле. А какой порядок у них? И в гараже, и в огороде, все на своих местах и все в свой срок. А еще ты заметил, с какой радостью они делятся плодами своего труда?
Но есть и такие крестьяне, у которых огороды заросли крапивой, техника сломалась, скотина болеет. Тебе какие больше нравятся?
Настоящий Крестьянин, любит природу, заботится о ней, бережет вещи, поддерживает порядок, делает все в срок и ценить семью.
Физкультурная минутка:
Ребятам предлагается войти в роль крестьянина: ленивого и хозяйственного.
Ребята изображают крестьян и делятся впечатлениями.
Вот и 4 слуга –
Купец!
Психолог поднимает Шапку купца и одевает на Иржика.
Раньше купцами называли людей, которые занимались торговлей. В одном месте они купят нужный товар, в другом продадут. Купец, от слова – купить. Помнишь сказку «Аленький цветочек»? Батюшка у Настеньки был купцом. Помнишь, ему нужно было уезжать из дома, путешествовать, с ним случались различные приключения. Вот и твой Купец проявляет себя желанием новых впечатлений, приключений. Иногда Купец проявляется в желании обхитрить, обмануть, но как ты знаешь, это до добра не доводит. Поэтому надо учиться быть искренним.
Так кто же такие купцы, ребята? – спрашивает психолог.
Кому-то из ребят предлагается примерить на себя роль купца и предложить товар другим детям-участникам.
Пятый слуга зовется
Учитель!
Психолог поднимает Шапку философа и одевает на Иржика.
Он тебе хорошо знаком. Именно он задает вопросы: Почему? Отчего? Зачем? Вчера засыпая, ты спрашивал: «Что такое точка зрения? Кто такие ротозеи?» Эти вопросы задает твой внутренний Учитель. Это он придумывает, а затем рассказывает разные истории. И чтобы эти истории были интересны не только тебе, но и другим, нужно учиться понимать людей, интересоваться ими.
Какие качества есть у философа, ребята? – спрашивает психолог.
Шестой слуга тебе хорошо знаком, зовут его
Монах.
Психолог поднимает Шапку монаха и одевает на Иржика.
Именно он помогает тебе молиться, обращаться к Спасителю, Богородице, батюшке Серафиму. Он зовет тебя в Храм, и замирает вместе с тобой от восторга, глядя на Радугу.
И последней слуга так и называется –
Слуга.
Психолог поднимает Шапку слуги и одевает на Иржика.
Ребята, как вы думаете, кого называют слугами? – задается вопросом психолог.
Слуга – это тот, кто служит, кто умеет исполнять волю другого. Помнишь Иржика, он служил верой и правдой своему королю, выполнял его поручения, даже согласился принять смерть, чем нарушить данное господину слово. Но помнишь, чем закончилась сказка? Иржик и Возлюбленную нашел и королем стал. Потому что он умел любить, быть верным и преданным.
Вот родной мой, такой рассказ о 7 слугах, которые живут в твоей внутренней стране. Кого-то из них ты уже знаешь хорошо, а с кем-то только предстоит познакомиться. Главное, чтобы они жили дружно, помогали друг другу и тогда ты будешь становиться лучше, у тебя все получиться за чтобы ты не взялся с добрыми помыслами. Ты будешь делать открытия в себе и Мире и дарить их другим. 7 слуг – это как 7 нот. Будешь настойчиво заниматься, слушать каждую ноту и постепенно ты сможешь извлекать прекрасную музыку, которая будет радовать и тебя и других.
4.
Закрепление
Чувственно-смысловое проживания новой информации. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка
Психолог предлагает выбрать случайным образом шапку и перевоплотиться в разных героев и в этом качестве пойти на бал с подарком.
Герой сказки Иржик приглашает сказочных героев на бал. Психолог проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
Психолог предлагает ребятам воспользоваться шапками различных героев и перевоплотиться в них.
Не глядя из мешка каждый ребенок вытягивает шапку.
1. Показать, как ходят, ведут себя Воины, Купцы и другие слуги.
2. Что каждый из этих слуг несет в себе?
Как в Иржике всё соединилось…Купец, Слуга, Монах? Как они Вам помогают…и т.д.
3. Песня о дружбе. Ее предлагает прослушать и подпеть Иржик.
5. Интеграция Обсуждение игрового опыта. Объединение нового опыта с реальной жизнью. Психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии.
Ребята, а вам понравилось путешествие? А что мы возьмем с собой?
Психолог подхватывает последние слова детей и доводит до смысла.
6.
Обобщение
Четко подвести итог всему тому, что происходило на занятии. Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
Психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
Итак, мы побывали в удивительном месте, в государстве, где живет Иржик, узнали о семи частях, которые живут в каждом мальчике и важности, чтобы они всегда дружили!
7.
Ритуал «выхода» из занятия
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде
Психолог: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».
Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Спасибо! До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии
Сказкотерапия для детей 5-8 лет
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Сказкотерапия с песком
Похожие статьи:
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе