Конспект ООД с презентацией в старшей группе детского сада. Свойства воздуха
Конспект ООД в старшей группе "Исследование воздуха" с использованием ИКТ
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».
Автор: Бычкова Елена Васильевна, воспитатель. Место работы: МКДОУ «Мещовский детский сад», г. Мещовск, Калужская область. Описание материала: предлагаю конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. В основе ООД лежит познавательно-экспериментальная деятельность детей в форме фронтальных и демонстрационных опытов. Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: формирование представлений о свойствах воздуха, о значении воздуха в жизни человека. Задачи:
А) образовательные
- формирование представлений об основных свойствах воздуха
- формирование начальных знаний о роли воздуха в жизни человека
- формирование умения делать выводы
Б) развивающие
- развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
- развитие внимания
В) воспитательные
- воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении работы
- воспитание умения работать в коллективе, дружелюбия
- формирование основ экологической культуры Предварительная работа: чтение произведения Н.Н. Носова «Приключения Незнайки». Методы и приёмы работы с детьми:
вводная игровая ситуация, объяснение и показ действия, самостоятельное выполнение действий, помощь, указание, вопросы, обыгрывание, проблемная ситуация, работа с рисунками- символами. Виды детской деятельности: экспериментальная, коммуникативная, продуктивная, физическая. Материалы и оборудование:
мультимедиа проектор,
посылка на адрес группы детей,
конверт с изображением Знайки и его адресом,
целлофановые пакеты на каждого ребёнка (опыт №1)
аптекарские весы, два одинаково надутых шарика (опыт №2)
стакан с водой и коктейльная трубочка на каждого ребёнка (опыт №3)
ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, пластилин (опыт №4)
ёмкости с ароматами (опыт №5)
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети здороваются с гостями.
Предлагаю детям поприветствовать друг друга:
«Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!» (дети осуществляют действия согласно тексту). Мотивирующее начало.
На экране появляется слайд с звенящим колокольчиком. Слайд №2.
Воспитатель: «Дети, нам кто-то звонит»
Открывается следующий слайд (слайд №3): аудио-видеообращение Знайки к детям «Здравствуйте, ребята! Это я, Знайка. Я знаю, что вы любознательные и поэтому хочу похвастаться, что недавно прочитал очень интересную книгу. А называется она «Опыты и эксперименты». Я поспешил с ней в свою лабораторию. Эта книга помогла мне в увлекательной форме узнать много интересного об окружающих предметах. А ещё я отправил вам посылку с ценным подарком. До свидания, до связи!»
Почтальон вносит посылку. Воспитатель с детьми открывают её, посылка пустая.
Воспитатель: Видимо Знайка торопился и забыл положить в посылку свой подарок. Ничего страшного, пришлёт в следующий раз. А я хочу пригласить вас в свою лабораторию. В ней мы попробуем поэкспериментировать так, как это делает академик Знайка в своей лаборатории. Основная часть
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (выслушиваются ответы детей). Да, это помещение, в котором проводят опыты, ставят эксперименты, где имеется специальное оборудование.
Есть и правила поведения: (вывешены на ширме, символизирующей лабораторию; оформлены в виде рисунков-символов):
1. Оборудование использовать только для проведения опыта.
2. Соблюдать тишину.
3. Не мешать работать соседям.
4. Сначала послушай и посмотри, а потом повтори.
А с чем мы будем экспериментировать вы скажете сами, отгадав загадку:
«Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.» (воздух)
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем».
(Воздух)
Предлагаю детям пройти в импровизированную лабораторию и занять места для работы.
ОПЫТ 1. Фронтальный. Воздух вокруг нас (целлофановый пакет)
Чтобы экспериментировать с воздухом, надо убедиться, что он есть, его надо поймать. Попробуем это сделать ладошками. Не получается. А если воспользоваться целлофановым пакетом?
(Ловим воздух целлофановыми пакетами)
Где мы ловили воздух? Рядом с собой. Но ведь мы его не видим, мы видим друг друга, предметы.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
(Каждый вывод оформляется в рисунок-символ и вывешивается на магнитную доску)
ОПЫТ 2. Демонстрационный. Имеет ли воздух вес? (весы, шарики воздушные).
Взвешиваем два шарика (должны весить одинаково), затем один прокалываем и наблюдаем изменения.
Вывод: имеет вес.
ОПЫТ 3. Фронтальный. Воздух внутри нас; он легче воды (стаканы с водой, коктейльные трубочки).
Дуем в трубочку, опущенную в воду. Пузырьки – это и есть воздух. Он легче воды, поэтому всплывает.
Вывод: легче воды.
Этот воздух мы выдохнули из себя. Воздухом мы дышим. Попробуйте вдохнуть и задержать дыхание, пока я буду считать до пяти. Вы почувствовали, как это тяжело – не дышать?
Вывод: воздух необходим человеку для жизни.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: как проверить, есть ли воздух в стакане?
(перевернуть его вверх дном, опустить в воду и потихоньку наклонять, будут выходить пузырьки)
Вывод: воздух есть везде, где есть пустота.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Воздух – невидимка»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! руки накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики»
ОПЫТ 4. Демонстрационный. Воздух тоже занимает место (стакан с водой, салфетка, кусок пластилина).
С помощью воздуха можно показывать фокусы. Вот один из них.
(Воспитатель демонстрирует опыт: опускает стакан в воду вверх дном, на котором приклеена салфетка, результат обсуждает с детьми.)
Салфетка осталась сухой, потому что стакан заполнен воздухом.
Вывод: воздух занимает место.
ОПЫТ 5. Воздух переносит запахи (ёмкости с мякотью апельсина, с чесноком)
Поднимитесь, пожалуйста, и подойдите ко мне. Я прошу вас закрыть глазки и подышать, делая глубокий вдох и выдох. Скажите, что вы почувствовали? (ничего) А теперь? (Воспитатель поочерёдно проносит мимо детей ёмкость с измельчённым чесноком) Да, вы почувствовали аромат, идущий от чеснока. Помог в этом воздух. Вывод: воздух не пахнет, но переносит запахи.
Как бы ароматно не пахло вокруг нас, дышать хочется чистым, свежим воздухом. Но, к сожалению, люди очень сильно его загрязняют (показ слайда №5 – дым из труб, слайдов №6, 7 – выхлопные газы от работающих машин и стремление людей защититься от них).
Воздушная оболочка Земли слишком мала, её надо беречь (слайд №8 – фото Земли из космоса, на котором видна узкая воздушная оболочка).
Вывод: человеку нужен чистый воздух, его необходимо беречь.
Рефлексия.
Ребята, я, кажется, догадалась, что за ценный подарок Знайка прислал нам! А вы? Ну конечно же ВОЗДУХ. Давайте проверим не ошиблись ли мы. Снимаем по очереди символы, обозначающие свойства воздуха, озвучиваем их, проверяем на соответствие тому, что имеется внутри посылки (складываем символы в неё).
Друзья, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Как называется такая техника рисования? (кляксография)
Я предлагаю сделать сюрприз Знайке: нарисовать картины и отправить ему по почте. У меня даже есть конверт для этого. Дети выполняют рисунки в технике кляксография.
Воспитатель: Как только наши рисунки высохнут, положим их в конверт, и я отнесу его на почту. Уверена, он будет рад.
Презентация на тему: Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник
Здравствуйте, Елена Васильевна! Замечательный конспект образовательной деятельности у Вас получился. Детям наверное было очень интересно на Вашем занятии. Примите мой голос и пожелания удачи!
Ольга Андреевна, спасибо. Детям действительно было интересно. Младший воспитатель мне потом рассказывал, что дети вернувшись в группу с "горящими" глазами начали ей рассказывать о занятии. И ведь поверили, что Знайка прислал им посылку ("Алексеевна, представляешь, Знайка прислал нам воздух в посылке!..."
БЛАГОДАРЮ!
Здравствуйте, Елена Васильевна! Познакомилась с Вашей познавательно-исследовательской деятельностью в старшей группе "Свойства воздуха". В ходе занятия происходит закрепление представления детей о свойствах воздуха, дети сравнивают, анализируют, учатся делать выводы. Самое интересное конечно для них, это видеозвонок от Знайки, интересный сюрпризный момент. ГОЛОС
Здравствуйте, Елена Васильевна! Очень понравился конспект ОД "Свойства воздуха"! Я думаю, детям было очень интересно! Это всегда увлекательно, познавать окружающий мир через экспериментальную деятельность, включая все органы чувств! Отличный материал! Дальнейших творческих успехов! голос
Елена Васильевна, Вы молодец!!!
Ваша разработка помогает деткам задуматься над процессами происходящими вокруг, то что мы, взрослые, привыкли видеть каждый день. В ходе Вашего занятия ребята учатся наблюдать, исследовать, анализировать и делать выводы, т.е. чего сейчас не хватает школьникам. Ваше мероприятие развивает интерес к наукам, возможно кто то из них будет ученым, врачом, ведь все навыки любознательности зарождаются в детском саду. А учителя подхватывают их в школе.
Дерзайте! Успехов!
отдаю свой голос.
Спасибо огромное Вам, Ольга Александровна, за оценку моей разработки. Да, в современных программах воспитательно-образовательного процесса в детских садах стали делать акцент на развитии познавательной активности детей; ищем формы, приёмы работы в этом направлении. БЛАГОДАРЮ!
Здравствуйте, Елена Васильевна! С интересом посмотрела Ваш материал. На этом занятии Вы не только развиваете познавательную активность детей, будите в них исследователей, но и сообщаете им первоначальные сведения об экологической культуре. Думаю, что такое мероприятие не пройдёт бесследно, оно обязательно запомнится детям! Голос.
Здравствуйте, Елена Васильевна! С интересом познакомилась с Вашей познавательно-исследовательской деятельностью в старшей группе "Свойства воздуха". Очень актуальная публикация. Примите голос!