Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы ДОУ на тему «История появления лампочки»
Автор: воспитатель Логунова Елена Андреевна, 1 категория, МДОУ «Оршинский детский сад» посёлка Орша
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формы непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность
Формы организации: группа
Программное содержание:
Цель:
Дать детям представление об изменении предметов, используемых человеком для освещения, в связи с потребностями общества и техническим прогрессом.
Задачи:
Образовательные:
• Помочь детям ориентироваться прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком;
• Закрепить правила безопасного использования электроприборов;
• Вызывать интерес к жизни людей в прошлом.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Развивающие:
• Развивать: ретроспективный взгляд на предметы быта, связную речь. Обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию.
Актуальность:
Развитие познавательных интересов дошкольников: является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе, устойчивые познавательные интересы является неотъемлемой частью школьной готовности.
Словарь новых слов: Светец, керосиновая, электрическая, цоколь, колба, нить накала.
Оборудование:
Иллюстрации: «Керосиновая лампа», «Факел», «Лучина», «Костёр», «Свеча», портрет Александра Ладыгина;
Мнемосхема: «Свеча», веревка с узелками, макеты: пещера, замок, чёрный замок королевы тьмы из бумаги, чёрный конверт, свечи на всех, лампочка электрическая;
Ноутбук: Презентации: «Лучинушка», «Керосиновая лампа»,; Настольный светильник; полоска голубой бумаги – река времени, макет машины времени, светильник – с разноцветным светом, музыкальное оформление.
Предварительная работа:
• Познавательное: «Изобретения человека», «Кто такие изобретатели?». Просмотр журналов иллюстраций – «Электроприборы», Настольно печатная игра: «Из чего это сделано?». «Что такое нефть?».
• Речевое: Чтение стихотворения С. Маршака. «Электрическая лампочка». Подбор загадок, стихов, сказок согласно тематики НОД.
• Социально коммуникативное: Беседы: «Осторожное обращение с электроприборами», «Огонь враг и друг»., «Повторение мнемосхемы пожарная безопасность - свечи».
• Художественно-эстетическое: «Осветительные приборы» - лепка
• Физическое развитие: Подвижная игра: «Ток бежит по проводам». «Светит не светит»
Планируемый результат:
• Повышение любознательности, активности детей.
• Проявление интереса к новому, неизвестному.
• Проявление самостоятельности в различных видах деятельности.
Интегративные качества:
Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту". Умеет планировать свои действия, направленные на достижение конкретной
цели. Совершенствование навыка безопасного обращения с осветительными приборами.
Любознательный, активный - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Орг. Момент
Дети стоят полукругом около воспитателя
Воспитатель:
«Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Воспитатель: - Ребята, нам прислали подарок (демонстрация светильника). Хотите проверить, как он работает? (Ответы детей). Вместе с детьми вставляем штепсель в розетку и нажимаем кнопку. Светильник не загорается, удивлённо осматриваем его. (Предположение детей, почему он не работает)
Воспитатель: - Вместе с детьми выясняет в светильнике нет лампочки.
Воспитатель: «Куда же делась лампочка?» - ищет, находит письмо в чёрном конверте от феи тьмы:
Я чёрная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы. Чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это не возможно, они все в далёком прошлом…
Воспитатель: -Что же нам делать?
Дети: Принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки.
Воспитатель: А что же поможет нам переместиться во временном пространстве?
Вношу макет машины времени с копками: (Картинки кнопки: Факел, Костёр, Лучина, Свеча, Лампочка, Керосиновая лампа).
Основная часть
Воспитатель: Ребята выберите, первую кнопку, на которую нам нужно нажать, какой первый предок был у лампочки?
Дет: Выдвигают гипотезы, вместе приходим к выводу, Нажать нужно на кнопку костра.
Дети нажимают кнопку «костёр» звуки фонограммы «Прекрасное далёко – 01» и сияние диско-шара дети медленно кружатся по группе. Медленно подвожу кружащихся детей к имитации пещеры.
Воспитатель: Куда же мы попали? Как вы думаете, кто здесь живёт?
Дети: - Мы попали в каменный век, когда жил Первобытный человек.
(Воспитатель с Детьми рассаживаются вокруг очага-костра).
Воспитатель: -Как вы думаете, в такой пещере было темно или светло, есть ли здесь окна?
Воспитатель: -А что же освещало пещеру? (
Дети: «Огонь»)
Воспитатель: - Как же первобытные люди разводили огонь, ведь спичек ещё не было?
(Дети предлагают варианты).
С помощью камней дети пытаются высечь искры.
Воспитатель: -Получается? (Дети: Высечь искру с помощью камней очень трудно.)
Вывод: Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.
Воспитатель: - -для чего ещё использовали огонь первобытные люди? (Дети: Огонь нужен был для приготовления пищи, обогрева).
Воспитатель: - Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему?
Дети: Делают самостоятельный вывод:
Огонь является предком лампочки, так, как он даёт свет.
Дети берут с собой символ очага.
Воспитатель:- Делаем выбор, на какую следующую кнопку нужно нажать?
Дети: Выдвигают гипотезы, вместе приходим к выводу, Нажать нужно на кнопку факел.
Звучит фонограмма - "Прекрасное далёко" , мерцает бликами шар, дети тихо кружатся, перемещаясь по прошлому. Появляется макет замка Предлагаю детям переместиться на стульчики, перед замком
Воспитатель: - Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать. Для этого придумали факелы. Рассматриваем иллюстрацию или макет факела.
Воспитатель: - Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними ночью по улицам. Факел состоит из деревянного или железного древка, деревянный обматывали паклей – затем обмакивали его смолу и зажигали, в дальнейшем делали древко железное на конце с чашей в которую, наливали горящую жидкость
Дидактическая игра: «Хорошо-плохо».
Дети, передавая друг другу волшебную палочку, или макет факела называют положительные и отрицательные качества факела.
-А факел может быть предком электрической лампочки? Почему? (Дети делают вывод). Берём с собой символ факела.
(Звучит фонограмма древняя Руская народная музыка).
Воспитатель: - Машина времени сама отправила нас дальше в путешествие. Куда мы с вами попали?
Дети: Выдвигают гипотезы.
Воспитатель: - Мы с вами попали в эпоху старины, к нашим предкам славянам. Давайте, посмотрим, что же хочет показать нам машина времени (презентация: «Горит в избе лучинушка»).
Воспитатель: Обычно лучину получали из берёзы, она лучше горит. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец.
- Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей). Ну, конечно же, на слово "свет".
Дети: От обгоревшей лучины мог случиться пожар.
Опыт: «Как горит лучна»
Дети: Давайте посмотрим, как горит лучина, (наблюдаем).
Вопросы в ходе наблюдения:
- Ярко светит? (Ответы детей: Тускло горит, коптит)
- Надолго её хватило? (Ответы детей: Быстро сгорает)
- Опасный вид освещения или нет? (Ответы детей: очень опасный, может спалить весь дом)
Поэтому под светец ставили специальную ванночку с водой.
Вывод: Света от лучины было мало, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках».
Воспитатель: Обращает внимание на коробку, на ней загадка, читает
О дальнейшем предки лампочки узнаете, когда загадку разгадаете: Читает загадку:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
Хоть и плачет огонь,
Всё же, ты его не тронь:
Слёз вода горяча!
Обожжёт тебя…(Свеча!)
Воспитатель: Догадались, что придумали люди взамен лучины?
Дети: Свечи.
Воспитатель: Молодцы загадку правильно отгадали и коробочка открылась (демонстрация свечей). Предлагаю взять, каждому по свече рассмотреть и рассказать из какого материала сделана свеча, что у неё внутри, для чего?
Дети: самостоятельно изучают свечи, делают выводы и предположения.
Воспитатель: Свеча сделана из воска, внутри неё нитка – фитиль, свечами освещали как аленькие дома, так и огромные залы (просмотр иллюстраций). Удобен ли такой вид освещения?
Дети: Нет свечи мало горят, очень опасный вид освещения.
Воспитатель: Обращает внимание на мнемосхему правила пожарной безопасности – свеча. Работа по мнемосхеме с детьми.
Воспитатель: Для того, чтобы сделать открытый огонь, который давали свечи менее опасным, человек придумал накрыть его, как вы думаете. Чем?
Дети: Стеклянными колбами….
Воспитатель: А затем, когда люди научились из топлива нефти делать керосин, то придуманы были керосиновые лампы.
(Давайте посмотрим, как работает керосиновая лампа презентация).
Воспитатель: Ребята лучину, свечу и керосиновую лампу будем брать собой?
Дети: Будем брать все эти предметы дают свет.
Воспитатель: Включить музыку и разноцветный свет
- Машина времени отправило во время, когда люди придумали электричество. Давайте поиграем в игру
Физ. Минутка: Подвижная Игра "Ток бежит по проводам".
Ход игры:
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Как только люди узнали ток и то, что он даёт энергию в 19 веке русский изобретатель Александр Лодыгин изобрёл лампу накаливания с угольной нитью. (Портрет изобретателя, картинка лампочки).
Воспитатель: Ребята мы всех предков нашей лампочки собрали? (Ответ детей).
- Давайте выложим все предметы на реке времени, что сначала, что потом, выкладывают на реке времени (полоса голубой бумаги, упирается в чёрный замок королевы тьмы): Костёр, факел, лучина, Свеча, Керосиновая лампа, лампочка. Замок падает, открываем коробку с лампочкой внутри.
Дети: Рассматривают электрическую лампочку. Отвечают на вопросы воспитателя:
Воспитатель:
- Из чего она сделана, что у неё внутри? – стеклянная колба, цоколь из металла, нить накала.
-Удобна ли электрическая лампочка?
-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?
Дети: ярко и долго светит, безопасна).
Звучит фонограмма Прекрасное далёко – дети возвращаются в группу
Итог
Воспитатель: Мы вернулись в своё время, вкрутим нашу лампу?
Но сначала давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами.
Дети: Нельзя браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода...
- Где мы были?
- Что нового узнали?
- Что хотели бы ещё узнать?
- Как изменилась жизнь людей с приходом электричесва7
- Если путешествовать в прошлое лампочки понравилось, раскрасьте лампочку жёлтым цветом, если нет чёрным.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе
Конспект НОД по физической культуре в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж