Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Советская культура в 1917-1927 гг.

Конспект урока по истории культуры ХХ века "Советская культура в 1917-1927"
Пришедшие осенью 1917 года к власти большевики, провозгласили светский характер государства и отделение от него церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был принят Советом народных комиссаров 20 января 1918 года. И это существенно повлияло на ценности жителей страны советов. Законным, например, признавался только гражданский брак, записанный в книге актов регистрации гражданского состояния. В школа прекратили преподавание закона Божьего. Хотя искоренить Бога из искоренить Бога из мыслей людей в нашей тысячу лет крещеной стране было невозможно.

Ликвидация безграмотности
В целом гуманный лозунг – ликвидации безграмотности приобрел директивный характер. 26 декабря 1919 года в разгар «военного коммунизма» вышел декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Все население республики, не умеющее читать и писать обязано было обучаться грамоте. А все владеющие грамотой обязаны были их учить. Это выглядит и очень гуманно, с одной стороны, и, временами, шаржировано, когда учиться грамоте должны были люди, совершенно этого не хотящие. В 1919 же году Ленин в устном выступлении пояснял: «Безграмотный человек стоит вне политики». То есть чтение и письмо должно было воздействовать на взгляды людей, их отношение к власти большевиков. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. И уже в 1926 году всесоюзная перепись сообщала, что за это время свою неграмотность ликвидировало 5 миллионов человек.

Советская школа
30 сентября 1918 года вышел документ ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу были заложены самые передовые идеи педагогики того времени. Многие из них обслуживали нужды большевистской идеологии. Так в 1923 году Ленин сказал: «Школа вне жизни, вне политики есть ложь!». То есть школы должны были готовить не просто грамотных людей, а «строителей коммунизма». Но у большевистской школы были и очевидные преимущества – она была бесплатной, во всех своих проявлениях, в ней присутствовали идеи самоуправления, что вполне соответствовало духу времени и мечтам о коммунизме – ведь только закончились революция и гражданская война и настало время строительства «светлого будущего». В советской школе культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Образцом педагога того времени был А.С. Макаренко. В 1920-е годы еще поощрялось педагогическое новаторство.
Поскольку на переходный период от капитализма к социализму планировалась диктатура пролетариата, то это сказалась и на правилах приема в высшую школу.
В августе 1918 года вышло постановление, определившее правила приема в вузы: преимущественное право поступления, получала рабочая и крестьянская беднота. Но знаний этих абитуриентов не хватало, чтобы учиться в вузе и тогда стали открывать Рабфаки – рабочие факультеты, которые готовили к поступлению в вуз. К 1925 году 50% абитуриентов закончили вуз, им предоставляли стипендии и общежития. Так целенаправленно в ходе государственной политики большевики создают новую советскую интеллигенцию.

Наука в 1920-е годы
В науке после прихода к власти большевиков по инерции какое-то время, продолжались процессы, запущенные «серебряным веком». Были очень популярны лекции по истории религии и культуры в Политехническом музее.
До 1922 года в доме Н.А. Бердяева проходили диспуты и было все это основано на энтузиазме организаторов.
Ученых же «естественников», работавших на оборону, государство поддерживало. Ученые с мировыми именами в ответ проявляли лояльность большевизму. Так известно, что специалист по физиологии растений, изучавший процессы фотосинтеза, К.А. Тимирязев перед смертью записался в коммунисты. В.М. Бехтерев сумел получить у большевиков поддержку в основании института мозга взамен на лояльность, профессор психиатрии и неврологии призывал в газетах строить «новую жизнь».
Таким ученым обеспечивались более менее сносные условия работы. В их число попали занимавшийся биохимией А.Н. Бах, физиолог И.П. Павлов.
С введением НЭПа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания. Возобновился выпуск научно-популярных журналов «Былое», «Голос минувшего», «Экономист». Стали собираться ученые съезды врачей, экономистов, Международный геологический конгресс.

Искусство
Сумерки «серебряного века»
В полном расцвете творческих сил встретили революцию корифеи «серебряного века» А.Н. Куприн, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт. Эти люди понимали, что старые ценности скоро либо запретят, либо поставят под контроль новой власти. Многие уехали в эмиграцию сами, либо их вынудили уехать И.А. Бунин, А.И. Куприн, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский из литераторов, композиторы А.К. Глазунов, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, известные певцы Ф.И. Шаляпин и А.Н. Вертинский; художники И.Е. Репин, В.В. Кандинский, К.А. Коровин, М.З. Шагал, Л.С. Бакст.
Критическую позицию по отношению к большевикам занял пролетарский писатель Максим Горький. Он уехал на остров Капри в Италии.
Остались в России те, кто не потерял надежду на новые творческие возможности – А.А. Ахматова, А.А. Блок, С.А. Есенин, В.Я. Брюсов, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин, В.В. Маяковский. Ими революция была опоэтизирована.
Известно, что в начале ноября 1917 года нарком просвещения А.В. Луначарский созвал в Смольном совещание писателей, художников, режиссеров по вопросу сотрудничества с советской властью. На совещание пришли А.А. Блок, Н.И. Альтман, В.В. Маяковский, В.Э. Мейерхольд, А.М. Карев.
Однако, у футуристов и до революции было много врагов и после нее. «Футуристы, кубисты и прочие новаторы ни в каком случае не являются предтечами «нового искусства» писал в 1921 году критик Э.Ф. Голлербах (Мария Чегодаева «К истории социалистического реализма в России» //Диалог искусства, 2010, 03, стр. 23). Ленин активно противостоял Луначарскому, защищавшему футуристов – «Покровский! Паки и паки, прошу Вас помочь в борьбе с футуризмом… 1) Луначарский провел в коллегии (увы!) печатание «150 000 000» Маяковского. Нельзя ли это пресечь? Надо это пресечь. Условимся, чтобы не больше двух раз в год печатать этих футуристов…» - писал Ленин (Там же).
Вообще у большевиков с интеллигенцией сложно складывались отношения. Они столкнулись с так называемым «саботажем» в самом начале пребывания у власти, когда образованные слои общества отказались признать большевистский захват власти законным. И в первый год у большевиков были проблемы с учительскими, медицинскими, военными специалистами.
В августе 1921 Совнарком объявил о разоблачении так называемой «Петроградской боевой организации», которая готовила переворот в стране. По делу этой организации был казнен Николай Гумилев. В 1922 году советское правительство решилось на беспрецедентный в мировой истории шаг – выдворили из страны 160 ученых, художников … Они не разделяли взгляды большевизма, но и не сопротивлялись свершившейся революции.
В 1922 же году был утвержден специальный цензурный комитет «Главлит». Он составлял списки книг, подлежащих исключению из библиотек и торговой сети. В 1923 году появился «Главрепертком», призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.
Большевистская революция привела к массовой эмиграции. За границей оказались четверть офицеров и солдат белых армий, многие представители интеллигенции. Большинство эмигрантов были враждебно настроены к советской власти и считали, что она падет. Но большевики выиграли гражданскую войну, удержали власть и стали поднимать экономику и многие эмигранты посчитали их жизнеспособными. Это движение получило название «сменовеховства», так как его идеология была изложена в сборнике статей «Смена вех» в Праге. Авторами были журналисты околокадетских взглядов Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, А.В. Бобрищев-Пушкин. Они считали, что большевики смогли взять стихийную революцию под контроль, и в целом правят в духе имперских традиций и со временем большевистская власть утрачивает свои экстремистские черты. Из эмиграции вернулись А.Н. Толстой, А.И. Куприн, С.С. Прокофьев, М.И. Цветаева, Максим Горький.

Большевики и церковь
Провозгласив себя атеистами, большевики поставили цель воспитать нравственного человека, чем во все времена занималась церковь.
Нравственным считалось все то, что способствовало разрушению старого строя, основанного на эксплуатации человека человеком, и нравственно то, что способствует строительству коммунистического общества. В 1918 году вышел декрет об отделении церкви от государства, а школы от церкви. Следствием стал произвол в отношении церкви, закрытие храмов, аресты священнослужителей. Большевики закрыли Синод. Главой Русской Православной церкви после восстановления патриаршества стал патриарх Тихон. В 1922 году вышел декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих, что вызвало протесты церкви и верующих, столкновения в Шуе приобрели кровавый характер. В 1922 ряд церковных деятелей был приговорен к смерти. А в РПЦ произошел раскол, появилась так называемая «живая церковь», симпатизирующая большевикам. Проводилась антирелигиозная пропаганда среди молодежи. В 1925 году был создан Союз воинствующих безбожников, стал выходить журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона большевики не допустили выборов нового патриарха. Сергия, взявшего на себя эти обязанности, выслали на Соловки. Государство присвоило себе роль главного идеолога и монополию на духовную жизнь общества.

Начало нового искусства
Связано с появлением литературно-художественной организации «Пролеткульт» с целью развития культуры, в основе было развитие творческой самодеятельности пролетариата. В это время стали создавать клубы и рабочие театры. Был создан Первый рабочий театр, на подмостках которого ставили творческие эксперименты, в которых принимали участие В.Э. Мейерхольд, А.И. Пырьев, Э.П. Гарин. Проповедуя идею чистой пролетарской культуры, они выбрасывали на «свалку истории» все культурные достижения прошлого. В.Э. Мейерхольд выдвинул в 1920 году программу «Театральный октябрь». Новый театр должен был выполнять функции агитации, а зритель должен принимать участие в постановке. Но не зритель, ни деятели профессионального театра этого не поддержали. К 1923 году все вернулось к классическому театру.
В 1925 году оформилась организация РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Она оценивала литературные произведения, исходя из социального происхождения писателей. Новое поколение писателей Д.А. Фурманов, В.В. Иванов, А.С. Серафимович идеализировали революцию. Идет процесс популяризации культуры.
В 1920-е годы развивается замечательная живая сатира И. Ильфа и Е. Петрова, М.М. Зощенко, В.В. Маяковского.
При большевиках особую роль приобретает искусство плаката, понятное социальной базе большевиков. Авторами колоритных плакатов, отражающих реалии времени стали В.В. Маяковский, Д.С. Моор. Окна сатиры РОСТА помогали советским гражданам понять реалии политического момента.
В 1920-е годы возникают различные творческие объединения. Например, АХРР – ассоциация художников революционной России. По своему происхождению АХРР был преобразованием товарищества передвижных выставок применительно к новому времени. Поддержанное властью запоздалое «передвижничество» подавало себя как подлинно революционное, пролетарское, единственно нужное революционному народу изобразительное искусство считает М. Чегодаева (К истории социалистического реализма «Диалог искусств», 2010,03).
В целом художники АХРРа писали полотна на доступные народу темы, но избегали или не могли воспользоваться живописными открытиями нового времени.
Футуристы передавали революцию в чувствах. Мастера авангарда искали новые формы и воздействовали на зрителя эмоционально. Казалось, у большевиков нет причин отторгать футуристов. Это происходило как ни странно не по «идеологической» линии, а по «художественной», дело решали не сюжеты, а пластические приемы и условности.
Гражданским долгом каждого мастера было изображение истории победы коммунизма.
Большую роль придавали большевики монументальному искусству, считая, что оно на века способно закрепить достижения революции. В 1918 году Ленин подписал декрет о свержении памятников, посвященных царям и их служителям (генералу М.Д. Скобелеву, например) и выработке проектов памятников деятелям революции – Марксу, Энгельсу, Бакунину.
К памятникам монументализма относится творение И.Д. Шадра – «Булыжник – оружие пролетариата». Или памятник Чапаеву, возведенный М.Г. Манизером.
Архитекторы планировали гигантские «города будущего» в стиле конструктивизм. Этот стиль берет свои корни в эпохе «серебряного века». Исходной точкой конструктивизма, пожалуй, является универсальное положение о том, что в искусстве царствует внутренняя целесообразность – сообразность всех аспектов произведения – целому. «Реальный же конструктивизм, конструктивизм не регламентированный, продолжал дело, начатое ранним авангардом: введение конструкции и конструктивности в круг законных категорий художественного творчества и расширительное их толкование.» (Е.В. Сидорина «Конструктивизм – «без берегов»?» в кн.: Русское искусство ХХ век.2. М., Наука, 2008, стр.533)
«Конструктивное начало являло (обнаруживало) себя не связанным с предметностью или «беспредметностью» - «абстрактностью», с наличием или отсутствием изобразительного сюжета, не связанным с тем или иным видом искусств (конструктивизм на все виды искусства распространился), с тем или иным видом материала – краской, деревом, железом, словом, звуком, с тем или иным видом формоструктур. Конструктивное являло себя как универсальное.» (Там же)
Наиболее известен конструктивизм как направление в архитектуре, возникшее после революции 1917 года в качестве одного из направлений нового авангардного стиля пролетарского искусства. Хотя элементы конструктивизма выделяют и до революции в здании Московского Главпочтампа на Мясницкой улице, например, по проекту братьев А.В., В.А., Л.А. Весниных. Для архитектуры этого направления характерны простота, подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора. Архитекторы конструктивисты старались подчеркнуть функциональность, простоту геометрических форм.
В 1925 году в СССР было создано объединение современных архитекторов (ОСА), которое стало центром развития нового архитектурного направления. В ОСА сотрудничали многие выдающиеся архитекторы того времени – Александр, Виктор, Леонид Веснины, Моисей Гинзбург, Илья Голосов, Константин Мельников. Известны постройки – ДК им. Зуева (архитектор И.А. Голосов), ДК им Русакова (К.С. Мельников), Театр-студия (Веснины).
Золотой век конструктивизма был недолгим, примерно до начала 1930-х, а потом он был назван «буржуазным направлением в архитектуре».
В советской архитектуре с 1930-х годов ХХ века конструктивизм уступает место сталинскому ампиру (до 1950-х).
В целом до 1925 года художественная культура развивалась в безбрежном море плюрализма, рожденного «серебряным веком».
С укреплением позиции Сталина государство берет под контроль художественную культуру. В 1925 году выходит постановление партии «О политике партии в области художественной литературы» с которого начинается идеологизация культуры. Бухарин предлагает интеллигенции идти под знамя революции.

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Образование единого русского государства при Иване III
Опубликовано: 1914 дня назад (1 января 2019)
Просмотров: 2399
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!