Занятие в средней группе. Моя малая Родина
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о родном городе.
Задачи: Знакомить детей с историей возникновения города.
Развивать бережное и созидательное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
Воспитывать любовь к малой Родине.
Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма через изучение фактов истории родного края.
Предварительная работа:
Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций из книг о родном городе.
Экскурсии, беседы, рисование улиц города.
Оформление фотоальбома «Мой Моршанск»».
Оборудование и материалы:
Фотографии родного города.
Выставка книг о Моршанске.
Дидактическая игра «Мой город».
Мультимедийное оборудование.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Как он называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, наш город называется Моршанск.
Послушайте стихотворение.
Небольшой, но в нём дела большие.
Мой Моршанск встает передо мной
Как частица Родины — России
Сердцу самый милый и родной …
Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город! Попробуйте и вы рассказать, за что любите наш город.
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я расскажу вам о том, как появился наш город.
Воспитатель: Моршанск не сразу стал городом. Вначале это была небольшая деревушка с названием Морша. Она располагалась на берегу реки Цна. Через реку проходили торгово-транспортные пути. Быстро развивалась торговля хлебом, медом, салом. На реке Цне сделали пристань, откуда водным путем в Москву, Петербург и другие города шло большое количество барж, груженых продуктами. Село быстро строилось, расширялось, и было преобразовано в город Моршанск – центр большого уезда. В это время утверждается герб города и план.
Что изображено на гербе нашего города Моршанска?
Верхняя часть щита герба изображает герб Тамбова, а нижняя на голубом поле – два перекрещивающихся четырехконечных якоря, знак того, что «в сем городе находится спокойная для выходных судов пристань».
Купеческий, старинный,
Православный городок,
Душе и сердцу милый уголок.
Здесь живет народ глубинный,
Можно так сказать – былинный,
Талантливый народ.
Воспитатель: Как называются жители нашего города? (моршанцы).
Город постепенно рос. Сегодня Моршанск- милый современный городок. Появились новые улицы, выросли дома, современные строения украсили наш городок.
Физкультминутка:
Мы по улице шагаем,
Этажи в домах считаем:
Раз этаж, два этаж-
Двухэтажный домик наш
По бульвару мы шагаем,
Липы с клёнами считаем:
Одна, две, три, четыре, пять….
Трудно нам их сосчитать.
Поспешим, прибавим ходу,
Подойдём мы к переходу.
К светофору подошли,
Красный свет мигнул нам: «Жди!»
Вот уж жёлтый свет погас,
Зелёный — пропускает нас.
Главным архитектурным украшением Моршанска издавна были храмы. К концу XIX века их насчитывалось в городе 17: собор, приходские и домовые церкви, часовни. Жемчужиной города стал Троицкий собор. Его великолепием был поражен сам император Николай II, посетивший город в 1904 году. Он является гордостью нашего города, воплощает страницу его истории.
К архитектурным памятникам Моршанска относится Троицкий собор (1836-1857) -почти точная копия Преображенского собора, построенного в Санкт-Петербурге по проекту архитектора В. П. Стасова.
Никольская церковь.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Воспитатель: Что вы знаете о нашем родном городе?
Ответы детей.
И в ширь, и вдаль легла земля родная,
Где каждый уголок ее хорош,
Но нет в судьбе милей родного края,
В котором ты родился и живёшь.
В нашем городе находятся текстильная и табачная фабрики, железнодорожный вокзал, автовокзал, музей, стадион, ледовая арена, дом культуры, кинотеатр, музыкальная школа, спортивная школа.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на фотографии нашего города и назовите те места, которые вам знакомы.
Игра «Где это находится?»
(показ фотографий)
Гордость Моршанска – историко- краеведческий музей, созданный в 1918 году.
Памятник Боброву В.М.- российскому спортсмену и тренеру.
Памятник Калинину М.И.
В рамках благоустройства прилегающей территории к Свято-Троицкому собору в г. Моршанске, специалистами комитета по архитектуре и градостроительству администрации города совместно с рабочими МУП «Тепловые сети» была проведена работа по подготовке данной территории под создание яблоневой аллеи. Такая работа включила в себя разбивку территории под посадку яблоневых саженцев, очистку территории от различного рода мусора и удаление лишней растительности. В апреле 2013 года в Моршанске появилась яблоневая аллея.
Известные уроженцы и жители города:
Бобров Всеволод Михайлович — советский футболист, хоккеист, футбольный и хоккейный тренер.
Лансере Евгений Александрович — русский скульптор.
Люфанов Евгений Дмитриевич — советский писатель.
Лядова Елена Игоревна — российская актриса театра и кино.
Макаров Александр Викторович — российский футболист, вратарь.
Михайлов Александр Александрович — советский (российский) астроном.
Поляков Лев Александрович (1927—2001) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России.
Пушнин Александр Тихонович, советский художник-живописец и педагог (1921—1991).
Скворцов Александр Александрович — российский лётчик и космонавт-испытатель.
Чеснокова Александра Семёновна — советский живописец (1908—1988).
Воспитатель: Какие улицы нашего города вы знаете? (ответы детей)
Наш городок небольшой, но уютный, утопающий в зелени. Много разных улиц в нашем городе: Пушкина есть и Горького есть,
Сакко-и-Ванцетти и Новая,
Чехова, Островского,
Гагарина, Московская!
Столько улиц, что не счесть…
Воспитатель: Ребята, назовите улицу, на которой расположен наш детский сад.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, на улице МСО. Раньше на этой улице находилась большая строительная организация, строительство велось по всему Моршанскому району, поэтому так и назвали улицу.
Природа нашего города невероятно красива.
Воспитатель: Как называется река, на которой стоит наш город?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, река Цна. Посмотрите, какая река красивая,спокойная.
Сегодня мы признавались нашему городу в любви.
А что это значит – любить свой город?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам продолжить фразу «Я люблю свой город, потому что...».
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы можем сделать для того, чтобы наш город стал лучше?
Дети: Любить свой город, заботиться о нём, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Москва — столица той страны.
Моршанск, пускай и не Москва,
Но для меня милей любой Москвы!
Его воздвигли наши деды
На берегах речушки Цны,
И их великие победы
Уплыли с водами весны.
Средь города горит великий
И вечный воинский огонь.
И смотрит Бог на нас столикий,
А в небе мчится туча — конь.
Стоит наш город три столетья!
Совсем еще он молодой!
Ему желаю многолетья,
Ведь он единственный родной!
Над ним пусть солнце вечно светит,
Пускай водой журчит река,
Пусть он один такой на свете
Стоит, красуется века!!!
Воспитатель: Дорогие ребята! Пусть в ваших сердцах и душах всегда отыщется место для любви к родной земле, к своей малой Родине. Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага. Мы все должны гордиться, что живём в таком, хоть и небольшом, но милом сердцу городе.
Берегите город родной,
Берегите его тишину и покой.
Это небо и солнце, это хлеб на столе.
И родное оконце, и огонь в очаге.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Проект в детском саду "Моя малая родина - остров Сахалин". Старшая группа
Конспект НОД на тему: Малая родина - город Камышлов. Средняя группа
НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Малая Родина - республика Марий Эл