Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мастер-класс для педагогов детского сада. Профилактика речевых нарушений

Мастер-класс для педагогов по теме: «Совершенствование речевых механизмов, как профилактика речевых нарушений»
Автор: Вавинова Елена Владимировна, учитель-логопед, г.Москва
Аудитория слушателей
Специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методисты, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций.
Цель мастер-класса:
Повышение эффективности логопедической работы по формированию синтаксических структур в рече-языковой деятельности детей.
Задачи работы:
• Обсудить классификацию речевых механизмов.
• Показать основные направления работы по формированию речевых механизмов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
• Познакомить с играми и игровыми упражнениями, приемами работы по формированию синтаксических структур в рече-языковой деятельности детей.
Краткое описание:
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современной этапе её развития является совершенствование логопедической работы, направленной на эффективное формирование синтаксических структур в рече-языковой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи (Т.Б. Бессонова, Т.Г. Визель, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева др.).
В онтогенезе речевого развития детей выявляются этапы последовательного формирования синтаксических структур. Развитие синтаксиса представляет собой путь от однословного предложения через соединение двух компонентов к многокомпонентному, целому. Высказывания имеют линейный характер, который разворачивается во времени и в пространстве, что обусловлено специфическими механизмами трансформации речевого материала. Знание механизмов, устройства и функционирования рече-языковой деятельности помогают грамотно и эффективно оказывать помощь детям в преодолении общего недоразвития речи.
Мастер-класс нацелен на знакомство специалистов с особенностями формирования синтаксических структур детей дошкольного и младшего школьного возраста, с механизмами устройства и функционированием рече-языковой деятельности, получить практические навыки по работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи.
Ожидаемые результаты:
Знакомство участников мастер-класса с системой коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование рече-языковых механизмов построения высказывания, приобретение конкретных навыков работы по совершенствованию речевых механизмов у детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание мастер-класса.
Речь –это удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им.
И сегодня мы будем с вами учиться пользоваться речью, языком. А делать мы это будем с помощью совершенствования речевых механизмов.
Что такое механизм?
Слово «механизм» широко употребляется в философских, психологических, психолингвистических, лингвистических публикациях последних лет, однако на настоящий момент не существует однозначного определения, иногда даже в одной и той же работе этот термин использовался в разных смыслах. В литературе встречаются следующие случаи терминологического применения слова «механизм»: под механизмом понимается устройство чего-либо, его структурные характеристики, в другом случае имеется в виду процесс, совокупность действий и операций или ряд процессов.
Рассмотрим, с помощью каких механизмов функционирует рече-языковая деятельность?
И.А.Зимняя выделяет ряд речевых механизмов, соотносимых с тремя фазами речевой деятельности: мотивационно-побудительной, ориентировочно-исследовательской и исполнительной.
Наиболее подробно речевые механизмы рассматривает Н.И.Жинкин. Им были выделены следующие речевые механизмы:
1. Линейный механизм кодирования и декодирования, механизм компрессии. Эти два механизма могут рассматриваться как противопоставленными, так и дополняющими друг друга. Поскольку при их недостаточной сформированности у учащихся отмечаются неполноценность понимания высказывания, трудности видоизменения моделей предложения (увеличение и уменьшения количества слов).
2. Грамматический механизм. Несформированность данного механизма характеризуется трудностями в грамматическом построении фразы, что проявляется в ошибках согласования, управления, в неправильном порядке слов, в употреблении видовременных форм глагола, в выполнении изолированных грамматических операций, таких как образование родственных слов, склонении существительных, спряжении глаголов.
3. Механизм отбора слов и механизм противопоставления.
Недостатки формирования этих механизмов проявляются в виде трудностей конкретизации широких субъективных смыслов внутреннеречевого замысла в определенные точные слова, что обуславливает нарушение операции выбора слов из семантических парадигм.
4. Механизм удержания и упреждения. Несформированность механизма связана с проблемой удержания смысла высказывания, прогнозирования применяемых для выражения мысли лексических и грамматических средств.
Как Вы думаете, в чем состоит сложность порождения высказывания?
Сложность механизма порождения высказывания зависит от процессов:
-отбора синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти,
-выбора лексики для заполнения синтаксической модели,
-выбора нужных форм слов, от расстановки их в определённом порядке
Рассмотрим подробнее механизм кодирования и декодирования (линейного развёртывания).
Цель обучения механизму линейного развёртывания состояла в обучении учеников последовательному построению собственных высказываний путём постепенного увеличения количества слов в предложении.
Суть механизма компрессии заключалась в противоположном, наоборот, уметь уменьшать количество слов в предложении. Усвоение и усовершенствование данных механизмов возможно только после усвоения блоков моделей предложения, и, особенно, после формирования у детей навыков проведения элементарного аналитического анализа предложений.
Основные направления работы над предложением:
Для усвоения этих механизмов применялись следующие виды упражнений.
l.Закончить предложения.
Дети играют в игру, которую…
Мама взяла сумку, чтобы….
2. Соединить два предложения в одно, используя слова «что», «чтобы»….
- Мне нравится. Девочка причёсывает куклу.
- Я хочу. У меня была такая комната.
3. Превратить одно предложение в два.
Я не играю в игру, которую мне подарили.
4. Заменить одно предложение на другие, уменьшая количество слов в нём.
5. Заменить одно предложение другим, увеличивая количество слов в нём (заменить одну модель предложения другой).
6. Составление предложений из слов
Белка, с, прыгать, ветка.
Девочка, карандаш, рисовать.
Лететь, над, лес, самолет.
Рассмотрим упражнения, направленные на совершенствование механизмов линейного развёртывания и компрессии:
1.Составление предложений из слов.
2.Расставь предложения по порядку.
- У Миши жила кошка.
-Хвост у Мурки пушистый.
-Звали кошку Мурка.
-Мурка ловила мышей.
3.Определи, где заканчивается предложение. Расставь точки.
НАСТУПИЛА ЗИМА ВЫПАЛ ПУШИСТЫЙ СНЕГ РЕЧКА ЗАМЕРЗЛА ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ ИМ ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО
4.Нелепицы.
Отметьте предложения, которые не соответствуют действительности. Объясни, что в них не так.
Вера живёт на седьмом этаже пятиэтажного дома.
На плиту поставили кастрюлю.
Продавец разносит письма.
Осенью собирают грибы.
5.Допиши пропущенные слова.
Дети……………..на лугу. Сережа и Лера собирали……….У Миши сачок , он ловит…………………….Пора обедать. Дети…………………домой.
Рассмотрим упражнения, направленные на совершенствование грамматического механизма.
1.Ответь на вопросы.
Где собирают грибы?
Где зимой спит медведь?
Под каким деревом собирают жёлуди?
Где растут овощи?
2.Правильно подбери предлоги.
Зерно ссыпают (в, из ) кузов грузовика.
Грибы собирают (в, на) корзину.
Сливы растут (на, под) деревом.
4.Вставь пропущенные предлоги.
Соня сидит ……….столом.
Она пьёт чай ………. чашки.
Чашка стоит ……… блюдце.
………. тарелочке лежит пирожок.
С целью усвоения и совершенствования речевого механизма – отбора слов – применялись следующие виды упражнений:
-образование уменьшительно- ласкательных слов с суффиксом «ик»:(заяц – зайчик, дом – домик),
- образование слов с помощью суффикса «ущ» (нос – носище),
- образование с помощью приставок (бежал – побежал, убежал …),
- подбор антонимов (утро – вечер),
- подбор синонимов (великий – могучий, громадный….),
- называние обобщённых слов по группе однородных предметов (медведь, лиса, лось – кто они?),
- подбор родственных слов: имён существительных, прилагательных, глаголов (лес- лесок, прилесок, лесник, лесничий...).
Итог мастер-класса. Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования разнообразных упражнений и заданий, направленных на формирование речевых механизмов. И только комплексная и целенаправленная работа специалиста способствует эффективному становлению рече-языковой деятельности детей.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе
Участник №3 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2018 года
Конспект группового логопедического занятия для младших школьников (3-4 класс)
Опубликовано: 2359 дней назад (7 июня 2018)
Просмотров: 2937
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!