Развитие речи детей через игры, направленные на развитие творческой активности и воображения
Развитие творческой активности детей и воображения стимулирует речевое развитие детей дошкольного возраста
Современные условия жизни постоянно требуют от учителей-логопедов искать и применять наиболее эффективные пути преодоления речевых нарушений у детей, особенно у детей раннего возраста.
Как известно, головной мозг является главным регулятором всех функций организма. Первым у детей «зреет» правое полушарие, только потом левое. Именно правое полушарие отвечает за творчество, воображение, ритмы. Очень важно, особенно у безречевых детей, уделять внимание стимулированию активности правого полушария, без активной работы которого невозможно полноценная работа левого полушария.
На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста очень важно подбирать задания для развития 5 чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Для решения этой задачи хорошо подходят игры с песком и водой, дыхательные упражнения, задания на развитие общей и мелкой моторики.
При работе с песком, с водой, ребята создают сюжеты, что является активным стимулом для развития воображения, фантазии. Одновременно с этим происходит стимулирование анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, температурного. При совместной работе дети пытаются «договориться» между собой, что в свою очередь, стимулирует речевого развитие.
Исследователями Г.А. Волковой, Т.Г. Визель, В. А. Гринер и др. была доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи.
Усвоение ритма детьми происходит сразу же после рождения и до 1,5 лет жизни, когда ребенок наиболее чувствителен к простому ритму, в котором сигналы одинаковы и много раз повторяется. Такой ритм носит название итеративного (по Н.А.Бернштейну). Они же регулируют акты сосания, гуления, лепета, ползания, ходьбы. Уже в период лепета появляется синтагматическая организация речи. Это структуризация слога, распадение потока речи на слоговые кванты, что означает сформированность у ребёнка физиологического механизма слогообразования. При нормальном речевом развитии дети к 1 году должны говорить первые слова и каждый месяц словарный запас их должен постоянно пополняться, увеличиваться. Ребенок должен уметь отвечать: да и нет, а также владеть хотя бы двумя глаголами или словом заменителем: дай и на. Понимать обиходно-бытовую речь, выполнять простую инструкцию. Достаточно часто встречаются дети, у которых первые слова появляются после 1,5 лет, ближе к 2 годам, при этом могут говорить только первые слоги в слове или первый гласный звук. Например, вместо слова Катя говорят Ка, вместо молоко –о. Такое воспроизведение достаточно часто указывает на трудности в усвоении слоговой структуры слова, что в свою очередь, свидетельствует о несформированности простого ритма у детей.
И, следовательно, чем раньше специалист поможет ребенку в усвоении ритма, в частности, простого, итеративного, тем быстрее у детей происходит усвоение слоговой структуры слова, синтагмы и овладение полноценной речью.
Исходя из представлений Н.А.Бернштейна, базовым компонентом слогового ритма является элементарный невербальный ритм. Его сохранность обязательное условие формирования слогового ритма речи.
Детей раннего возраста необходимо учить отстукивать ритм на барабане, на бубне, руками, ногами, пальчиками, двумя кубиками т.д., при этом очень важно на начальном этапе показывать образец в медленном темпе, постепенно увеличивая темп.
Все игры можно объединить по следующим направлениям:
- на развитие силы голоса
- на определение тембровой окраски
- на повторение ритмического рисунка.
Одновременно с работой по развитию невербального ритма у детей постепенно в их активный словарь вводятся имена существительные.
С этой целью можно предложить следующие ритмические игры.
Ритмическая игра «Фрукты». Детям предлагается схемы с изображением больших яблок и маленьких слив. Они созрели на дереве и падают. Большие яблоки падают громко «бум», «бум», а сливы маленькие, они падают тихо «бум», «бум». Дети показывают, как падают фрукты и говорят звукокомплекс «бум».
Ритмическая игра «листопад». Учитель-логопед показывает картину осени, на которой нарисованы деревья с желтыми, красными листьями и предлагает детям показать, как падают листья. Желтые листья кружатся (дети выполняют круговые движения) и падают «па», «па». Красные листья падают быстро «ап», «ап» (Дети отводят руки в стороны и быстро опускают их вниз).
Игра: «Найди игрушку». Положите игрушки на видных местах и предложите их найти ребенку. Попросите найти собаку.
Ребенок находит, отхлопывает по слогам её название. Например, ми-ша, ки-са, со-ба-ка и т.д.
Если ребенок приносит не ту игрушку, гово¬рите, что это не та, которую вы хотели, называйте ее, отхлопывайте по слогам и просите отнести на прежнее место.
Ритмическое упражнение «Курочка». Учитель-логопед проговаривает стихотворение, а дети отстукивают обозначенные отрывки.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Ритмическая игра «Сосульки». Детям предлагается показать весеннюю капель (///////, // //). Дети могут отстукивать ритм по коленям, в ладоши, барабанными палочками.
Ритмическое упражнение «Бычок». Детям предлагается рассказать совместно со взрослым стихотворение «Бычок» с одновременным отхлопыванием в ладоши.
Идет бычок качается
Вздыхает на ходу
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (А.Барто)
Игра «Непослушные ручки», цель которой формировать интерес к музыкальным играм, учить подражать действиям взрослого. Педагог садится на коврик напротив ребенка, напевает песенку и показывает движения по тексту, побуждает ребёнка к подражанию.
Ручками мы хлопнем- да,да,да
Ручками мы хлопнем- да,да,да.
Ручками помашем-да,да,да.
Ручками помашем- да,да,да.
Очень важно у детей раннего возраста формировать предпосылки к общению со сверстниками. С этой задачей успешно справляются следующие игры.
Игра «Мишка спит и пляшет», направленная на обучение детей выполнять действия по просьбе взрослого, наблюдать за действиями сверстников.
Педагог показывает детям, как пляшет плюшевый мишка, напевая веселую плясовую мелодию. Малыши повторяют действия по просьбе педагога: « Покажи, как мишка пляшет». Дети учатся качать игрушку, укладывать её спать и поют ей песенку.
Спать не хочет бурый мишка
Уж такой он шалунишка.
Я топтышку покачаю,
Баю, баю,баю, баю.
Игра «Барабан» учит детей ритмично барабанить под музыку, не мешая сверстнику, соизмеряя силу удара. Педагог показывает малышам барабан, палочки и знакомит их со звучанием музыкального инструмента. Дети стучат по барабану только тогда, когда слышат музыку «та,та,та – это барабан». Если музыки нет, то нужно спрятать палочки за спину.
Все эти упражнения и игры направлены на формирование интереса к музыкальным видам деятельности, такие как пение, восприятие музыки, ритмических способностей, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние формирование правого полушария, а в дальнейшем и левого полушария, отвечающего за способность пользоваться языком как средством общения.
Литература.
1. Визель Т.Г. Коррекция заикания. М.:Астрель, 2009.- 224с.
2. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребёнка: в помощь родителям. М.: В.Секачев, 2010. - 46с.
3. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. М.: Каро, 2013. -336с.
Рекомендуем посмотреть:
Материал для речевого развития дошкольников
Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Речевые игры для детей 5 - 9 лет
Похожие статьи:
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет