Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры для стимуляции речевого развития у детей дошкольного возраста

Игры для развития речи у дошкольников
Современные условия жизни постоянно требуют от учителей-логопедов искать и применять наиболее эффективные пути преодоления речевых нарушений у детей, особенно у детей раннего возраста. Исследователями Г.А. Волковой, В. А. Гринер и др. была доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи.
Усвоение ритма детьми происходит сразу же после рождения и до 1,5 лет жизни, когда ребенок наиболее чувствителен к простому ритму, в котором сигналы одинаковы и много раз повторяется. Такой ритм носит название итеративного (по Н.А.Бернштейну). Они же регулируют акты сосания, гуления, лепета, ползания, ходьбы. Уже в период лепета появляется синтагматическая организация речи. Это структуризация слога, распадение потока речи на слоговые кванты, что означает сформированность у ребёнка физиологического механизма слогообразования.
При нормальном речевом развитии дети к 1 году должны говорить первые слова и каждый месяц словарный запас их должен постоянно пополняться, увеличиваться. Ребенок должен уметь отвечать: да и нет, а также владеть хотя бы двумя глаголами или словом заменителем: дай и на. Понимать обиходно-бытовую речь, выполнять простую инструкцию. Достаточно часто встречаются дети, у которых первые слова появляются после 1,5 лет, ближе к 2 годам, при этом могут говорить только первые слоги в слове или первый гласный звук. Например, вместо слова Катя говорят Ка, вместо молоко –о. Такое воспроизведение достаточно часто указывает на трудности в усвоении слоговой структуры слова, что в свою очередь, свидетельствует о несформированности простого ритма у детей.
И, следовательно, чем раньше специалист поможет ребенку в усвоении ритма, в частности, простого, итеративного, тем быстрее у детей происходит усвоение слоговой структуры слова, синтагмы и овладение полноценной речью.
Детей раннего возраста необходимо учить отстукивать ритм на барабане, на бубне, руками, ногами, пальчиками, двумя кубиками т.д., при этом очень важно на начальном этапе показывать образец в медленном темпе, постепенно увеличивая темп.
Все игры можно объединить по следующим направлениям:на развитие силы голоса, на определение тембровой окраски,на повторение ритмического рисунка.
Одновременно с работой по развитию невербального ритма у детей постепенно в их активный словарь вводятся имена существительные.
С этой целью можно предложить следующие ритмические игры.
Ритмическая игра «Фрукты» . Детям предлагается схемы с изображением больших яблок и маленьких слив. Они созрели на дереве и падают. Большие яблоки падают громко «бум», «бум», а сливы маленькие, они падают тихо «бум», «бум». Дети показывают, как падают фрукты и говорят звукокомплекс «бум».
Ритмическая игра «листопад». Учитель-логопед показывает картину осени, на которой нарисованы деревья с желтыми, красными листьями и предлагает детям показать, как падают листья. Желтые листья кружатся (дети выполняют круговые движения) и падают «па», «па». Красные листья падают быстро «ап», «ап» (Дети отводят руки в стороны и быстро опускают их вниз).
Игра: «Найди игрушку» . Положите игрушки на видных местах и предложите их найти ребенку. Попросите найти собаку.
Ребенок находит, отхлопывает по слогам её название. Например, ми-ша, ки-са, со-ба-ка и т.д.
Если ребенок приносит не ту игрушку, гово¬рите, что это не та, которую вы хотели, называйте ее, отхлопывайте по слогам и просите отнести на прежнее место.
Ритмическое упражнение «Курочка». Учитель-логопед проговаривает стихотворение, а дети отстукивают обозначенные отрывки.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Ритмическая игра «Сосульки» . Детям предлагается показать весеннюю капель (///////, // //). Дети могут отстукивать ритм по коленям, в ладоши, барабанными палочками.
Игра «Непослушные ручки», цель которой формировать интерес к музыкальным играм, учить подражать действиям взрослого. Педагог садится на коврик напротив ребенка, напевает песенку и показывает движения по тексту, побуждает ребёнка к подражанию.
Ручками мы хлопнем- да,да,да
Ручками мы хлопнем- да,да,да.
Ручками помашем-да,да,да.
Ручками помашем- да,да,да.
Очень важно у детей раннего возраста формировать предпосылки к общению со сверстниками. С этой задачей успешно справляются следующие игры.
Игра «Мишка спит и пляшет», направленная на обучение детей выполнять действия по просьбе взрослого, наблюдать за действиями сверстников.
Педагог показывает детям, как пляшет плюшевый мишка, напевая веселую плясовую мелодию. Малыши повторяют действия по просьбе педагога: « Покажи, как мишка пляшет». Дети учатся качать игрушку, укладывать её спать и поют ей песенку.
Все эти упражнения и игры направлены на формирование интереса к музыкальным видам деятельности, такие как пение, восприятие музыки, ритмических способностей, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на психоречевое развитие детей.
Литература.
1. Визель Т.Г. Коррекция заикания. М.:Астрель, 2009.- 224с.
2. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребёнка: в помощь родителям. М.: В.Секачев, 2010. - 46с.
3. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. М.: Каро, 2013. -336с.

Рекомендуем посмотреть:

Речевые игры для детей Развитие речи у детей. Советы для родителей Игры на развитие речи дошкольников через импровизацию Игра - упражнение в правильном употреблении глагола хотеть для детей 5-6 лет

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Игры с буквами для детей 4-6 лет

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Игры на развитие воображения и творческой активности дошкольников | Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников 5-7 лет
Опубликовано: 2333 дня назад (16 июня 2018)
Просмотров: 2093
Рубрика: малыши
+2
Голосов: 2
Ольга Александровна Кожевина # 16 июня 2018 в 21:12 +1
ваша статья познавательная. Игры просты в применении и могут быть использованы, как воситателем так и родителем. спасибо за интересную информацию.